Елена Рыбакова
Народная подвижная игра в патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
патриотическом воспитании дошкольников
…через детей последующих поколений
детские игры снова повторяются, снова
оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют…
Е. А. Покровский
А игры не будет, что ж тогда останется?
Л. Н. Толстой «Детство»
Публикация «Народная подвижная игра в патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Народные подвижные игры – традиционное средство педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Радость движения в этих игра сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребё нка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе. Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения. В большинство народных подвижных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу физических навыков и умений. Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для чужих глаз переносить боль от рискованных падений и ушибов. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для становления характера человека.
Перед проведением сюжетных народных игр детям рассказываем о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показываем иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовываем национальными обычаями, фольклором например: через хакасскую игру «Пеелбек», русскую «Чижик», украинскую «Колдун», белорусскую «Посадка бульбы» и др. Популярными являются народные спортивные игры. По содержанию эти игры лаконичны и выразительны, не требуют от играющих какой – либо специальной подготовки. Таковы, к примеру, «Лапта», «Чикбек», «Бег в мешках». Во время проведения игр у детей развивается реакция на мгновенное изменение ситуации, проявляется смелость, сообразительность, смекалка, умение переключаться с одной деятельности на другую, например, в русских народных играх : «День и ночь», «Бабка Ежка», «Салки в кругу» и др. Многие игры способствуют развитию не только физических, но и умственных способностей играющих. Особенно ярко это проявляется в таких хакасских играх, как «Пешки» и «Прятанье золота».
Таким образом, детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволяют решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.
Литература
1. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре
//Управление ДОУ. 2005. № 1.
Инструктор по физкультуре. 2010. № 2.
2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учеб. -метод. пособие. СПб, 2004.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., 2003.
4. Смирнова А. И., Полтавцева Н. В. Использование системы подвиж-ных игр для старших дошкольников в повседневной жизни: Метод, рекомендации для студентов факультета дошкольного воспитания и воспитателей детского сада. Тольятти, 1996.
5. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. 2009