Марина Герасимова
Эффективные методы и формы оздоровления младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные методы и формы оздоровления младших дошкольников
Герасимова Марина Николаевна,
старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 12/2 комбинированного вида»
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного, физического и эстетического развития ребенка, формируется его личность. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство.
Публикация «Эффективные методы и формы оздоровления младших дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
В настоящее время отмечается увеличение количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным заболеваниям.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требуют от педагогов дошкольного учреждения реализации следующих задач:
-охраны жизни и укрепления здоровья детей;
- всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
-сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
- формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей.
Все эти задачи нацелены на всестороннее развитие личности ребенка.
Но бывает недостаточно традиционных форм организации педагогического процесса. И здесь важно подобрать такие методы, приемы работы с ребенком, которые будут развивать интерес к двигательной активности, творческой деятельности.
Изучив методическую литературу Бочкаревой Н. И. «Ритмика и хореограф»; Зиминой А. Н. «Основы музыкального воспитания развития детей младшего возраста»; Бриске И. Э.
«Ритмика и танец», мы решили ввести новый метод работы с младшими дошкольниками, направленный на оздоровление ребенка через использование хореографии и дыхательной гимнастики интегрировано.
Для начала мы решили ввести в утреннюю гимнастику танцевальные движения, тем самым превратив традиционную гимнастику в ритмическую деятельность. Ритмику, как обучающий метод, создал в начале XX века профессор Женевской консерватории Эмиль Жак-Далькроз.
На занятиях ритмикой ребенок развивается многосторонне, приобретая ряд навыков и умений: улучшается физическая форма ребёнка, вырабатывается координация движений, ребенок обучается простейшим танцевальным движениям, усваивает такие понятия, как темп, ритм, а также жанр и характер музыки, малыш учится адекватно выражать и контролировать свои эмоции, развивается творческая активность. Ритмика в детском саду является хорошей подготовкой для дальнейших занятий музыкой, танцами, спортом. Занятия ритмикой дают отличную разрядку для гиперактивных деток, так как ритмика помогает раскрепоститься, учит свободно двигаться, создает ощущение радости.
Наши дети постепенно развивают танцевальность, артистизм, координацию хореографических движений, воображение, фантазию, то есть проявляют не только свои физические способности, но и творческие. Кроме того в период дошкольного возраста дети интенсивно растут и развиваются, а так как в процессе умственных занятий у детей происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, нарушается осанка, то танцевальные движения становятся их потребностью, способом расслабления всего организма. Ведь одной из главных задач для нас является организация двигательного режима детей, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественные потребности в движениях.
Между ритмической гимнастикой и обычной физкультурой, безусловно, много общего — физические упражнения и там, и там выполняются под музыку в определённом ритме. Но при этом цели преследуются разные. Ритмика не ставит во главу угла физическое развитие, техника исполнения не является первоочередной задачей, хотя это тоже немаловажно. Акценты в ритмической гимнастике делаются на развитие координации, умение слушать и слышать музыку, чувствовать свое тело и свободно им управлять, на развитие чувства ритма, конечно. Считается, что начинать заниматься ритмической гимнастикой оптимально в 3-4 года. К этому возрасту уже достаточно развита координация движений. Ритмика в детском саду обычно проводится, начиная со 2-й младшей группы. Многому малыш не научится, но приобретет полезные навыки, которые значительно облегчат ему дальнейшее, как общее, так и музыкальное развитие и обучение.
Занятия ритмикой включают подвижные упражнения, требующие достаточного пространства. Ритмика в детском саду проводится в физкультурном или музыкальном зале, обычно под сопровождение фортепиано (использование фонограмм детских песен и современных танцевальных мелодий тоже пойдет на пользу и разнообразит занятие). Дети быстро устают от однообразной деятельности, поэтому занятие строится на чередовании небольших 5-10 минутных блоков. Сначала обязательна физическая разминка (варианты ходьбы и бега, несложные упражнения). Затем следует «основная» активная часть, требующая максимального напряжения (как физического, так и интеллектуального). После чего деткам требуется отдых – спокойные упражнения, лучше сидя на стульчиках. Можно устроить полный «релакс» под успокаивающую музыку. Далее — вновь активная часть, но уже на знакомом материале. В конце занятия хорошо провести подвижную игру или затеять мини-дискотеку. Естественно, на всех этапах, включая релаксацию, используется материал, подходящий для достижения целей ритмической гимнастики.
Помимо ритмической и дыхательной гимнастики, раз в неделю для своих малышей мы ведем кружок по хореографии. Хореография ставит перед собой цель приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание. И самое важное нужно знать, что каждый ребенок индивидуален, и поэтому мы стараемся учитывать индивидуальные особенности малыша. Например, детям стеснительным предлагаем главные роли в играх, показать какое-либо упражнение или движение остальным воспитанникам, чтобы они, таким образом, освободились от своей застенчивости. На занятиях по хореографии мы с детьми изучаем партерную гимнастику, которая позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку.
Детям нужно давать точные инструкции для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют. Для занятий партерной гимнастикой необходимы мягкие коврики, на которых будет удобно заниматься на полу. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.
Так же мы делаем упражнения на ориентировку в пространстве, то есть знакомимся с перестроениями и построениями такими как: круг, линия, диагональ, колонна, полукруг, что научить детей свободно ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место.
Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.
Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхание с движением; чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.
Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т. к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке.
И наша задача научиться и научить детей правильно дышать
Использование физических упражнений, направленных на предупреждение простудных заболеваний, улучшение функций верхних дыхательных путей, мы рекомендуем применять во всех возрастных группах.
Дыхательные упражнения могут проводиться во время занятий по хореографии.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
На данном этапе наши дети знают начало и конец музыкальной фразы, названия некоторых танцевальных элементов и движений, выполняют простейшие ритмические рисунки (круг, линия, полукруг, исполняют движения в парах, чувствуют ритм. У ребят развивается музыкальность, пластичность, дети чувствуют себя более раскрепощенными, развиваются личностные качества детей, воспитывается трудолюбие и терпение.