Оксана Бунина
Народные традиции в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.
Задачи:
1. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
Публикация «Народные традиции в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране;
3. Развивать интерес детей к родному городу, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего;
4. Поощрять активное участие в праздновании событий.
На современном этапе развития нашей страны большое внимание уделяют воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям. Поэтому, в дошкольном учреждении следует проводить целенаправленную работу по формированию у детей гражданских чувств, воспитывать любовь и уважение к своей семье, городу, стране.
На мой взгляд, воспитывать патриота необходимо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях, на своём отношении и видении жизни народа.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Для того, чтобы начать работу с детьми, в первую очередь, необходимо было пополнить развивающую среду. Поэтому мы приобретали методическую и познавательную литературу по данной теме, создали выставку фотографии старинного и современного города Воронежа. Государственная символика: портреты президента России, государственный флаг и герб, герб нашего города в группе имеются постоянно.
Пополнили патриотический уголок в группе и музыкальном зале различными предметами: игрушками посудой, с целью дать детям практическое и эстетическое понимание предметов быта и народной игрушки 6 слайд.
Организовываются беседы-занятия по ознакомлению с народым бытом, знакомятся с фольклорными формами: потешки, заклички, пословицы, поговорки, русской народной сказкой и последующей реализацией наших задач и достижения поставленной цели.
Одним из средств передачи традиции являются игры, мы возрождаем добрую традицию, передавая опыт старшего поколения, через знакомство дошкольников с народными играми, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа, отражение образа жизни национальных традиций, обычаев: игра «Ручеёк», игра «Платочек»,
игра «Царь горы», игра «Солнышко» повторение Русская народной заклички «Солнышко-ведрышко» :
Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей —
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.
Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром.
Народные праздники отмечаются для того, чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность.
Коляда-ходили по группам сада, пели колядки получали угощения и раздавали угощения другим колядующим. Разучивали различные калядки например:
Коляда-Колядушка!
Дайте хоть оладушек,
Плюшек и конфет,
Пригоршню монет!
Масленица - Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Знакомятся с обычаями: печь блины, жечь бабу, провожая тем самым зиму и встречая весну.
Еще одной народной мудростью являются сказки. В них присутствует весь свод правил жизни, разнообразие и богатство русского языка. Очень важно учить детей культуре нашего народа, начиная с самого раннего детства, при этом показывая и направляя их в путь по сказочному и доброму миру. Используя содержание сказок для воспитательных целей, рассматрили с детьми иллюстрации к сказкам, обсуждали поведение героев. Приходили к единому мнению. Отношения в семье, такие качества как: послушание, доб-рота, помощь и др., оказались для детей более понятны, когда при их разборе использовались пословицы и поговорки того же содержания.
Народная игрушка является частью культуры каждого народа. Русская народная игрушка сохраняет память о национальных тради-циях. Куклы («пеленашка», «гремотуха», «столбушка» и другие) и игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская игрушка) опре-деленной местности, трепетно хранят и передают уклад, традиции, образ ми-ра, представлений того места России, откуда пошли «корни» ремесла.
Матрешка, став образцом русского декоративно – прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Матрешка – символ народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия и мира.
В группе мастерили народную игрушку лошадку, приобщали детей к русскому народному творчеству.
Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство - это неразрывно связано с трудовой деятельностью людей. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники, с детства и до старости.
Познакомили детей с народным костюмом : Сначала по-знакомила детей с национальными нарядами разных регионов России, а также с костюмом Воронежской губернии. Потом расписывали узорами с помощью красок женское национальное платье.
Театрализованная деятельность. Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу.
В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, она требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы по ознакомлению детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Была проведена работа с родителями, приготовившими совместно с детьми русские народные блюда :
национальные блюда: вареники, оладьи, борщ, блины и т. д.
В заключении можно сказать, что в приобщении детей к духовной и материальной культуре народов особую роль играет детский сад. Именно в дошкольном возрасте формируются основы духовности, нравственности и гуманности.