МААМ-картинки

Народные игры Южного Урала

Татьяна Глущенко
Народные игры Южного Урала

Народные игры Южного Урала.

Воспитатель I категории Глущенко Татьяна Николаевна.

Русская народная подвижная игра

«Костромушка-Кострома»

Правила: выбирают по считалке «Кострому», она садится в центре круга, дремлет. Дети ходят по кругу:

Костромушка-Кострома

На завалинке спала.

Прилетела к ней сова.

Останавливаются, разговаривают с «Костромой»:

Костромушка, ты жива?

Жива.

На чем?

Публикация «Народные игры Южного Урала» размещена в разделах

На веревочке.

(И снова дремлет.)

Опять хоровод водят, затем ответ: «На ниточке». При следующем повторе молчит. Дети разбегаются, «Кострома» ловит детей. Кого поймает — тот «Кострома».

Задачи: закрепить знания о том, что в старину любили водить хороводы, вызвать положительные эмоции, объяснить значение слов «завалинка», «Кострома».

Русская народная хороводная игра

«А мы Масленицу дожидали»

Правила: дети идут по кругу, напевая;

Ах, как мы Масленицу дожидали,

Дожидали, люли, дожидали.

Сыром горушки укладывали.

Поливали, люли, поливали.

Ой, смотрите, да наша Масленица

На двор выехала.

А мы дружно ее встречаем.

Наша Масленица приходит всего на семь дней,

Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали — на семь недель.

Оказалось — на семь дней.

Задачи: познакомить с русским народным весенним праздником Масленицей, его историей.

Русская народная подвижная игра

«Штандарт»

Правила: необходим мяч, используемый в большом теннисе.

Водящего выбирают по считалке. Он подбрасывает мяч и кричит: «Штандарт». Все разбегаются по площадке в разные стороны. Водящий ловит мяч и пятнает мячом убегающих. Кого запятнал, тот водящий. Если не удалось запятнать, то роль ведущего исполняет тот же ребенок.

Задачи: развивать у детей оптимистическое мироощущение.

Русская народная подвижная игра

«Кондалы»

Правила: играющие встают в две шеренги на расстоянии 10 метров, крепко взявшись за руки. Идет перекличка шеренг.

Первая шеренга:

«Кондалы-раскондалы, раскуйте нас»,

вторая шеренга отвечает: «Кого из нас?» (Называют имена детей.)

Бежит первый ребенок из первой шеренги, стремится «разбить», разомкнуть руки второй шеренги. Если удается, уводит выбранных детей в свою шеренгу, если нет — сам остается в той шеренге.

Задачи: познакомить со значением слова «кондалы», способствовать развитию силы, смекалки, помочь проникнуться чувством общего результата.

Русская народная подвижная игра

«Пять стеклышек»

Правила: нужно 5 пластинок из оргстекла. Рисуется квадрат со стороной 1 метр по схеме.

На расстоянии 2 метров чертят линию, 5 пластинок складывают одну на другую на середине квадрата, в круге играющие —две команды. С помощью жеребьевки выбирают, кто будет стоять у черты, команда строится в колонну. Другая команда — защитники квадрата — стоят возле него. По одному метальщики метают резиновый мяч, стараясь разбить башню из стеклышек. Нельзя заступать за черту (за это ставят в коней колонны). Защитники собирают стеклышки и раскладывают по сегментам. Те, кто метал, разбегаются. Защитники собираются в круг, прячут мяч в одежде, метальщики стараются сложить стеклышки опять в башню, Этому препятствуют защитники. Тот, у кого мяч, пятнает им метальщиков (тот выбывает из игры, мяч можно передавать друг другу среди защитников. Когда метальщикам удается собрать башню — они победили, заработали I очко. Команды меняются местами, игра продолжается. У какой команды больше очков — та и победила.

Задачи: учить подчиняться правилам, уметь чувствовать состояние сверстников, развивать ловкость, меткость, ум.

Башкирская народная игра

«Хакысташ» («Биштат»)

(игра с камешками для девочек)

Правила: очередность устанавливается считалкой, если камешек, подлежащий ловле на лету, упадет, игрок выбывает из игры, передает камешки очередному. Всего в игре две части.

Первая часть — начинающий подбрасывает 5 камешков вверх, рассыпая их по земле. Пятый из упавших подбрасывается снова и подхватывается первый из рассыпанных по земле, ловится брошенный вверх, до падения, так ловятся все оставшиеся камешки. Затем снова все камешки рассыпаются, и надо их ловить по две штуки.

Вторая часть — подбрасываются все камешки, надо их ловить тыльной стороной ладони и подбрасывать снова вверх, ловить по одному. Кто завершит первую и вторую части, тот выиграл.

