Анна Панкова
Наиболее эффективные методы оздоровления дошкольников (психогимнастика)
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее эффективные методы оздоровления дошкольников (психогимнастика).
Укрепление физического и психического здоровья детей – это одна из важных задач по физическому воспитанию. По данным медицинской статистики количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает всего лишь несколько процентов абсолютно здоровых детей. Не исключением является и наш город. Важную роль в решении данной проблемы имеет детский сад.
Публикация «Наиболее эффективные методы оздоровления дошкольников (психогимнастика)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Усилия всего коллектива нашего детского сада направлены на оздоровление дошкольников. Совершенствование здоровьесберегающей среды является приоритетным направлением деятельности детского сада.
В детском саду выстроена целостная система по внедрению в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Особое внимание в воспитании здорового ребенка уделяется развитию двигательной активности. Инструктор по физкультуре использует различные виды игр: сюжетные, со спортивными элементами, игры забавы и др., но особое внимание уделяется играм с элементами психогимнастики.
Своей целью я поставила выбор наиболее действенного и эффективного метода физического воспитания детей. Дошкольникам очень важно привить вкус к физкультурным занятиям, развить потребность в физических нагрузках, поэтому для физкультурных занятий как наиболее эффективной здоровьесберегающей технологией я выбрала психогимнастику, так как в ее основе лежит игра, что немаловажно для деятельности дошкольника и для педагогов она наиболее доступна в применении.
Дети на физкультурных занятиях используют приобретенные знания и навыки, проявляют активность и самостоятельность. Поэтому очень важен тот фактор - с каким настроениям дети приходят на физкультурные занятия. Моя задача, как инструктора по физкультуре состоит в том, чтобы вызвать у детей желание выполнять физические упражнения, создать хорошее настроение. Добиться таких результатов помогает использование элементов психогимнастики на занятиях физкультурой.
На физкультурных занятиях ребенок учится справляться с физическими нагрузками. Дети самостоятельно определяют свои возможности, у них возникает желание быть гибкими, ловкими. При успешном выполнении заданий появляется уверенность в себе. У более уверенных детей возникает потребность двигаться больше. Наша задача развивать эту потребность, поэтому наряду с упражнениями на развитие гибкости, ловкости, выносливости на занятиях физкультурой включаю игры с элементами психогимнастики.
Психогимнастика для детей представляет собой курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройств психики.
Приемы психогимнастики не отменяют и не заменяют традиционные методы воздействия на детей, все хорошо в комплексе и все хорошо в меру.
Когда использовать психогимнастику?
Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутостью, находящимся на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
В ходе занятий с элементами психогимнастики дети учатся действовать в выбранном темпе, ориентироваться в пространстве, напрягать и расслаблять разные группы мышц. Выполнять движения в определенной последовательности, а активная работа мышц лица и тела обеспечивает разрядку эмоций.
Включенные упражнения по психогимнастики в физкультурное занятие помогают создать доброжелательную атмосферу, снять напряжение, усталость, закомплексованность, устранить замкнутость, преодолеть застенчивость. У детей быстрее развивается пластика, координация движений.
Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности. Сюжетные занятия открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, стимулируют двигательную активность, обеспечивая таким образом гармоничное развитие ребенка.
Болшое влияние оказывает психогимнастика на осанку ребенка. Все эмоции не вызывающие радость «съеживают» фигуру детей. И тогда очень сложно заниматься коррегирующими упражнениями на исправление осанки.
Психогимнастику можно использовать и в качестве релаксации после интенсивных нагрузок. В качестве оживления в работе, а так же как самостоятельный вид групповой и индивидуальной работы.
Структура сюжетных занятий с использованием психогимнастики.
Начальный этап-беседа с детьми. Художественное слово, загадка, красочная игрушка, сюрпризный момент и другое
Этап проживания действий- отработка основных движений, гимнастических упражнений
Этап организации эмоционального общения – содержание общения ребенка со взрослыми или сверстниками, оценка своих эмоций и эмоций партнера
Этап организации контролируемого поведения – приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов
Заключительный этап -приведение в равновесие эмоционального состояния. Улучшение самочувствия и настроения
Приведу пример нескольких уражнений:
Упражнения, направленные на развитие координации движений:
- Упражнение «Шалтай - Болтай»
Педагог читает стихотворение о Шалтае - Болтае, а каждый ребенок повторяет движение.
Шалтай -Болтай
Сидел на стене (ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки расслаблены, вдоль туловища)
Шалтай -Болтай
Свалился во сне (корпус тела наклоняется резко вниз).
Упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов:
- Игра с песком
Дети набирают в руку воображаемый песок, сжимают в кулак, «чтобы не высыпалось ни песчинки», затем потихоньку высыпают песок на колени. Стряхивают последние песчинки с кистей, опускают расслабленные руки
Упражнения, направленные на релаксацию:
- Упражнение «Колокольчик»
Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной. «Пробуждение» происходит под звучание колокольчика.
Упражнениями на расслабление быстро решается задача восстановления функций организма после физической нагрузки. Повышения работоспособности детей. И перевод их из эмоционального возбужденного состояния в спокойное.
На занятиях я выступаю в роли помощника, что способствует самостоятельности и самовыражению через движение. Я не ставлю целью достижение высоких результатов, моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить потенциальные возможности. Я вижу, как расправляются их плечи. Выпрямляются спинки. Как свободно они двигаются. Превращаются в различных животных, улыбаются.
Благодаря применению психогимнастики на физкультурных занятиях у детей появился интерес к занятиям, появились навыки самоконтроля. Улучшилась координация. Дети стали меньше болеть, более успешно проходила их социализация в обществе.
Таким образом хочется сделать вывод, что система работы, выбранная нами доказала свою эффективность. С уверенностью можно сказать, что видна положительная динамика уровня развития детей. Появилась выразительность в моторике, появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивный азарт, интерес. Я стала замечать. Что дети становятся более внимательными и выдержанными.
Результатом работы считаю то, что дети с радость бегут на занятия по физкультуре. Ребята на таких занятиях получают эмоциональный подъем, выявляют у себя такие позитивные качества характера как: целеустремленность, излучают энергию, бодрость, которые возвращаются к нам по принципу бумеранга