Получи документы

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Светлана Москаленко
Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего,

но и ощущающего человека

Б. Г. Ананьев

- вид проекта :

по составу - групповой

по сроку - долгосрочный

по типу - творческий

участники: дети, родители, воспитатель.

Автор проекта : Левус А. С.

Актуальность.

Публикация «Проект „Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр“» размещена в разделах

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т. п.).

Проблема.

Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным.

Очень часто у детей слабое развитие кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы и т. д.

Чтобы овладеть знаниями ребенок под руководством взрослого должен многократно повторять различные перцептивные действия, манипулировать с предметами, наблюдать, анализировать. Легче всего это будет сделать в процессе дидактической игры : ребенок не потеряет интерес к действию, оно приобретет цель, ребенок играя, легче запоминает, развивается речь, мышление. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Целью моего проекта является - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, ориентировка в пространстве, развитие мышления, речи, зрительное восприятие, память, внимание, мелкая моторика рук, закрепление понятий большой - маленький, один – много,

вверх - вниз и т. д.)

Задачи.

1. Познакомить детей с величиной, формой предметов, основными цветами;

2. Сформировать навыки самостоятельной деятельности;

3. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

4. Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

5. Сплотить детский коллектив.

6. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

7. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

8. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

-произвольное внимание;

-логическое мышление;

-зрительное и слуховое восприятие;

-память;

-речь детей.

Ожидаемым результатом своей работы я вижу ребенка, у которого будет развито умение:

- выделять ряд свойств и качеств и называть их:

а) величина (большой, маленький, одинаковые)

б) форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

- группировать предметы по величине, форме, цвету.

- сравнивать два контрастных по величине предмета, используя прием наложения и приложения.

- различать геометрические фигуры, используя зрение, осязание.

- собирать целое из 4-6 частей.

- в дидактических играх выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Перспективное планирование

Путешествие на поезде с остановками и решение различных задач в виде дидактических игр по сенсорному развитию.

Первая остановка:

На столе сидят две куклы большая и маленькая. Д/и «Бусы» собираем бусы одного цвета, разноцветные, разные по величине. Сколько бусинок в руке? (Одна). Сколько всего бусинок? (Много). Д/и «Воздушные шары» к цветным верёвочкам привязываем шарик такого же цвета.

Цель: формировать умения чередовать предметы по цвету, называть цвета, развитие м/м руки, развитие логического мышления.

Разминка: «Мой весёлый звонкий мяч».

Вторая остановка:

Загадка. На спинке иголки, длинные колкие, а свернется в клубок - ни головы ни ног. (Ёжик). Покажите где у него глазки, носик, ротик? Давайте поможем нашему ежику найти иголочки. Форма ежика – дети добавляют иголки - прищепки, разного цвета.

Что ты ёж такой колючий?”

Это я на всякий случай!

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки да медведи!

– Зачем ежу нужны иголки?

Загадка. Плаваю под мостиком и виляю хвостиком. (Рыбка). Показываю готовую рыбку. Посмотрите на картинку и покажите где у рыбки глазик, ротик, хвостик и плавники? А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники, форма рыбки - основа, вырезанная из картона.

Цель: развитие м/м руки, зрительное восприятие.

Третья остановка:

Д/и «Заштопай штанишки». Игрушка зайца, нарисованные штанишки, вырезать из них квадраты, кружки, треугольники. Предложите ребенку зашить штанишки фигурами-заплатками, которые из них вырезаны и назвать цвет и геометрическую фигуру.

Д/и «Разрезанные картинки». Взять любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку, разрезать на 4-6 частей и предложить починить картинку (собрать её).

Цель: логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Игра: «Зайка серенький сидит».

Этапы.

1. Подготовительный:

-изучение литературы;

-совместно с родителями подбор дидактического материала для игр;

-мною были подготовлены следующие сенсорные тренажеры для детей : «Гусеничка», «Собери урожай», «Воздушные шары», «Солнышко», «Ёжик», «Рыбка», «Ёлочка», «Бусы», «Волшебная фасоль», «Найди пробку», «Бабочка», «Цветочек», «Заштопай штанишки», «Разложи пуговички», «Разрезанные картинки» и т. д.

-диагностические исследования (анкетирование родителей)

2. Основной:

Работа с детьми Работа с родителями

Изготовление игр на сенсорное развитие : «Гусеничка», «Собери урожай», «Воздушные шары», «Солнышко», «Ёжик», «Рыбка», «Ёлочка», «Бусы», «Волшебная фасоль», «Найди пробку», «Бабочка», «Цветочек», «Заштопай штанишки», «Разложи пуговички», «Разрезанные картинки» и т. д.

Оформление информационного стенда по сенсорному развитию;

Анкета "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"; привлечение родителей в сборе дидактического материала для игр.

3. Заключительный:

-продукт проекта (сенсорные тренажеры)

-Презентация проекта коллегам ДОУ

Приложение:

Информация для родителей по сенсорному развитию (оформление информационного стенда)

Анкета

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к педагогическому совещанию "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте :

• считаю нужным;

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка :

• да;

• нет;

• не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании :

информация отсутствует;

• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

• я не обращаю внимание на информацию;

информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

• наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

• высокий;

• средний;

• низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию :

• да;

• нет;

• не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___ ___

Спасибо за сотрудничество!

Из 22 человек 2 человека не имели представление о сенсорном развитий своих детей. Проведена беседа, предоставлена информация по сенсорному развитию.

Литература

1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.

2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13. – С. 424

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. -М. :Педагогика-Пресс,1999. – С. 536

4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М. : Просвещение, 2008. – С. 315

5. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб. : Детство-Пресс, 2002. – С. 302

6. Морозова О. Е. И. Тихеева. Дошкольный возраст : сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С. 87

7. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э. Г. Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Cенсорное развитие детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр. Игровая технология В. В. Воскобовича CЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. Воспитатель МАДОУд/с № 17: Мадведева Н. А. Слайд № 1 – Добрый.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством использования интегрированных пособийФормирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством использования интегрированных пособий Мы все знаем, что сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Нельзя.

Формирование сенсорных представлений у детей с 2 до 3 лет с помощью дидактических игр. Цель: Создание дидактических игр для формирования сенсорных представлений у детей с 2 до 3 лет. Задачи: Рассмотреть особенности сенсорного.

Конспект НОД «Путешествие в Сказку» для детей младшего дошкольного возраста с использованием сенсорной комнаты Задачи: Сплочение группы, развитие эмпатии; Развитие слухового внимания, произвольность; Развитие общей.

Проект формирование культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий Проектная деятельность на тему: «Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование инновационных.

Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи.

Развитие сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста азвитие сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста. Работая с детьми раннего возраста, убедилась в том, что значение сенсорного.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры «В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и.

Влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста Структура работы – выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, вывода, заключения, списка литературы, списка приложений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
Опубликовано: 9 марта 2017 в 21:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД