Народное декоративно-прикладное искусство. Беседы

елена прокопова
Народное декоративно-прикладное искусство. Беседы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 «Снежинка»

ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ

ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Воспитатель: Прокопова Елена Львовна

г. Радужный

Искусство Городца

(беседа)

Программное содержание.

• Познакомить детей с изделиями Городецких мастеров.

• Развивать эстетическое восприятие.

• Формировать эмоциональную отзывчивость.

• Учить выделять характерные особенности городецкой, дымковской, филимоновской росписи.

Материал.

Изделия Городецких мастеров.

Иллюстрации с изображением Городецких мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Аудиозапись народных мелодий.

Ход занятия.

Группа украшена изделиями Городецкого промысла.

В. - «Есть на Волге в Нижегородской области старинный городок – Городец. А за ним леса, большие и дремучие. Когда-то в Городце строили парусные корабли для всей Волги. Да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими разными фигурами и узорами. На носу – русалки, их называли Берегинями, улыбчатые львы – на корме. Сани и дуги в Городце тоже делали раззолоченные и расписные, каких больше нигде нет; сплошь в резных и расписных, затейливых узорах там и мебель, и донца для прялок, и сундуки, и другие домашние вещи. И дома в Городце украшают такой же богатой резьбой, поэтому они похожи на сказочные терема. Делают в Городце игрушки из дерева и глины. Глиняные игрушки не расписные, а политые блестящей глазурью. Самое же примечательное в Городце – это конь: красивый, гордый, с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.

Конь копытом бьет, удила грызет.

Коня рисуют на дверцах шкафов, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены. И обязательно украшают изображение яркими сказочными цветами – розанами и купавками. Получается веселый цветущий сад или даже сказочное царство, где мчатся волшебные кони, летают чудесные птицы, живут прекрасные дамы и кавалеры. А ещё рисуют коней запряженных в деревянные саночки, вырезанных из дерева. Есть деревянные кони – качалки, красные и черные, в желтых и белых яблоках. Коней рисуют и вырезают не только в Городце, но и во многих других местах. А вот коней летающих подобно птицам, кроме Городца нигде не увидишь. Потому так прекрасны эти кони, что делают их настоящие художники. А может потому, они так хороши в Городце, что здесь любили сказки: ведь и корабли мастерили сказочные, красивые, и дома, и разную домашнюю утварь.

Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одно орудие труда не было столь разнообразно по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Раньше в крестьянской семье начинали прясть шерсть с детства. Это ремесло пришло к нам из глубины веков, стало символом женского трудолюбия.

Прялка состоит из стояка с гребнем, лопасти к которой прикрепляется кудель и горизонтальной доски – донца, на которое садится пряха. Прялка была одна из самых почитаемых предметов в доме. Её раскрашивали в зависимости от того, кому она принадлежала – девочке, девушке или женщине. Для детей делали простые маленькие прялочки. В Городце расписывали прялки, знаменитые на всем Поволжье.

С особым искусством вырезали в Городце пряничные доски, на которых пекли знаменитые Городецкие поливные пряники.

Особенно хорош был Городец в шумные дни ярмарок. Красочной вереницей спускались лавочки, лавчонки, навесы к берегу Волги. Чем там только не торговали: кренделями, пряниками, булками, баранками, сладостями.

Можно было купить сани, дровни, саночки расписные, кадки и многое другое. В «Город Мастеров» превращается Городец в праздник Левши. Каждый участник показывал свое искусство: кто в росписи, кто в вышивке, кто в резьбе по дереву.

Один из ведущих мастеров Городецкой росписи – Аристарх Евстахович Коновалов выделяет такие качества этой росписи: праздничность, торжественность, красочность. Городецкая роспись – это искусство оформления плоских поверхностей, которые не закаливаются в печи. Мастера и художники используют в росписи красный, синий, желтый, зеленый и другие цвета, а так же их оттенки: составляют разнообразные оттенки голубого и оранжевого, розового и фиолетового с добавлением белил. Важная часть росписи – умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками (оживка)

Вопросы к детям.

• Где производятся эти изделия?

• Как называется эта роспись, которой украшены эти изделия, представленные на этой выставке?

• Из какого материала они выполнены?

• Нравятся ли вам изделия Городецких мастеров и почему?

Познавательная полочка.

• Спилы деревьев.

• Краски для рисования (гуашь, акварель, масляные).

• Для ремонта помещений, макияжа, раскраски ткани, пищевой краситель.

• Лаки: (мебельный, для ногтей, для волос).

• Кисти для рисования, ремонта, макияжа.

• Картинки с изображением кисти винограда, кисти руки.

• Картинки отображающие предметы производства (резцы, токарный станок).

Жостовские подносы

(беседа)

Программное содержание.

• Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере творчества мастеров Жостовского промысла.

• Воспитывать уважителное отношение к труду народных мастеров.

• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного искусства.

• Учить видеть взаимосвязь окружающего мира и произведений народного искусства.

• Показать отличия жостовского промысла от других лаковых промыслов.

Материал.

Жостовские подносы.

Наглядный демонстрационный материал с изображением жостовских подносов.

Произведения лаковых промыслов – Палеха, Федоскина.

Видеокассета «Народные промыслы».

Аудиозапись народных мелодий.

Ход занятия.

В. - «Недалеко от Москвы раскинулось небольшое старинное село Жостово. Многие знают название этого села, народные мастера давно начали создавать здесь лакированные жостовские подносы. Важная роль в развитии традиций декоративной жостовской росписи принадлежала старейшим мастерам: И. Леонтьеву, М. Митрофанову, П. Платонову и другим. Традиции своеобразного мастерства постоянно обогащается творческим трудом большого коллектива. Сегодня в Жостове также работают знаменитые мастера: В. Графов, Н. Антипов, Е. Лапшин и другие.

Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, так как выполняется она без всяких образцов. Среди жостовских вещей не найти двух совершенно одинаковых, ведь все мастера работают творчески, не копируя чужие образцы и не повторяя свои собственные. Изготавливают разносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из листа и ковались вручную, а сейчас выполняются на механических прессах.

Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют и лакируют, делают их поверхность безупречно ровной, затем расписывают масляными красками, покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные бутоны цветов. Роспись выполняется в несколько этапов. Начинается она с «замалевки»: разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. «Замалеванные» подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. Следующими приемами «тенежкой» и «прокладкой» строятся формы цветов и листьев: сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подсвеченных, уточняющих все формы. Завершается роспись изящной графикой «чертежки» и «привязки»: упругие линии «чертежки» легко обегают по контуру лепестки и листья, по контрасту выразительно подчеркивая их сочную живопись; мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону.

Расписные подносы составляли неотъемлемую часть русского быта. Их можно было увидеть в трактире или чайной, на праздничном столе, степенном чаепитии в крестьянских или купеческих домах. Очень популярны подносы и в наше время. В современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно, привлекающие своей солнечной красотой, обаянием рукотворности, печатью творческой индивидуальности мастера.

Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными, треугольными, фигурными – фестончатыми, гитарными. Обычно подносы бывают черного цвета, но бывают и другого цвета: зеленого, синего, фиолетового, золотистого, красного, под «слоновую кость». На подносах изображают яркие, красивые цветы, фрукты и ягоды, сказочных птиц. Многоцветные букеты, венки, гирлянды – розы, мак, васильки, шиповник, астры, тюльпаны украшают поднос. Цветы выступают из ночной темноты фонов яркими красочными переливами. На подносе они выглядят живыми.

Мастера чаще всего пишут красочные букеты. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффективно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Сначала подносы украшают крупными цветами (розы, георгины, а затем небольшими цветами, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются, и появляются стебли букетов, листья, травинки. Букет в центре подноса кажется плотным и ажурным, так как сквозь него просвечивает темный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками, стебельками. Мастер все время уточняют форму букета, цветы словно становятся живыми. Последние мазки, блики, черточки, семена, мелкая травка, и осталось только нарисовать золотую кайму – орнамент по краю подноса (легкие завитки, волнистые, переплетающиеся линии). Жостовские подносы всегда дарят людям радость и красоту.

Вопросы к детям.

• Какой поднос вам понравился больше всего?

• Какой фон чаще всего используют мастера Жостова?

• Чем жостовские подносы отличаются от других лаковых промыслов – Палеха, Федоскино?

• Где и для чего можно использовать жостовские подносы?

Полочка красоты.

• Жостовские подносы и их иллюстрации.

• Палеховские и Федоскинские миниатюры – шкатулки.

• Разные лаки, краски, кисти.

Золотая хохлома

(беседа)

Программное содержание.

• Расширять знания детей о народном искусстве.

• Уточнять представления о хохломском промысле.

• Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий.

• Формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства.

Материал.

Выставка хохломских изделий.

Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно- прикладного искусства.

Аудиозапись народных мелодий.

Ход занятия.

Выставка подлинных изделий хохломского промысла.

В. – «Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. Большую часть Нижегородского края занимали дремучие леса, и особенно много леса шло на изготовление деревянной посуды – ложек, чашек, туесов, братин. (Туес – цилиндрический сосуд из бересты для хранения жидкости, сверху закрывается крышкой с ручкой; братина – сосуд для напитков, выточенный из дерева, имеет округлую форму.)

В селе Хохлома проводились ярмарки по продаже золотистых расписных деревянных изделий. «Золочение» изделий из древесины было заимствовано у иконописцев. Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатых людей и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка (или ковш) считалась подарком. Из дерева (на токарном станке) вытачивали различные чаши, миски, но больше всего требовалось ложек. На стол можно было поставить одну миску с кашей, но ложка требовалась каждому едоку.

В отличии от мисок и чаши поставец поставец был индивидуальной посудой. Состоял он из двух одинаковых чаш, одна из них служила крышкой, а другая туловом сосуда. Самой почетной посудой на столе была солоница, потому что хлеб и соль всегда рядом, и мастера старались украсить её очень красиво. Среди праздничной посуды выделялись сосуды, в которых подносились к столу напитки, - ковшики, братины.

Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастер может свободно вырезать из неё любое изделие. Затем этим изделиям необходимо было дать просохнуть, иначе дерево может дать трещину, а чтобы можно было налить жидкость и не бояться, что она треснет, надо поры закрыть глиняно-масляным грунтом. После сушки изделия очищают шкуркой и покрывают олифой два-три раза, и, пока последний слой не высох, натирают изделие алюминиевым порошком, таким оно поступает к художнице.

В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, желтую, зеленую. А кисточку он делает из беличьего хвостика. Гибкими подвижными мазками создает «травный» орнамент. Прихотливо изгибаясь, травинки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стеблем, образуют «древко» - дерево жизни (по старинным преданиям, именно от такого дерева началась вся жизнь на земле). Часто травка дополняется цветами, ягодами, листьями. Этот вид росписи называется «растительно - травочным».

Роспись под «фон» - это более трудоемкий вид росписи. На поверхности изделия черной линией наносится рисунок, а затем все свободное пространство закрашивается красным или черным цветом.

Роспись «кудрина» отличается от других видов росписи своей аккуратностью. Её формы напоминают завитки-кудри.

Послушайте стихотворение о том, как словами можно нарисовать эту чудесную роспись.

Золотая хохлома.

Как волшебная Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка мастерица,

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души –

Кубки, чаши и ковши!

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи!

Вопросы к детям.

• Как называется роспись, которой украшены изделия представленные на выставке?»

• Где производят эти изделия?

• Из чего изготовлены хохломские изделия?

• Чем отличаются изделия, украшенные хохломской росписью, от изделий, украшенных Городецкой росписью?

Познавательна полочка.

Спилы деревьев.

Краски: для рисования (гуашь, акварель, масляная); для ремонта, для макияжа, раскраски ткани, пищевой краситель.

Лаки: мебельный, для ногтей, для волос.

Кисти: для рисования, ремонта, макияжа, картинки с изображением кисти винограда, кисти руки.

Картинки, отображающие предметы производства (резцы, токарный станок).

Искусство Жостова

(беседа)

Программное содержание.

• Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере творчества мастеров Жостова.

• Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно – прикладного искусства.

• Учить видеть взаимосвязь окружающего мира и произведений народного искусства.

• Показать отличия жостовского промысла от других лаковых промыслов.

Материал.

Жостовские подносы.

Наглядный демонстрационный материал с изображением жостовских подносов.

Произведений лаковых промыслов – Палеха, Федоскина.

(по возможности видеокассета «Народные промыслы»).

Аудиозапись народных мелодий.

Ход занятия.

В. - «Недалеко от Москвы раскинулось небольшое старинное село Жостово. Многие знают название этого села. Народные мастера давно начали создавать здесь лакированные жостовские подносы.

Важная роль в развитии традиций декоративной жостовской росписи принадлежала старейшим мастерам: И. Леонтьеву, М. Митрофанову, П. Плахову и другим. Традиции своеобразного мастерства постоянно обогащаются творческим трудом большого коллектива. Сегодня в Жостове так же работают знаменитые мастера: В. Графов, Н. Антипов, Е. Лапшин и другие.

Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, так как выполняется она без всяких образцов. Среди жостовских вещей не найти двух совершенно одинаковых, ведь все мастера работают творчески, не копируя чужие образцы и не повторяя собственные. Изготавливают подносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из железного листа и ковались вручную, а сейчас выполняются на механических прессах.

Выкованное изделие грунтуют, шпаклюют, лакируют, делая их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками, покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные бутоны цветов.

Роспись выполняется в несколько приемов. Начинается она с замалевки: разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. «Замалеванные» подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. Следующим этапом являются «тенежка и «прокладка» строятся формы цветов и листьев: сначала наносят прозрачные тени, затем плотными, яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подсвеченных, уточняющих все формы. Завершается роспись изящной графикой «чертежки» легко обегают по контуру лепестки и листья, по контрасту выразительно подчеркивая их сочную живопись: мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону.

Расписные подносы составляли неотъемлемую часть русского быта. Их можно было увидеть в трактире или чайной, на праздничном столе, степенном чаепитии в крестьянском или купеческом доме. Очень популярны подносы и в наше время. В современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно, привлекающие своей солнечной красотой, обаянием рукотворности, печатью творческой индивидуальности мастера.

Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглыми, прямоугольными, треугольными, фигурными – фестончатыми, гитарными. Обычно подносы бывают черного цвета, но могут быть и другими: зелеными, синими, фиолетовыми, «золотыми», красными, «под слоновую кость». На подносах изображают яркие, красивые цветы, фрукты и ягоды, сказочных птиц. Многоцветные букеты, венки, гирлянды – розы, мак, шиповник, астры, тюльпан,силек украшают поднос. Цветы выступают из ночной темноты фонов яркими красочными переливами. На подносе они выглядят живыми.

Мастера чаще всего пишут красочные букеты. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Сначала подносы украшают крупными цветами (розы, георгины, а затем небольшими цветами, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются, появляются стебли букетов, листья, травинки. Букет в центре подноса кажется плотным и ажурным, так как сквозь него просвечивает темный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками и стебельками. Мастер все время уточняет форму букета, цветы становятся словно живыми. Последние мазки, блики, черточки, семена, мелкая травка, и осталось только нарисовать золотую кайму – орнамент по краю подноса (легкие завитки, волнистые, переплетающиеся линии). Жостовские подносы всегда дарят людям радость и красоту.»

Вопросы к детям

• Какой поднос вам понравился больше всего и почему?

• Какой фон чаще всего используют мастера Жостова?

• Чем жостовские подносы отличаются от других лаковых промыслов – Палеха, Федоскино?

• Где и для чего можно использовать жостовские подносы?

Полочка красоты.

• Жостовские подносы

• Палеховские шкатулки (иллюстрации)

• Разные лаки (мебельный, для ногтей)

• Разные краски (масляные, акварельные, гуашь)

• Разные кисти (беличьи, щетинные, макияжные)

Публикации по теме:

«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре» Введение Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался.

Декоративно-прикладное искусство на продуктивной деятельности (старшая группа)Декоративно-прикладное искусство на продуктивной деятельности (старшая группа) На тематической недели по теме "Знакомство детей с народными промыслами". Провела продуктивную деятельность по теме:"По мотивам дымковской.

Декоративно-прикладное искусство «Розы в горшочке»Декоративно-прикладное искусство «Розы в горшочке» В нашей группе прошло интересное занятие по ознакомлению детей с миром природы "Комнатные растения". Мы обсудили правила ухода за растениями.

Фотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство»Фотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство» Накануне праздника Цаган Сар (Белый месяц) у нас в ДОУ состоялся конкурс «Хальмг улсин гарин эрдм» («Калмыцкое народное прикладное искусство»).

Конспект НОД по рисованию. Народное декоративно-прикладное искусство для детей подготовительной к школе группы Конспект НОД по рисованию. Народно декоративно - прикладное искусство, для детей подготовительной к школе группы. Составила воспитатель.

Конспект занятия по рисованию (декоративно-прикладное искусство) на тему: «Подарим Ахмедику джурабы» Художественно-эстетическое развитие Конспект НОД Рисование Тема: «Подарим джурабки Ахмедику» МБДОУ №41 Воспитатель: Чикуленко Мира.

Обобщение педагогического опыта по теме «Народное декоративно-прикладное искусство» Меня всегда интересовало декоративно-прикладное искусство. Это одно из важных средств эстетического и художественного воспитания детей младшего.

Организация мини-музея «Декоративно-прикладное искусство в ДОУ» Организация мини-музея «Декоративное прикладное искусство» в ДОУ   Декоративно – прикладное искусство  — это особый мир художественного.

Познавательно-творческий проект «Декоративно-прикладное искусство в русской народной игрушке» Познавательно – творческий проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста на тему: «Декоративно – прикладное искусство в русской.

Презентация декоративно — прикладное искусство Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Аленький цветочек» Проект «Декоративно – прикладное искусство».

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Народное декоративно-прикладное искусство. Беседы
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 21:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 сентября. День рябины

«Рябина у крыльца – достаток в семье» – говорили раньше на Руси. В старину стройную рябинку сажали как оберег у каждого дома. Весной ее кружевная крона покрывалась белыми цветами, а осенью, когда опадали...

22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

Картотека игр, потешек
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 1 Светлячок»...
Такие разные подружки!
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПОДРУЖКИ! Худая и высокая матрешка, толстая и низкая неваляшка. Поделка из овощей. Изготовила Щедрунова Анна под руководством Зюсько...
«Сказ про то, как Весну украли!» Фотоотчёт фольклорного досуга для детей среднего...
Цель: приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством народного фольклора, формирование любви к русским народным...