Задачи: способствовать развитию быстроты движений рук, развивать внимательность, стремление к достижению пели.

Башкирская народная подвижная игра

«Конное состязание»

Правила: игроки парами встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Игрок-«конь» — руки назад, вниз, берется за руки с наездником. Кто первый (наездник) прибежит, должен подпрыгнуть, достать узорчатый платок, подвешенный на стойке.

Задачи: продолжать знакомить через игры с национальными традициями (скотоводство — традиционное занятие башкир, прививать любовь к животным.

Татарские народные игры

У татар, так же как и у других народов, игры связаны с народными праздниками, обрядами, сочетающие в себе спортивные соревнования и театрализованное действо. Все народные игры укрепляют отношения между детьми, сплочают коллектив, помогают развить ловкость и находчивость, что обязательно пригодится им в будущем.

Ловишки (Тотыш уены)

По условленному сигналу все играющие разбегаются по площадке. Задача водящего запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих игроков, пока не поймают всех.

Правила игры:

- пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой;

- пойманные игроки ловят всех остальных, только взявшись за руки.

Жмурки (Кузбайлау уены)

На площадке чертится большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делаются ямки-норки по числу участников игры. Игроки выбирают водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках. Задача водящего поймать игроков стоящих в ямках-норках. Игроки, не выходя из своей норки, стараются увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Поймав игрока, водящий должен назвать его по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!»— и водящим становится - пойманный участник игры. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.

Правила игры:

- водящий не имеет права подсматривать.

- во время игры никому нельзя выходить за пределы круга;

- обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.

Серый волк (Сары буре)

Перед началом игры чертятся параллельные линии на расстоянии 20-30 метров, и выбирается водящий и серый волк. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки. Остальные играющие находятся на противоположной стороне. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

— Вы, друзья, куда спешите?

— В лес дремучий мы идем.

— Что вы делать там хотите?

— Там малины наберем.

— Вам, зачем малина, дети?

— Мы варенье приготовим.

— Если волк в лесу вас встретит?

— Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

— Соберу я ягоды, и сварю варенье,

— Милой моей бабушке будет угощенье

— Здесь малины много, всю и не собрать,

— А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать.

Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.

Правила игры:

- изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать.

- ловить убегающих игроков можно только до черты дома.

Продаем горшки (Чулмак уены)

Перед началом игры выбирается один водящий, а остальные дети делятся на две команды: дети-горшки и их хозяева. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— Эй, дружок продай горшок!

— Покупай.

— Сколько дать тебе рублей?

— Два отдай.

Водящий два раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бегать по кругу навстречу друг другу (круг обегают два раза (столько кругов, сколько рублей). Тот, кто быстрее добежит до свободного места в кругу, занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры:

- бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;

- бегущие не должны задевать других игроков;

- водящий начинает бег в любом направлении, если он начал бег влево, то хозяин горшка должен бежать вправо.

Скок-перескок (Кучтем-куч)

На земле чертится один большой круг диаметром 15—25 метров, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Когда водящий говорит: «Перескок!» остальные игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Задача водящего занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры:

- нельзя выталкивать друг друга из кружков;

- двое играющих не могут находиться в одном кружке;

- при смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Хлопушки (Абакле)

До начала игры выбирается водящий и на противоположных сторонах площадки или комнаты отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними примерно 20м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

Водящий подходит к стоящим игрокам у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп — сигнал такой

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры:

- пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя;

- во время бега игроки не должны задевать друг друга и толкаться.

Займи место (Буш урьш)

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуют круг и ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу-

Беги!

Сказав, «беги», водящий слегка хлопает по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры:

- круг должен сразу остановиться при слове беги;

- бежать разрешается только по кругу, не пересекая его;

- во время бега нельзя касаться стоящих в кругу детей.

Перехватчики (Куышу уены)

До начала игры выбирается водящий и на противоположных сторонах площадки отмечаются двумя параллельными линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу, а водящий встает лицом к ним. Дети хором произносят слова:

Мы умеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что нас не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков, запятнанный становится водящим, и игра продолжается.

Лисички и курочки (Тельки хам тавыклар)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном конце — стоит лисичка.

Курочки и петухи ходят по площадке, делая вид, что клюют травку или зерно. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» и по этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.

Правила игры: если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

Кто дальше бросит? (Ыргыту уены)

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.

Правила игры: бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

Мяч по кругу (Теенчек уены)

Играющие дети садятся, образуя круг. Водящий стоит за кругом с мячом и по сигналу бросает его одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.

Башкирские народные игры

Духовная культура башкирского народа очень выразительна и ярко отражена в праздничных традициях и обрядах. Основные народные праздники отмечаются весной и летом, и обязательно сопровождаются играми.

По содержанию башкирские народные игры выразительны и доступны детям. Они способствуют расширению их кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В играх присутствуют все виды движений: бег, прыжки, метание, а так же в них много юмора, шуток, соревновательного задора.

Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр)

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

Правила игры: пеньки не должны вставать с места.

Палка-кидалка (Сойош таяк)

Перед началом игры чертится круг диаметром 1,5 метра. В этот круг кладут палку-кидалку длинной 0,5 метра. Любой считалочкой выбирается пастух. Один из игроков кидает палку вдаль. Пока пастух бегает за брошенной палкой остальные игроки прячутся. Вернувшись с палкой, пастух кладет ее в круг и начинает искать детей. Заметив спрятавшегося игрока, он называет его по имени и они вместе бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

Правила игры:

- начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка положена в круг;

- названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия;

- пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

Стрелок (Уксы)

Перед игрой нужно провести две параллельные линии на расстоянии 10-15 метров друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром около 2 метров. Один игрок – стрелок, с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры:

- в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним;

- мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку;

- если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

Медный пень (Бакыр букэн)

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой!

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три — беги» — разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.

Правила игры:

- бежать только по сигналу;

- победитель становится хозяином.

Юрта (Тирмэ)

В игре должны учавствовать четыре подгруппы детей, каждая из которых состоит из четырех человек и образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен большой. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

А затем на мелодию без слов таким же переменным шагом дети перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.

Правила игры:

- с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту;

- выигрывает та группа детей, которая первой построит юрту.

Спрячу платочек

Дети встают в круг и выбирают водящего по считалке. В руке у водящего платок. Он идет по внешнему краю круга со словами:

Спрячу, спрячу я платочек,

Под ракитовый кусточек.

Кто платочек найдет,

Тот со мной пойдет.

И незаметно кладет платок у ног одного из игроков. Если этот игрок заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы сесть на его место. Таким образом, дети меняются.

Жмурки в кругах (Тунэрэкле куз бэйлэш)

В этой игре количество участников должно быть больше 3 человек. Играющим понадобится платок и мел, чтобы нарисовать круги.

Игроки выбирают водящего, который завязывает глаза платком, а остальные участники чертят вокруг себя небольшие круги (в разном направлении от водящей, желательно по кругу). Расстояние между кругами произвольное.

Водящий с завязанными глазами идет к стоящим в кругах игрокам, а они в это время меняются местами, переходя из круга в круг. Как только водящий подойдет к кругам, все застывают на месте: никто не должен выходить из круга, передвигаться в нем, меняться местами. Водящий ищет, вытянув руки перед собой. Чтобы не попасться ей под руки, стоящие в кругах могут приседать, наклоняться. Поймав кого-нибудь, водящий должен назвать его имя. Тот, чье имя отгадано, меняется ролью с водящим, завязывает себе глаза. Игра продолжается. Если имя не отгадано, то участники игры, не говоря ни слова, начинают хлопать в ладоши и перебегать из круга в круг. Водящая продолжает искать.

Правила игры:

- водить одному человеку можно до 3 раз, после чего проводится жеребьевка и выбирается новый водящий;

- нарушивший правило, согласно которому нельзя двигаться с места, как только водящий подойдет к какому-либо кругу, становится водящим.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Народные игры родителей с ребенком 3 лет»Фотоотчет «Народные игры родителей с ребенком 3 лет» «Народные игры родителей с ребенком 3 лет» С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром.

Народные игры зимой Башкирская народная игра «Липкие пеньки». Ход игры. Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают.

Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные»Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные» Хоровод – русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Знакомство с народными.

Консультация «Возродим народные игры» Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Сейчас большинство людей молодого поколения,.

Лэпбук «Народные подвижные игры»Лэпбук «Народные подвижные игры» Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Русские народные игры для детей 4–7 летРусские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Народные игры для дошкольниковНародные игры для дошкольников Ребенок, придя в этот мир впитывает в себя все человеческие способы общения,поведения,отношения,используя для этого собственные наблюдения,выводы.

Проект во второй младшей группе «Сказки южного Урала» .

Подвижные народные игрыПодвижные народные игры Потяг (белорусская народная игра) Игра с перетягиванием есть почти у каждого народа, но в Белоруссии она проводится по-особому и называется.

Просторы Южного Урала.Просторы Южного Урала. Прекрасный мир Южного Ура. [/b][/i] Дорогие мои друзья приглашаю Вас в сказочное путешествие по прекрасным местам. Путешествовать любят,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры Южного Урала
Опубликовано: 1 декабря 2020 в 11:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД