МААМ-картинки

Народная педагогика о формировании у детей оптимизма

Наталья Терешкина
Народная педагогика о формировании у детей оптимизма
▼ Скачать + Заказать документы

Народная педагогика о формировании у детей оптимизма.

Народная педагогика и есть тот механизм, который развивает в человеке «житейское умение» - способность жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром. Она возникла в глубокой древности, когда взрослые впервые осознали свою ответственность за жизнь и судьбу идущего им на смену поколения. «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», - писал К. Д. Ушинский.

Публикация «Народная педагогика о формировании у детей оптимизма» размещена в разделах

Среди богатого арсенала сложившихся в народе педагогических традиций существуют способы и приёмы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности. Это такие качества личности, которые помогают человеку выживать в самых трудных условиях, не терять веры в себя, надеяться на лучшее и стремиться к лучшему.

Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время с его бурными коллизиями, экономическими кризисами, дисбалансом, падением морального общественного тонуса. Поэтому важно воспитывать в детях определённый «стоицизм» к негативным средовым воздействиям, обеспечивающий сохранение душевного равновесия.

Основой воспитания в народе является организация радостной перспективы воспитания, которая имеет устойчивую оптимистическую направленность. Она заложена в таких широко известных воспитательных средствах, как сказки, потешки, игры, песни, загадки, дразнилки и т. п. Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня. Её прямая функция – успокоить, убаюкать маленького ребёнка. Мудрый народ, не знакомый с основами психологии, путём многолетних наблюдений понял, что сделать это можно тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией. Так создалась форма для колыбельной песни. Материнские чувства подсказали, каким должно быть её содержание, -- здесь отражается всё, что есть в душе матери лучшего, возвышенного, здесь высказываются материнские надежды и пожелания видеть своё дитя добрым, справедливым, красивым духовно и физически. Эти извечные материнские мечты придают колыбельной песне воспитательную силу.

Логическим продолжением колыбельных песен являются пестушки, потешки. Своё название они получили от слов «пестовать», тешить, что означает нянчить, растить. Пестушки и потешки короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают ребёнка в первые месяцы жизни. Главные их особенности: быстрый ритм, шуточно-юмористическое содержание, связанные с различными движениями детей : протягиванием рук, первыми шагами, движением, беганием.

На смену пестушкам и потешкам в 3-4 года к ребёнку приходят прибаутки – маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения, придающие речи юмористический оттенок. Существует особый вид прибауток - небылицы или перевёртыши, как назвал их К. И. Чуковский. Небылицы, чепуха, перевёртыши – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.

Ребёнок растёт и в 5-6 лет некоторое время проводит на улице со сверстниками, соседскими детьми. В детской среде ребёнок овладевает способами самовыражения своей личности, самоутверждения, становление его самооценки, самоконтроля и саморегуляции своего поведения и настроения. Одним из наиболее известных средств народной педагогики являются народные игры.

Игры часто начинаются со считалок. Исстари считалка придумана для детей как способ осуществления объективной справедливости, когда не авторитет взрослого или старшего ребёнка, а как бы сама судьба разрешает ту или иную проблему. Считалка помогает воспитывать привычку к безусловному подчинению общественным нормам, правилам.

Повседневная жизнь ребёнка - это не только смех и веселье. По разным причинам и поводам ребёнку свойственны и чувства огорчения, обиды неприязни, злости, отвращения и т. п. Народная мудрость выработала способы выхода отрицательных эмоций в слове, а именно в дразнилках. Перенимая от взрослых привычку давать прозвища, дразнить дети, в то же время осуждали само желание дразнить часто без особой нужды. По разному можно относится к дразнилке, но нельзя не признать, что именно она высмеивает и осуждает дурные наклонности и поступки ребёнка прямо называя его вором, лентяем, обжорой. Непроизвольно развивая чувство юмора, дразнилка формирует открытость при выявлении отношений, прямоту в осуждении недостойного поведения.

Для воспитания у детей жизнерадостности можно с успехом применять и другие народные педагогические средства : загадки, пословицы и поговорки, сказки, игры т. д. Заинтересованным родителям не трудно будет найти этот материал и для того чтобы разнообразить и эмоционально обогатить общение с ребёнком, а значит провести время совместной жизни радостно, полноценно, многогранно.

Литература:

Бахтин В. С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. – Л. :Дет. лит., 1982.

Лунина Г. В. «Воспитание детей на традициях русской культуры». – М. : ЦГЛ, «ЭЛИЗЕ ТРРЕЙДИНГ», 2004.

Как помочь ребёнку войти в современный мир)/ Под ред. Т. В. Антоновой. М. : 1995.

Публикации по теме:

Использование этнокультурные традиции в формировании элементарного математического представления детей 5–6 лет «Использование этнокультурных традиций в формировании количественных представлений детей дошкольного возраста. А. Д. Куулар воспитатель,.

Использование дидактических игр в формировании познавательного интереса у детей Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования личности. Под влиянием познавательной.

Музейная педагогикаМузейная педагогика Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вызвало противоречивые чувства и реакции в среде.

Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи детей 4–5 лет Сообщение на педсовет из опыта работы На тему: «Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи детей 4-5 лет».

Социально-педагогический проект «Школа оптимизма» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название проекта Школа оптимизма Вид проекта Творческий Продолжительность Долгосрочный Сроки реализации 2016-2018.

Использование приемов мнемотехники в формировании начал экологической культуры у детей 4–5 лет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. Дошкольный возраст - один из самых ценных.

Взаимодействие родителей дошкольников и ДОУ в формировании нравственно-патриотических чувств у детей. Консультация для воспитателей. «Взаимодействие родителей дошкольников и ДОУ в формировании нравственно-патриотических чувств у детей»..

Экология, математика, развитие речи и педагогика для детей дошкольного возраста ЭКОЛОГИЯ Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно,.

Значение развития мелкой моторики при формировании речи у детей с ОВЗ Значение развития мелкой моторики при формировании речи у детей с ОВЗ. Развитие ребенка – это чудо, предполагающее удивительное и постепенное.

Значение сенсомоторного развития в формировании межполушарных связей у детей с ТНР Прекрасен и разнообразен окружающий мир. Для детей он таит множество открытий. Для ребёнка с тяжёлым нарушением речи самостоятельное познание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народная педагогика о формировании у детей оптимизма
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 21:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная педагогика о формировании у детей оптимизма» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Терешкина (УИ 368619) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД