Ирина Подлесная
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование дидактических игр для профилактики дислексии у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов МАДОУ «Использование дидактических игр
для профилактики дислексии у дошкольников»
Аннотация
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети оказываются не в ладах с русским языком. Такое стойкое нарушение чтения называется дислексией. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией.
Дислексия проявляется в затруднении при распознании и узнавании букв, при слиянии букв в слоги и слогов в слова, что приводит к непониманию в чтении даже простейшего текста.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Использование дидактических игр для профилактики дислексии у дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
У ребенка с дислексией недостаточно развит речевой слух и поэтому ему очень трудно научиться читать и писать. Для профилактики дислексии у дошкольников используются разнообразные дидактические игры.
Целевая аудитория: учителя-логопеды ДОУ.
Цель мастер – класса :
• повысить профессиональную компетентность учителей-логопедов по использованию дидактических игр для профилактики дислексии в работе с детьми.
Задачи:
• познакомить учителей-логопедов с дидактическими играми, которые могут использоваться в логопедической практике для профилактики дислексии;
• обучить учителей-логопедов некоторым дидактическим играм;
• закрепить умения применять на практике дидактические игры в работе с детьми.
Оборудование: предметные картинки, карточки с буквами, картинки домов с №, конверты с картинками, звуковые схемы, ручки, карандаши, мяч.
Об авторе
Мастер-класс подготовлен и проведен Подлесной Ириной Николаевной, учителем - логопедом МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области».
Ход мастер-класса
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Я рада приветствовать Вас на мастер-классе, посвященном теме: «Использование дидактических игр для профилактики дислексии у дошкольников». С целью профилактики дислексии у дошкольников я систематически провожу работу по:
1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:
а) развитие анализа предложения;
б) развитие слогового анализа и синтеза;
в) формирование фонематического анализа и синтеза;
2. Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях:
• а) развитие зрительного восприятия и узнавания;
• б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;
• в) формирование пространственного восприятия и представлений;
• г) развитие зрительного анализа и синтеза;
3. Развитию внимания, памяти, мышления;
4. Развитию понимания прочитанных: слов, предложений, текста.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Сейчас я предлагаю Вам ознакомиться с некоторыми дидактическими играми для профилактики дислексии у детей.
Игры для предупреждения ошибок на уровне буквы:
1. Игра «Зашумленные буквы»
Цель: формирование буквенного гнозиса.
Ход игры:
Предлагаю узнать букву по контуру, находящемуся за контурным изображением различных предметов.
Игровая ситуация: «Феи спрятали буквы за контурами разных предметов, но вы разгадаете их загадку? Найдите, какую букву спрятали Феи? Обведите ее пальчиком и напишите на листочке».
2. Игра «Узнай букву на ощупь» или «Чудесный мешочек»
Цель: формирование буквенного гнозиса.
Ход игры: Предлагаю узнать спрятанную в мешочек букву на ощупь и назвать ее.
3. Игра «Сломанные буквы»
Цель: Развитие зрительного внимания, памяти, пространственного и зрительного восприятия.
Ход игры: Предлагаю «починить» букву (найти недостающий элемент, чтобы получилась буква). Рассказываю историю о пролетевшем ветре – урагане, который сломал буквы, и предлагаю помочь буквам: необходимо выйти по очереди и составить буквы
а) из элементов (2-3);
б) из половинок букв
Игры для предупреждения ошибок чтения на уровне слога.
1. Игра «Слоговой поезд»
Цель игры: закрепление навыка послогового чтения.
Ход игры: Предлагаю игрокам из букв, находящихся в вагончиках, составить слово, которое находится в паровозе.
Игровая ситуация:
Чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух!
В паровозе СОВА везет весь состав,
Из вагончиков слово СОВА
Ты составь!
2. Игра «Подбери картинку по первому слогу»
Цель игры: учить различать слова по первому слогу, совершенствовать
фонематический слух.
Ход игры: Раздаю каждому большую карту. Показываю маленькую карточку и
предлагаю определить с какого слога начинается слово, обозначающее предмет
на картинке. Необходимо закрыть все ячейки на своей карте маленькими
карточками, если слоги на них совпадают. Побеждает игрок, быстрее всех
закрывший ячейки на своей карте.
Игры для предупреждения ошибок чтения на уровне слова.
1. Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».
Цель: развитие умения делить слово на слоги, слухового внимания.
Ход игры: Предлагаю количество слогов отбить мячом. Бросая мяч, называю слово. Участники игры проговаривают слово по слогам и одновременно отбивают мячом. Возвращают мяч, называют количество слогов в слове.
2. Игра «Почта»
Цель: развитие слогового анализа, фонематических представлений.
Ход игры: Игроки по очереди разносят «письма» по домам, номера которых
соответствуют количеству слогов в словах. Остальные проверяют –
отхлопывают в ладоши структуру слова.
Усложнение:
а) Слова со сложной слоговой структурой.
б) Номера домов обозначают количество звуков в слове.
Игры для предупреждения ошибок чтения на уровне предложения.
1. Игра «Дружные слова»
Цель: развитие согласования слов в предложении, внимания, быстроты
мыслительных процессов.
Ход игры: Составьте предложение
Мячик прыгать я заставлю,
Предложение составлю.
Бросая мяч, называю несогласованные слова. Игроки составляют из них
предложение, возвращают мяч.
Усложнение:
а) Увеличение количества несогласованных слов.
б) Добавить в предложение 1-2 слова
2. Игра «Путаница»
Цель: развитие синтеза и анализа предложения, слуховой памяти. Содержание игры: Предлагаю «распутать» предложения. Читаю
полученное письмо, в котором в предложении перепутаны слова. Участники
игры, переставляя слова, составляют предложение. За правильный ответ –
фишка. В конце игры – подсчет фишек. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Усложнение:
а) Увеличение количества слов в предложении.
б) «Распутать» слова из двух предложений одновременно.
III. ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА
- Уважаемые коллеги, я познакомила Вас с той малой частью игр, которые можно использовать для профилактики дислексии у дошкольников. Применяя в своей работе дидактические игры, я с уверенностью могу сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей и улучшается качество образовательного процесса. Импровизируйте, фантазируйте и у Вас все получится. Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с детьми.