Лариса Южанина
Народное искусство, или мамин Мастер-класс
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое искусство и в чем его сила? Почему его роль так значима в становлении личности человека и так важна для его духовного роста? На эти вопросы человечество уже давно нашло самые разнообразные и исчерпывающие ответы.
А мы, педагоги, вновь и вновь обращаемся к великой силе искусства как многогранному источнику развития детей и как к универсальному средству воспитания.
Публикация «Народное искусство, или мамин Мастер-класс» размещена в разделах
Быть причастным к прекрасному — это то, что делает каждого человека счастливым. Первоначальное знакомство с декоративно-прикладным искусством в детском саду проходит не только через занятия продуктивной деятельности (рисовании, аппликации, лепке, но и посредством бесед, видеопрезентации, сказкотерапии, рассказывании, рассматривания картин, иллюстрации и т. д и т. п.
Я работаю с детьми младшей группы и в силу их возраста необходимо продумывать методы и приёмы в соответствии с их уровнем психо-эмоционального развития. Поэтому одним из приоритетных направлений стало знакомство с народным искусством. Здесь наиболее широко можно использовать фольклор, силу слова песенок и потешек.
Каждая мама хочет, чтобы её дети выросли культурными и образованными людьми. И мы должны помочь родителям, заинтересованным в расширении кругозора и творческого развития своих детей.
В нашем детском саду стало доброй традицией проводить мастер-классы с привлечением родителей. На призывы принять участие в педагогическом процессе, как правило, охотно откликаются не только мамы, но и бабушки. Так первый мастер-класс в этом учебном году в группе "Солнышки" провела бабушка Никиты Гвоздилова Татьяна Алексеевна. Она примерила на себя волнующий детское воображение образ Бабушки-Загадушки.
Бабушка-Загадушка подобрала заветный ключик к сердцам ребятишек и вызвала живой эмоциональный отклик. На её вопросы дети с удовольствием находили ответы, слушали её потешки, водили хороводные игры и угощались волшебными ябочками.
Радость от встречи была обоюдная. Было интересно наблюдать за оживлёными детьми и видеть на их лицах радостные улыбки. Всем было любопытно пообщаться, бабушка пообещала придти еще, а дети дома еще долго вспоминали нашу гостью и рассказывали про удивительное общение с Бабушкой-Загадушкой.
Наша цель - доставить ребёнку радость - была достигнута. Простую, но редкую радость общения. Еще Экзюпери придавал большое значение общению. "Самая большая роскошь на земле - это роскошь общения," - писал он. Кроме того, дети расширили свой кругозор, закрепили знания об овощах и фруктах, усвоили их классификацию, а также освежили сенсорные навыки. А ещё нам удалось вызвать интерес к народному искусству через знакомство с фольклором. В результате ознакомления с произведениями русского народного фольклора, у детей обогащается их собственное речевое творчество. Здесь прекрасно сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Потешки, заклички, прибаутки звучат как «ласковый говорок», выражая заботу и нежность, веру в благополучное будущее.
Народное искусство – источник прекрасного, вызывает интерес у детей, оставляет в их душах глубокий, неизгладимый след. В нем заложены большие воспитательные возможности.
Так, изначально знакомство с народной культурой, как правило, должно начинаться с колыбельных песен, пестушек, потешек, чуть позже ребенок с удовольствием осваивает народные игры-забавы, загадки, пословицы, поговороки, и, конечно же, русские народные сказки. В более старшем возрасте его привлекут народные промыслы России, мастерство народных умельцев. Именно это позволит ему почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными и вековыми традициями.
Учитывая положительный опыт первого мастер-класса по фольклору и, вместе с тем, проанализировав недочеты (затянутость) при проведении следующих мероприятий, я решила глубже работать в данном направлении. А именно: уделять большее внимание подготовительной работе.
Следующий мастер-класс мы запланировали в художественно-эстетическом направлении. Мама Максима Миханова - Юлия Сергеевна примерила на себя образ Мастерицы.
Она познакомила детей с новыми потешками, повторила знакомые и даже спела песенку про ласковое солнышко. И, конечно, мы в свою очередь показали игру на сплочение детского коллектива "Ходит солнышко по кругу".
Поскольку наша группа носит название "Солнышки" тему мастер-класса мы выбрали не случайно. И решили с детьми с помощью пластинографики сделать открытки на которых изображено солнышко. С помощью известных приемов (расплющивание) дети сделали работы и остались довольны результатом.
Как показала практика, дети с удовольствием встречали наших гостей и принимали активное участие в мастер-классах. Мы решили продолжить серию занятий продуктивной деятельности. Так мама Евы Голубевой провела мастер-класс по изготовлению новогодней открытки сопроводив рассказом и яркой наглядностью. Дети сначала закрашивали детали ёлочки, потом наклеивали на картон, а затем украшали её.
Кто не любит играть в куклы? Вообще-то таких необычных девочек я знаю, но в только не в нашей группе. Наши малышки-солнышки почти все неравнодушны к куколкам! Поэтому с темой для следующего мастер-класса с нашими мамами мы определились легко.
Мама Ярослава Бессарабова - Ольга Валерьевна - основательно подготовилась. Сделала образец, а мы помогли ей с заготовками, нарезали много разноцветных тряпочек, приготовили нитки для завязывания деталей.
Тряпичная куколка-мирилка в стиле народной куклы - вот что актуально всегда. Особенно в младшем возрасте, когда дети постигают азы русской народной традиции и учатся доброжелательности, умению прощать и уступать.
Для куклы нам потребовалось: основа - скатанный в рулончик прямоугольник, лицо и руки - квадрат, платочек - тоже квадрат и снова прямоугольник - юбка. По желанию - фартук любой формы.
Дети очень старались, хотя без помощи взрослых им справиться было трудно. Результатом остались довольными и целый вечер играли в "мирилки".
Итак, можно сделать вывод, что ряд определенных задач был достигнут.
1. Ознакомление детей с историей возникновения народной куклы.
2. Развитие художественных и творческих способностей, выработка внимательности и организованности.
3. Формирование познавательного интереса к истории народной культуры.
4. Воспитание интереса к русской народной кукле и бережного отношения к результату своего труда.
А ещё нельзя не признать значимость такого сотрудничества с родителями. Благодаря подобным формам взаимодействия, работа с родителями заметно активизировалась и приобрела деловой и конструктивный характер. Родители стали более активными, готовы всегда оказывать посильную помощь в организации развивающей среды для детей, а также сами выходят с инициативами проведения тех или иных мероприятий.