Кутепова Юлия Андреевна
Народные игры как средство воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование личности детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем современного общества. Именно в этом возрасте закладываются нравственные основы, нормы поведения в социуме, личностные качества ребенка.
Народные игры являются одним из основных средств формирования личности детей дошкольного возраста. В народных играх ребенок познает окружающий мир, у него развивается интеллект, фантазия, воображение, мышление, формируются социальные качества. Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры.
Публикация «Народные игры как средство воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие.
Народная игра способствует приобщению ребенка к традициям и обычаям народов всей страны. Народная игра является важнейшим способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Структура народной игры включает в себя единую цель одноплавность действия, что делает ее простой и привлекательной для всех детей. Особенностью народных игр является зачин игры («считалка», «жеребьевка», который вводит ребенка в игру, распределяет роли, служит самоорганизации детей.
Народные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются память и внимание. Тренируется воля, укореняются полезные навыки общения. Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.
В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры - игротерапия.
Интуитивно и сознательно психологи и педагоги ориентируются при этом на специфику народной игры, ее коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простоту и доступность оснащения, позволяющих быстро включить детей в игровое общение, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.
Важнейшим условием эффективного проведения народных игр является учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Поведение дошкольника в игре зависит от уже имеющихся двигательных навыков и особенностей нервной системы. Важными критериями подбора народных игр являются общий уровень физического и умственного развития детей, их двигательные умения, состояние здоровье каждого ребёнка, а также время года, особенности режима, места проведения, интересы самих детей.
Огромное воспитательное значение имеют правила игры. Они определяют ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они создают такие условия, в рамках которых не могут не проявиться воспитываемые у ребёнка качества.
Разъясняя новую народную игру, в которой есть зачин, взрослому не следует её разучивать заранее, а желательно ввести в ход игры неожиданно. Данный приём доставит детям большое удовольствие и освободит их от скучного знакомства с игровым элементом. Дети, вслушиваясь в динамичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.
Подведение итогов народной игры должно проходить в интересной и творческой форме, чтобы у детей появилось желание в следующий раз добиться наилучших результатов в ней. К обсуждению игры привлекаются все дети. Это приучает их анализировать свои поступки, вызывает осознанное отношение к выполнению правил игры и движений.