Ольга Молчанова
Фольклор как средство сохранения и развития родного языка. Приобщение детей к этнокультурным традициям
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор как средство сохранения и развития родного языка. Приобщение детей к этнокультурным традициям
Особенности современного общества, в котором происходит радикальные перемены, обусловливают не только качественное обновление международных культурных, социальных и других связей нашего государства, но и новые подходы к изучению национально – культурных ценностей народов республик России, и, в первую очередь, особенностей их языков.
Публикация «Фольклор как средство сохранения и развития родного языка, Приобщение детей к этнокультурным традициям» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время в республике тревожным симптомом неблагополучного положения с изучением бурятского языка является постепенное уменьшение количества носителей родного языка. По данным ЮНЕСКО, бурятский язык под угрозой исчезновения. Сегодня все больше бурятский язык уступает место русскому языку, причем даже в просторечье, даже в быту. Уровень владения бурятским языком пока медленно, но падает, о чем свидетельствуют результаты исследования, проведенные в МБОУ «Баянгольская СОШ», предшколе.
На констатирующем этапе из 100% опрошенных детей бурят в возрасте от 5,5 до 7 лет бурятским языком владеют в совершенстве 28,5% детей (активное двуязычие, у 39% детей прослеживается смешение двух языков, 32% дошкольников не владеют бурятским языком. Отсюда следует, что реальная языковая ситуация в предшколе относительно бурятского языка является критической.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод - предметно – развивающая среда предшколы не способствует сохранению родного языка. Для решения этой проблемы необходимо создавать условия для развития и совершенствования бурятского языка среди дошкольников.
Одним из доступных средств изучения родного языка и приобщения детей к этнокультурным традициям являются произведения устного народного творчества. Фольклор позволяет ребенку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказка, игра, музыка, формировать ценностные ориентиры и интерес к знаниям о родной земле, уважение к истории и культуре своего народа.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что если в предшколе будет создана предметно – развивающая среда с учетом специфики быта, традиций бурятской народной культуры; разработана образовательная программа «Мы живем у Байкала» по ознакомлению детей с бурятским фольклором, интегрирующую в себе виды и формы организации детской деятельности с учетом ФГОС ДО, то будет сохранен родной язык.
Целью нашей работы является создание условий, способствующих развитию и укреплению родного языка.
Объект исследования: бурятский язык детей от 5.5 до 7 лет.
Предмет исследования: педагогический потенциал бурятского фольклора в развитии языка ребенка.
Практическая значимость заключается в том, что данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы в практической работе воспитателей дошкольных учреждений.
Новизна работы: исследование реальной языковой ситуации в предшколе и рассмотрение возможных вариантов для решения проблемы.
В теоретической части были изучены этнопедагогическая концепция академика Г. Н. Волкова; теорию деятельностного подхода в обучении и воспитании детей Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева; исследовательские работы С. С. Бардахановой о современном бытовании жанров устного поэтического творчества бурят; З. Б. Лопсоновой о влиянии традиционной педагогики бурят в воспитании этической культуры у дошкольников и младших школьников; ознакомлены нормативно – правовые акты,
В основе формирующего этапа работы лежит разработка программы «Мы живем у Байкала» по развитию языка и ознакомлению детей с бурятским фольклором.
На завершающем этапе было проведено анкетирование, которое показала повышение уровня знаний владения бурятским языком.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития родного языка ребенка повысится при систематической и планомерной работе. Этнокультурное содержание образования в образовательном учреждении в условиях перехода на ФГОС ДО с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации находит свое практическое воплощение в жизнь. Фольклорные тексты естественно включаются в разные виды детской деятельности. Продуманность подбора методического материала развивающей среды, совместной игры детей, знакомство с традициями и обычаями своего и соседнего народа станут основой комфортного полноценного развития личности.
Хубракова Санджима Галшеевна
воспитатель подготовительного класса
МБОУ «Баянгольская СОШ», предшкола