МААМ-картинки

Нарушение сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста

Ирина Рахимова
Нарушение сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста

Нарушение сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста.

Сенсорная интеграция :

Теория сенсорной интеграции основана на утверждении, что развитие и функции мозга определяются воздействием окружающей среды на организм и, соответственно, реакциями этого же организма на окружающую среду. То есть мы получаем информацию от среды, перерабатываем её и даём ответ. Это понятие, являющееся важным принципом детской эрготерапии, вписывается в динамический системный подход к развитию ребёнка, где среда, взаимоотношения, нейробиологические и генетические факторы взаимодействуют и самоорганизуются через динамически устойчивые состояния.

Публикация «Нарушение сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сенсорная интеграция

• является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге

• организует информацию, полученную с помощью органов чувств

• наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чём следует сконцентрироваться, позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (давать адаптивный ответ)

• формирует базу для теоретического обучения и социального поведения

В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Но несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, дальнейшее её развитие происходит по-разному. Это зависит от взаимодействия с окружающим миром, от столкновения в детстве с различными физическими задачами и приспособленности тела и мозга к решению этих задач. Наилучшую возможность для развития сенсорной интеграции даёт адаптивный ответ.

Адаптивный ответ:

• Это обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения.

• Ребёнок катает игрушку, ему нравится, как она звучит, как двигаются внутри неё шарики, он катает её по полу снова и снова. Развивается сенсорная интеграция, мышление, моторика. Мозг научается организовывать самого себя.

• Игра состоит из ряда адаптивных ответов, которые «включают» сенсорную интеграцию.

• С развитием сенсорной интеграции улучшается самоорганизация и становятся доступными более сложные навыки.

• Ребёнок, который научился упорядочивать свою игру и приобретать навыки с её помощью, вероятнее всего, научится также планировать свою учебу и справляться с трудностями, встречающимися на пути каждого из нас.

Пример: ребёнок с нарушением процесса обработки сенсорной информации.

• С трудом читает сигналы, поступающие из окружающей среды. Он потянул кошку за хвост, она зашипела и выгнула спину, но ребёнок не отпускает животное.

• Не видит общей картины и не может понять предупреждения. Ребёнок не осознаёт, что за шипением последует ответ: кошка его поцарапает.

• Может понять реакцию кошки, но не способен изменить своё поведение и вовремя остановиться. Он получает сенсорную информацию, но не может организовать свою правильную реакцию. Таким образом, ребёнок не отпускает хвост, даже если кошка продолжает его царапать.

• Ребёнок не научится общаться с кошкой и она будет продолжать его царапать.

• Ребёнок будет бояться всех кошек, так как не понимает причинно-следственных связей.

• Ребёнок всё же научится аккуратно обращаться с животными, но это возможно только при интенсивном сознательном усилии и помощи взрослых.

Нарушение сенсорной интеграции у каждого ребё нка выражается по-разному:

• Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может ни объяснить свои проблемы, ни понять происходящее, потому что мозговые процессы бессознательны и контролю не поддаются. Бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательнее. Ни поощрения (скажем, конфеты или звёзды, ни наказания не помогают мозгу организовать ощущения.

• Слова и мысли бессильны организовать работу мозга. Однако ощущения и адаптивные ответы могут это сделать и тем самым повысить самооценку.

Признаки нарушения сенсорной интеграции в поведении ребёнка

Ранние симптомы:

• Некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интеграции начинают ползать, переворачиваться, сидеть или стоять позднее своих сверстников.

• У ребёнка с сенсорными нарушениями нервы и мышцы работают хорошо, однако мозг не в состоянии собрать из кусочков цельную картину.

• В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции бывают плохо развиты игровые навыки. Ребенок не может интегрировать информацию, идущую от глаз и ушей, рук и тела, и поэтому не в состоянии дать адаптивный ответ на то, что он слышит или чувствует.

Распространённые признаки и симптомы нарушения сенсорной интеграции. Классификация нарушений процессов сенсорной интеграции :

• Гиперактивность или повышенная отвлекаемость

• Проблемы с поведением. Это гиперчувствительные дети, чьи чувства очень легко задеть. Они нередко не справляются с каждодневными стрессами, новыми или необычными ситуациями.

• Речь и проблемы с языком. Речь и язык зависят от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией, поэтому в случае сбоя на любом из этапов обработки информации они обычно развиваются медленно.

• Мышечный тонус и нарушение координации. У детей с сенсорной дисфункцией часто встречается низкий мышечный тонус, они кажутся слабыми или вялыми. Им требуются значительные усилия для того, чтобы просто удерживать голову и тело в вертикальном положении, поэтому они быстро устают.

• Неспособность играть – это очень распространённый симптом нарушений сенсорной интеграции. Ребенок, у которого не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику, вероятно, имеет проблемы с сенсорной интеграцией.

• Проблемы с обучением в школе. Чтение, письмо, математика требуют хорошей сенсорной интеграции и предъявляют к мозгу сложные требования.

Расстройство обработки сенсорной информации (SPD) характеризуется постоянными проблемами с неврологической обработкой сенсорных стимулов. Такие проблемы могут возникать в одной или нескольких сенсорных системах. Хотя у многих людей может быть один или два симптома, расстройство обработки сенсорной информации должно оказывать явное функциональное влияние на жизнь человека.

Классификация нарушений процессов сенсорной интеграции.

Нарушения обработки сенсорной информации были классифицированы по трё м категориям:

Сенсорная модуляция. Это сложный процесс в центральной нервной системе, с помощью которого регулируются нейронные сообщения, передающие информацию об интенсивности, частоте, продолжительности, сложности и новизне сенсорных стимулов. При расстройстве сенсорной модуляции мозг получает слишком много или слишком мало сенсорной информации.

Нарушения в сенсорной модуляции (SMD) могут быть разделены на три подтипа:

сенсорная сверхчувствительность

сенсорная недостаточная чувствительность

сенсорная тяга / поиск

Сенсорно-дискриминационные расстройства включают трудности в различении и понимании ощущений, неправильную обработку сенсорной информации.

Подтипы SDD :

• визуальный

• слуховой

• тактильный

• вкусовой

• обонятельный

• вестибулярный

• проприоцептивный

Сенсорные моторные расстройства демонстрируют моторную отдачу, которая дезорганизована в результате неправильной обработки сенсорной информации, влияющей на проблемы постурального контроля, что приводит к нарушению осанки или расстройству координации развития. Подтипы SBMD :

• диспраксия (трудности осуществления координированных и произвольных действий)

• постуральное расстройство (связанное с положением тела, подразумевающие проблемы с моделями движений, равновесием и билатеральной координацией).

Сенсорная повышенная чувствительность

• Избегает чужих прикосновений.

• Не любит мыть лицо, голову.

• Избегает контакта с грязью, песком, не любит макать пальцы в краски, касаться клея.

• Избегает движений или предпочитает меньше двигаться, не любит, когда его неожиданно передвигают.

• Не уверен в себе, и боится упасть или потерять равновесие. Не отрывает ног от земли. В машине его укачивает.

• Перевозбуждается при долгом просмотре мультфильмов, в местах скопления людей.

• Закрывает глаза, имеет короткий зрительный контакт, невнимателен к работе за письменным столом. Остро реагирует на яркий свет.

• Всегда встревожен и бдителен.

• Жёстко отвергает определенные текстуры и температуру пищи. Во время еды легко может подавиться.

• Чувствителен к запахам.

• Закрывает уши, чтобы приглушить звуки или голоса. Жалуется на шум пылесоса, который никого не беспокоит

Сенсорная пониженная чувствительность

Ребё нок:

• Не осознаёт грязного лица, рук или одежды.

• Не стремится играть, исследовать пространство.

• Не реагирует на падения.

• Сам не начинает, но может долго кружиться без головокружения.

• Игнорирует визуальные стимулы, например, препятствие на пути.

• Игнорирует обычные звуки, но может отреагировать на громкие звуки.

• Может не замечать неприятных запахов.

• Может есть острую пищу безо всякой реакции.

Поиск сенсорных ощущений

Ребё нок:

• Разбрасывает игрушки, прыгает по лужам.

• Жуёт предметы или воротник.

• Постоянно движется, кружится, суетится.

• Любит сильные объятия, таскать тяжести и прижиматься.

• Ищет визуальной стимуляции.

• Радуется громким шумам и может разговаривать кричащим голосом.

• Ищет сильных запахов и обнюхивает еду и предметы.

• Может облизывать несъедобные предметы.

• Может предпочитать острую или горячую пищу.

Сенсорно-дискриминационные расстройства (нарушение умения различать ощущения)

Ребё нок:

• Слабо осознаёт своё тело, не может различить предметы по ощущениям.

• Имеет трудности с ощущением боли и температуры.

• Неуклюж, может сталкиваться с предметами, падать.

• Имеет трудности с визуальными задачами, чтением.

• Имеет слабые слуховые способности.

• Не может определить запах, вкус

Постуральные нарушения (двигательные нарушения)

Ребё нок:

• Имеет трудности с тонусом.

• Сутулится, имеет неуклюжую походку.

• Имеет трудности с переносом веса с ноги на ногу при повороте тела, ходьбе по ступенькам.

• Легко теряет равновесие.

• Может не иметь доминирующей руки.

• Трудности в билатеральной координации.

Диспраксия (двигательные нарушения)

Ребё нок:

• Имеет трудности осуществления координированных и произвольных действий.

• Имеет трудности с моторным планированием.

• Может быть неуклюжим и неосторожным.

• Имеет трудности со списыванием с доски, с удержанием взгляда, с организацией рюкзака и рабочего места.

• Может иметь трудности с жеванием, пить через трубочку.

• Может иметь проблемы с артикуляцией звуков в речи.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Использование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗИспользование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗ Использование сенсорной игрушки «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗДети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре,.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Мастер-класс для родителей, воспитателей по созданию математической сенсорной коробки для детейМастер-класс для родителей, воспитателей по созданию математической сенсорной коробки для детей Мастер-класс проводится с целью развития профессионального самосознания, раскрытия творческого потенциала личности, развития коммуникативной.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Осеннее развлечение с элементами интеграции для детей среднего возраста Образовательные задачи: развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. используя здоровьесберегающие.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Занятие в сенсорной комнате для детей 5–6 лет «Путешествие к черепахе»Занятие в сенсорной комнате для детей 5–6 лет «Путешествие к черепахе» Воспитатель - Филиппова Наталья Александровна «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Республика Хакасия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нарушение сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2022 в 18:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД