Приложение МААМ

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (24 фото)

Барсукова Светлана
Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Форма проведения: собрание мастер класс.

Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»

Задачи:

— познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;

Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста“» размещена в разделах

— познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях;

— создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов.

Участники: Родители воспитанников, воспитатели.

Материал и пособия: Подносы с крупами (манная, гречневая, крышки от пластиковых бутылок, контейнеры с крупами. Дидактические игры : «Разноцветные бусы», «Найди для чашки блюдце», «Составь узор» Дидактическая игра «Чудесный мешочек»-«Тактильные Крышечки». Игра с прищепками.

Аппаратное обеспечение: Мультимедийное оборудование.

Предварительная работа:

1. Разработка сценария.

2. Подготовка необходимого оборудования и материала.

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателя.

Доклад воспитателя.

2. Мастер-класс «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».

3. Подведение итогов собрания. Рефлексия.

Основная часть

Ход собрания:

Вступительное слово воспитателя.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.

1. Доклад воспитателя.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»

Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы.

Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа, тактильные анализаторы (руки). Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus»«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов.

Главными задачами сенсорного воспитания являются :

1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

• Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т. д.

• Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается, и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах, хандрозах.

2. Научить ребёнка обследовать.

Обследование осуществляется в три этапа:

• Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.

• Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.

• Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

Выделяют эталоны:

• Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

• Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)

• Величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.)

• Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).

• Обоняния (запах гари, аромат духов и т. д.)

• Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)

• Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)

• Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д.)

• Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.)

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:

• Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.

• Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т. д.

• Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребенка. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.

Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания, я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактические игры на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей в нашей группе.

У нас в группе создана соответствующая предметно-развивающая среда, оборудован центр песка и воды, дидактический стол, кубики, шариками, разнообразный строительный материал и множество дидактических игр.

• Игры для формирования элементарных математических представлений.

• Игры для развития зрительного восприятия.

• Игры для развития слухового восприятия.

• Игры для развития обонятельного восприятия.

• Игры для развития осязательного восприятия.

• Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий.

2. Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».

Воспитатель. Уважаемые родители! Сейчас я предлагаем вам поиграть с нами так, как мы играем с детьми на занятиях. Все игры, которые я сейчас буду использовать, можно изготовить дома самостоятельно с ребёнком. А так же, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

Мы сейчас разделимся на две команды. Первая команда - малышки, вторая – карапузики.

Фото «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»

В качестве жюри мы пригласили опытного педагога. Если команда выигрывает, ей вручают конфету. В конце игры мы подчитываем, у кого сколько конфет. Победитель получает грамоту.

1. Игра «Составь узор».

Мастер-класс для родителей - фото
Фото №1 Форма проведения собрание

Цель игры:

1. Учить детей выполнять действия по показу и образцу.

2. Учить анализировать узор, состоящий из геометрических фигур разной формы и цвета, действовать по образцу.

3. Развивать внимание, мышление.

Материал:

1. Набор карточек, на которых узор из геометрических фигур

2. Набор геометрических фигур, вырезанных из картона цветного.

Ход игры.

Педагог раздаёт детям узоры. Даёт время ознакомиться с ними, потрогать. Вместе с педагогом дети повторяют названия фигур, основные цвета. Не называя цвета и не показывая способа действия, педагог предлагает детям сделать так же.

Дети выполняют действия по образцу.

2. «Найди для чашки блюдце»

Фото №2 Мастер классы для родителей мастер класс

Цели: учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы: наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)

Какие? (Ответы детей).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

3. «Разноцветные бусы»

Фото №3 Цель повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах Использование Фото №4 Консультации для родителей Мастер классы для родителей Развитие ребенка Фото №5 Консультации для родителей Родительские собрания в детском саду Сенсорное развитие детей

Цель игры: Научить чередовать элементы по цвету.

Материал: Четыре зелёных и красных бусины (круги вырезанные из цветного картона с двумя дырочками).Могут быть и использованы и другие цвета. Тонкие шнуры или толстые нитки.

Ход игры: В «гости» к детям приходит кукла и приносит бусины. Взрослый обращает внимание на то, что бусы разные по цвету. Сначала будем нанизывать зелёную, а потом красную.

4. Дидактическая игра «Тактильные крышечки».

Фото №6 Консультации Сенсорное развитие и воспитание

Цели: активизация психических процессов (мышление, внимание, воображение, восприятие) : развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка крышечек с вставками: риса, наждачной бумаги, линолеума. Развитие речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развитие мелкой и общей моторики

Материал. Крышечек с вставками: риса, наждачной бумаги, линолеума, чудесный мешочек.

