Юлия Мусиенко
Народные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Публикация «Народные игры» размещена в разделах
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. Ведь многие игры имитируют серьезные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и другие.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмешь? В играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. Результатом работы в данном модуле стала созданная картотека народных игр. Разработали и апробировали с детьми кубанские народные игры.
Народные казачьи игры не требуют специально-оборудованного места. Местом для игр может служить открытая площадка, лужайка, спортзал и т д.
Инвентарь.
Как правило, не требуется специальный спортивный инвентарь. Помимо мячей, гимнастических палок, скакалок инвентарем может служить подручный материал: камешки, палки, тряпичные шары и т д.
Объяснение.
Объяснение игр должно быть кратким, логичным и образным Необходимо придерживаться плана изложения, включающего: название игры, цель, роль участников, ход игры, правила. Рассказ нужно сопроводить показом.
Организация игр.
В ходе организации, важное значение имеют считалки, певалки или речитативы.
Они дают возможность быстро организовать играющих, поделить их на команды, настроить на объективный выбор водящих. Считалки произносятся четко, ритмично, нараспев. К различным вариантам считалок, бытовавших кубанских станицах с середины 19-го до начала 20-го века, относятся предложенные нами в перспективном плане для детей старшей и подготовительной группах. Помимо считалок традиционно использовалось жеребьевка. Продолжительность игры находится в прямой зависимости от возраста и подготовки детей. Содержание игры
Ввиду универсальности условий проведения, предложенные в перспективном плане народные кубанские подвижные игры, могут использоваться в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Т. е., использование самобытных игровых средств кубанского казачества, должно занять достойное место среди факторов общественного развития Кубани.
С чего начинаются игры?
Многие игры начинаются с выбора вожака: в одной игре хозяйка, в другой- волк, в третьей – медведь. В одной игре каждому хочется водить, в иной- никому. Поэтому вожака надо выбрать по считалочке.
Все, кто принимает участие в игре, становится в кружок. Тот, кто произносит считалку при первом слове указывает пальцем на себя, при втором слове на соседа и так далее. На кого выпадет последнее слово тому и водить. Споров быть не может. Считают ещё так: произносят считалку, при каждом слове поскорей указывают на стоящих в кругу игроков. На кого выпадет слово- выходит из круга. Считалка начинается снова. Наконец останутся двое. Кому из них водить? Опять счёт и тот на кого последнее слово выпадет выходит. Оставшийся водит.
А если надо выбрать двух вожаков, считаются дважды. А иной раз, чтобы определить кому начинать игру или водить, не считаются, а конаются. Берут палку или верё вку подлине: один из тех, кто конается, захватывает конец палки или верёвки, другой прихватывает рукой плотно рядом и так далее. Чья рука захватывает верхний конец- тому и водить или начинать игру. А приговаривать при этом можно такие слова: «Чья копна на моей копне? Скинь долой или домой!». Конаться можно тогда, когда игроков немного.
Как разыгрываются фанты?
Во многих играх есть такое условие, кто ошибается в чём- нибудь, обмолвится или не выполнит правило, тот даёт фант. Это какая-нибудь маленькая вещичка-платок, пуговица, значок, лента- у кого, что найдётся. Вожак собирает все фанты и складывает в шапку, коробку. Когда игра закончится- начинают разыгрывать фанты, что тоже очень интересно.
Вожак перемешивает фанты, достаё т один из них и спрашивает: «Что этому фанту сделать?». Все играющие придумывают разные смешные проделки, а вожак решает какую из них выбрать. Можно и так: вожак вынимает фант, а сам не глядит него и другим не показывает. Руку держит за спиной и спрашивает всех: «Что этому фанту сделать?». Придумывают какую-нибудь проделку для неизвестного хозяина фанта.
Как бросают жребий?
Жребий- это условный знак, какая-нибудь вещица, щепочка или что-то другое. Когда возникает спор, кому быть вожаком в игре, берут столько одинаковых жребиев, сколько участников. На одном ставят заметку, это значит: «Ты будешь вожаком». После высыпают вместе, перемешивают и по очереди тянут. У кого с меткой –тому водить.
Бывает и другая жеребьёвка, её называют «угады». Один из играющих поворачивается спиной к другим, берёт в руки жребий. В какой руке жребий никто не должен знать. После этого жеребьёвщик поворачивается лицом к играющим и держа руки за спиной, говорит: «Кто вынет жребий тому водить!». Подходят двое и жеребьевщик спрашивает: «Кто правую, кто левую руку берёт?». Один отвечает: «Я беру левую». Другой: «Правую». Жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий.
Тянут жребий ещё и так. Кто-нибудь из ребят считает сколько игроков. Берётся столько же соломинок, палочек. Одна из них должна быть короче или длиннее других. Эти жребии жеребьёвщик зажимает в кулак. Верхние концы у них надо сравнять, а нижние спрятать, чтобы нельзя было увидеть, какой из них длиннее или короче. Каждый игрок должен вытянуть одну соломинку или палочку. Кто вытянет короткую или длинную, тот начинает игру или становится вожаком.
Игра- Платочек Жу-жу
Все участники садятся на корточки лицом в круг. Водящий с платочком идё т за кругом и говорит: «Жу-жу, я кому-то подлажу» и кладёт его кому-нибудь. С платочком в руках за водящим бежит тот, кому подложат платок. Если игрок с платком догонит водящего и коснётся его платком, прежде чем тот займёт свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает своё место. Если же убегающий первым станет в круг, то водящий становится игрок с платком и игра продолжается.
Правила: играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить платок.
Гуси-гуси
Из числа детей выбираются «волки» и «пастух». Остальные дети-«гуси». С одной стороны проводится черта, за которой находятся «гуси»-это их дом. Сбоку площадки место- «логово волка». Пастух выгоняет «гусей» пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Затем пастух говорит: «Гуси! Гуси!».
-Га-га-га- отвечают гуси.
-Есть хотите?
-Да-да-да.
-Ну, летите.
-Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой.
-Ну, летите, как хотите, только крылья берегите.
«Гуси» -летят, а волк выскакивает и старается поймать их (коснуться рукой). «Пойманных» гусей волк уводит к себе. Когда все гуси пойманы, пастух отправляется их искать. Приходит к волку и спрашивает:
-Волк, ты видел моих гусей?
-А какие они?
-Серые, да белые.
-По той дорожке побежали, показывает волк.
В это время «гуси» хлопают в ладоши.
- Что это такое?- спрашивает пастух.
-Ложки падают с полки.
Пастух уходи, а гуси топают ногами.
-Что это такое? - спрашивает пастух.
-кони в конюшне топают.
Пастух уходи, а гуси начинают шипеть.
- Что это такое?- спрашивает пастух.
-Щи варятся- отвечает волк, а пастух собирается уходить. Гуси начинают кричать: «Га-га-га».
-Это мои гуси- говорит пастух.
- Нет, мои- говорит волк и велит всем гусям крепко сжать кисти рук. Пастух отбирает своих гусей, разжимая им руки, и приглашает волка: «Приходи к нам в баню купаться. Строится баня (дети стоят) парами лицом друг к другу (волка парят, купают, поласкают). Горячая вода- пальцами, тёплая- ладонями.
Красочки
Играющие сидят на скамейке, бревне, буме. Выбирается «продавец» и «покупатель». Покупатель отходит в сторону. Дети называют продавцу какой краской они хотят быть. Приходит покупатель- «монах» и говорит.
-Тук-тук.
-Кто там- спрашивает продавец.
-Я монах, в синих штанах, пришёл за Красочкой.
-За какой?
-За красной.
Если такая краска есть продавец говорит, сколько она стоит и монах-покупатель столько раз ударяет его ладони. С последним числом «краска» убегает, а покупатель её догоняет. Поймав «краску», он отводит её в определённое место. Игра продолжается. Если названной краски нет, продавец говорит:- Скачи по красной дорожке, на одной ножке (от дерева и так далее). Покупатель скачет, возвращается и игра продолжается. Если краска не поймана, садится на своё место и ей предлагается другой цвет.
Панас
Водящего ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза и он поворачивается несколько раз вокруг себя. Играющие его спрашивают:
-Панас, панас, на чём стоишь?
-На камешке.
-Что продаёшь?
-Квас.
-Ну, лови три года нас, да под лавочки не лазь!
После слов участники расходятся по площадке, жмурка идёт их искать. Дети пока их ищет панас, не сходят со своих мест, но они могут присесть, встать на четвереньки, на колени. Найденный игрок становится «панасом» только в том случае, если он его узнает и назовёт по имени.
Фанты (Вам барыня прислала туалет)
Дети сидят полукругом, ведущий указывает на одного из детей, начинает игру словами:
Вам барыня прислала туалет,
В туалете сто копеек, сто рублей.
Что хотите, то берите.
«Да» и «нет» не говорите,
Чёрный с белым не берите
Вы поедите на бал?
Ребёнок отвечает на каждый вопрос ведущего, соблюдая правила игры, если сказал «да», «нет», «белое», «черное»-отдаёт фант. А ведущий обращается к следующему играющему. Собрав несколько фантов, берё т одного из игроков и спрашивает: «Что сделать этому фанту?» Ребёнок, стоя с закрытыми глазами отвечает. После того, как каждый играющий выполнит задание, ему возвращается фант.
Считалки, используемые на Кубани
Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты – води.
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,
Выплывает белый месяц,
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт!
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес зелёный.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон.
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король,
Королевич, сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых людей.
Шёл баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмёт, тот вон пойдёт.
Катится горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
И кричала: «Кук-мак»,-
Убирай один кулак.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить –
Выходи, тебе водить!
Стакан, лимон, выйди вон!
Стакан воды, выйди ты!
За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами.
- Здравствуй, мишенька – дружок!
Сколько стоит пирожок?
- Пирожок стоит три,
А жмуриться будешь ты!
Катилось яблочко – розовый цвет,
Ты меня любишь, а я тебя нет.
1,2,3, - води!
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько гвоздей, говори поскорей,
Не задумывайся!
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,-
Выплывает белый месяц,
Кто до места не дойдёт,
Тот и жмуриться пойдёт!
Край дольный,
Край широкий.
Мак мачистый,
Головистый,
Головушки, как розушки.
Встань так, будешь - мак