Мастер-класс для педагогов «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и дидактических логопедических игр»

Ольга Капранова
Мастер-класс для педагогов «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и дидактических логопедических игр»

Цель:

- распространение педагогического опыта по применению дидактических игр как средства развития речи в образовательном процессе.

Задачи:

- показать значимость дидактических игр в процессе развития речи;

- познакомить участников мастер-класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;

- упражнять в применении приемов автоматизации звуков;

- познакомить педагогов с разновидностями дидактических игр с целью повышения их профессиональной компетентности.

Оборудование: проектор, ноутбук, 12 деталей детского конструктора, ленты по количеству участников, обручи, картинки со звуком Л, игрушки со звуком Л, шоколадки, маленькая ёлочка, картинки со звуками Р, Рь, разрезные картинки с изображением героев из программы «Спокойной ночи, малыши», картинки со звуком Ш, наборное полотно, детские синтезаторы, бубен, погремушки, маски деревьев, банка от мёда, кружки оранжевого и коричневого цвета.

Введение.

Уважаемые участники!

Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс дидактических игр на автоматизацию звуков в речи детей.

А поздороваюсь с вами стихотворением:

Вас приветствую, уважаемые педагоги.

По развитию детей проходим трудные дороги.

Пришли мы все на мастер- класс.

Хочу внимания сейчас от вас.

Хочется вам лекцию услышать от меня?

Думаю, что от неё время пройдёт зря.

Поэтому, свой мастер-класс хочу вам показать

С вашей скромной помощью,

Где будем мы играть.

Ещё вас попрошу быть активными сейчас.

Итак, мои коллеги, начинаем мастер-класс.

Тема моего мастер-класса «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и дидактических логопедических игр». Цель и задачи, которые я поставила перед собой можете увидеть на экране, я их зачитывать не буду.

Что же такое «автоматизация»?

Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.

Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

игры с предметами (игрушками, природным материалом,

настольно-печатные,

словесные

Игры с предметами

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Они направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Вашему вниманию предлагаю игру, которую вы можете провести с ребенком «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.

Цель игры: назвать как можно больше слов со звуком [C].

Делимся на 2 команды. У вас по 6 деталей конструктора. Вам нужно придумать слова со звуком С, который стоит в начале слова, в середине и в конце слова - по 2 на каждую группу. Одно слово – одна деталь конструктора. Если чья-то башня окажется выше, тот и победит. Звук С в начале слова -…., в середине, в конце.

«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Ч».

Цель игры: автоматизация звука Ч в словах.

Для данной игры вам понадобиться лента (шнурок). Я назову слова со звуком «Ч», а вы завяжите столько узелков, сколько слов услышите и запомните эти слова (чайник, чемодан, число, сапог, качан, зачин, работа, качели, луч, кулич санки). Участники завязывают на каждое слово узел и называют все услышанные слова.

Данную игру можно усложнить таким образом. Я назову не только слова со звуком «Ч», но и без него, Вы на слух выделите только слова с заданным звуком и завяжите соответствующее количество узелков, назовите эти слова.

Игра: «Кто получит приз?» – проводится в виде эстафеты.

Цель: автоматизация звука Л в словах.

На полу лежат три обруча. Внутри первого – игрушки, во втором – картинки, в третьем – шоколадки. Нужно:

• выбрать игрушку, в названии которой есть звук [Л];

• выбрать картинку, в названии которой есть звук [Л];

• назвать слово со звуком [Л] и взять приз, назвав его. (ШокоЛадка).

При назывании слов прошу утрированно произносить указанный звук.

Мы рассмотрели несколько игр с предметами. А теперь хочу познакомить вас со следующим видом.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Хочу Вас познакомить с играми, направленными на автоматизацию поставленных звуков в речи, а также развивают зрительную память, внимание и воображение.

Игра «Украсим ёлочку».

Цель: Автоматизация звуков Р,Рь.

Ёлку будем наряжать игрушками, в названии которых есть звуки Р или Р’). Приглашаются два участника. На столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После того, как вы находите картинку с заданным звуком и украшаете ей ёлку, переворачиваете один пазл картинки, постепенно «проявляя» изображение. Когда задание выполнено, участник называет, кто изображен на собранной картинке и героя, в имени которого есть заданный звук.

Игра «Расставь игрушки на полки». Автоматизация звука Ш в предложениях.

Цель: автоматизировать звук Ш в словах.

Стеллаж буквы Ш: 3 полки. Часть картинок расположена на полотне, другая часть в руках у конкурсантов.

- Мы попали в комнату к букве Ш. У неё на полках лежат игрушки. Давайте всё рассмотрим и назовем, что лежит на полках: на верхней, на нижней, на второй снизу, на второй сверху? А теперь буква Ш будет задавать вам вопросы, а вы попробуйте на них правильно ответить и выполнить её задание (детям задаются вопросы, которые учат их ориентироваться на плоскости, например: что находится между матрёшкой и мишкой, положи кошку под машину и т. д.) Отвечайте полным предложением.

Словесные игры

построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и углубляют знания о предметах.

Игра «Договаривание загадок на заданный звук».

Цель: Автоматизация звука Р в словах.

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я – школьный (ранец)

Был толстяк когда-то в моде,

Славу заслужил в народе.

Выдыхая жаркий пар,

Чай готовил. (самовар)

Мчат детей слоны, барашки,

Разноцветные коняшки.

Всех кружили, всех вертели

В нашем парке. (карусели)

Вот трёхглазый молодец.

До чего же он хитрец!

Кто откуда ни поедет,

Подмигнёт и тем, и этим.

Знает, как уладить спор,

Разноцветный (светофор)

Игра «Песенка»

Цель: автоматизация звука З.

Стучим пальцами по детскому синтезатору, имитируя игру. На каждое прикосновение называем звук, слог. Можно выбрать знакомую мелодию, например: «Маленькой елочке холодно зимой». Для усложнения задания предлагаю повторить ритм за мной с заданным звуком с использованием музыкального инструмента.

В этом задании развивается фонематический слух, мелкая моторика, память, внимание.

Игры на автоматизацию звуков используем во всех видах деятельности, также и в физминутках. Предлагаю отдохнуть и её провести.

Для автоматизации изолированного шипящего звука [Ш] я предлагаю поиграть в игру «Лес шумит».

Цель игры: Автоматизация изолированного звука [Ш].

Участникам предлагается выбрать лист дерева и назвать, с какого дерева этот лист? Превращаемся в деревья, затем имитируем звук, похожий на звук листвы. По команде «шуми ветерок» сначала поднимаем руки вверх, а затем равномерно двигаем ими из стороны в сторону, произнося Ш-Ш-Ш…

Можно немножко усложнить эту игру, предлагая дополнительные команды, например: «Ветер усиливается, начинается ураган!», а потом: «А теперь он постепенно затихает, превращаясь в лёгкий ветерок». При этом дети сначала произносили звук с большей силой, а затем постепенно, ослабляя воздушную струю, всё тише и тише. В конце игры нужно было дать оценку каждому ребёнку, похвалить отличившихся. Таким же образом позже проводились игры-звукоподражания на автоматизацию изолированных звуков [Ж], [Щ], [Ч].

Задание «Наполни бочонок»

Участникам предложены жетоны: жёлтого цвета мёд и коричневого цвета дёготь. Ведущий держит в руках бочонок с надписью «Мёд»

-Мой мастер-класс подошёл к концу. Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. Помогут нам в этом жетоны. Если вас заинтересовал материал – «добавьте ложку мёда» (жёлтый жетон, если нет – добавьте «ложку дёгтя» (коричневый жетон).

Я рассказала Вам об играх на совершенствование навыков звукопроизношения. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия, показанные и перечисленные мною сегодня, Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!

Прикреплённые файлы:

master-klas_f1n09.ppt | 11114 Кб
 
Публикации по теме:

«Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» «Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» Учитель-логопед высшей категории МБДОУ детский сад №7 Гончарова.

Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях Подготовительно-организационный этап: Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету. Это хокку японцы используют, когда.

Автоматизация звуков в речи Автоматизация звука - это этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука. Он направлен на формирование.

Блок дидактических игр и игровых упражнений по ЗОЖ Блок дидактических игр и игровых упражнений по формированию у детей ЗОЖ. Дидактическая игра «Какая у тебя осанка» Цель: закрепить понятие.

Использование игровых приёмов при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд. Тема моей методической разработки «Использование игровых приёмов при формировании количественных представлений у старших дошкольников».

Конспект занятия по использованию наглядно-игровых средств в логопедических сказках «Звуковой теремок» Особое место в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с речевым недоразвитием занимают логопедические сказки. Для педагога, который.

Мастер-класс для родителей «Автоматизация поставленных звуков» Цель: -Расширить представление о необходимости сотрудничества ребенка, родителя и логопеда по автоматизации звуков. - Оказать практическую.

Мастер-класс: «Использование приёмов самомассажа в Практике педагога» Минеева Лидия Анатольевна Учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Суксунский детский сад «Малышок» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

Игротека логопедических дидактических игр для детей 4–7 лет 1 «Снегурочка и Снеговик» Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах. Оборудование: картинка с изображением Снегурочки.

НОД в старшей группе на тему: «Использование игровых методов и приёмов в развитии певческих умений и навыков»НОД в старшей группе на тему: «Использование игровых методов и приёмов в развитии певческих умений и навыков» Цель: показать использование игровых методов и приёмов в развитии певческих умений и навыков детей старшего дошкольного возраста. Задачи.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и дидактических логопедических игр»
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 23:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Проект «Зачем бегемоту нужны прививки» во второй группе раннего возраста
Проект «Зачем бегемоту нужны прививки? » во второй группе раннего возраста №1 «Ягодка». Актуальность проекта: мало найдётся людей, которые спокойно...
Мастер-класс по конструированию из бумаги «Мальчики и девочки» с детьми средней группы
Цель: формировать у детей умение создавать из цветной бумаги образы мальчиков и девочек. Материал: желтая бумага 20х15 см, красная, оранжевая, синяя...
Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей дошкольного возраста...
Пояснительная записка Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, способствующих всестороннему развитию ребенка,...