Ход игры: Воспитатель даёт в руки крышечку со вставкой линолеума, нужно из мешочка достать такую же.

5. Игра «Песочница» на кухне.

Фото №7 Сенсорика Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка июнь познакомить с играми и упражнениями направленными на формирование сенсорных эталонов и Фото №8 Развитие ребенка

Воспитатель: - Возьмите дома плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу (манную, гречневую). Предложите ребенку порисовать пальчиком по крупе. Попробуйте вместе нарисовать какой-нибудь сюжет. Или ребенок рисует, а вы отгадываете, что он нарисовал. Затем меняетесь ролями. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего ребенка. И плюс ко всему способствует развитию фантазии и воображения. Попробуйте сейчас сами порисовать. Если что-то не получается, можно легко это исправить.

6. Игра «Мозаика из пробок».

Фото №9 Участники Родители воспитанников воспитатели Фото №10 Материал и пособия Подносы с крупами манная гречневая крышки от пластиковых бутылок контейнеры с крупами

Воспитатель: -Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Попробуйте вместе с ребенком выложить какой-нибудь узор. Предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Педагог предлагает родителям сложить узоры из пуговиц и пробок.

7.«Игры с бельевыми прищепками»

Фото №11 Дидактические игры Разноцветные бусы Найди для чашки блюдце Составь узор Дидактическая игра Чудесный мешочек Тактильные Крышечки Фото №12 Игра с прищепками

Цели: Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте, кто это такой: На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки. Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка. Колкую, зеленую срубили топором. Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем. Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

8. Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.

В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т. п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», — держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.

7. Игры с крупами.

Фото №13 Аппаратное обеспечение Мультимедийное оборудование Фото №14 Предварительная работа

Воспитатель: - А сейчас мы проведём игру, «Золушка». Я предлагаю вам перебрать зерно: фасоль, кукурузу.

После игры рассказывает, как можно предложить поиграть с крупой.

1. Воспитатель: - Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. В глубокую емкость насыпаем любую крупу и запускаем в нее руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

2. Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитие мелкой моторики, в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребенку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, большим и безымянным…получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну, а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребенка будет развиваться гораздо быстрее.

8.«Шумелки»

Материал (бросовый, природный) : пластиковые бутылочки, наполненные желудями, песком, горохом, фасолью…

Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

Ход игры: найти пару для «шумелки»

9. Поделки из семян.

Разработка сценария Подготовка необходимого оборудования и материала План проведения Вступительное слово воспитателя Доклад воспитателя

А ещё можно делать поделки из семян и крупы. Дети за год выполняли много работ для вас, а сейчас давайте мы приготовим для них сюрприз.

Воспитатель вручает грамоту победившей команде.

Фото №15 Мастер класс Сенсорное развитие детей в домашних условиях Фото №16 Подведение итогов собрания

3. Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия

Воспитатель. Как ваше настроение? Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Что интересного вы узнали? (Высказывания родителей).

Благодарим вас за активное участие и творческую работу!

Решение родительского собрания :

1. Использовать информацию, полученную на родительском собрании, в рамках сенсомоторного развития детей.

2. Поддерживать интерес детей к играм и материалу по сенсорному развитию в детском саду и дома.

3. Домашнее задание для родителей : пополнить домашние игры атрибутами, сделанными в семейном кругу.

Мы благодарим вас за сотрудничество и надеемся, что все у нас получится. Спасибо за совместную работу.

1. Венгер Л. А, Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка : книга для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 1998 .

2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. М. : Просвещение, 1996.

3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни. - МПСИ Модэк, 20

Авторская работа.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастас ОВЗ «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» А. С. Макаренко Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух.

Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Булгакова.

Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего возраста 1слайд: «Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего возраста" Подготовила воспитатель г. Выкса.

Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр Под сенсорным развитием подразумевается целенаправленное развитие и совершенствование таких сенсорных процессов, как ощущение, восприятие,.

Использование дидактических игр в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка» Доклад на тему:«Использование дидактических игр в развитии познавательной активности.

Консультация для родителей «Использование народных игр в воспитании детей с целью развития духовно-нравственной культуры» Игра и игрушка – обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала, что у каждого ребёнка наблюдается потребность в игре, которая объясняется.

Мастер-класс «Использование технологий развивающих игр по ФЭМП для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» «Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование дидактических игр для профилактики дислексии у дошкольников» Мастер – класс для педагогов МАДОУ «Использование дидактических игр для профилактики дислексии у дошкольников» Аннотация С началом обучения.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»
Опубликовано: 2 июня 2017 в 12:11
+211Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Барсукова Светлана (УИ 237195) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД