Ольга Капранова
Мастер-класс для педагогов «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и дидактических логопедических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- распространение педагогического опыта по применению дидактических игр как средства развития речи в образовательном процессе.
Задачи:
- показать значимость дидактических игр в процессе развития речи;
- познакомить участников мастер-класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;
- упражнять в применении приемов автоматизации звуков;
- познакомить педагогов с разновидностями дидактических игр с целью повышения их профессиональной компетентности.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и дидактических логопедических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Логопедические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование: проектор, ноутбук, 12 деталей детского конструктора, ленты по количеству участников, обручи, картинки со звуком Л, игрушки со звуком Л, шоколадки, маленькая ёлочка, картинки со звуками Р, Рь, разрезные картинки с изображением героев из программы «Спокойной ночи, малыши», картинки со звуком Ш, наборное полотно, детские синтезаторы, бубен, погремушки, маски деревьев, банка от мёда, кружки оранжевого и коричневого цвета.
Введение.
Уважаемые участники!
Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс дидактических игр на автоматизацию звуков в речи детей.
А поздороваюсь с вами стихотворением:
Вас приветствую, уважаемые педагоги.
По развитию детей проходим трудные дороги.
Пришли мы все на мастер- класс.
Хочу внимания сейчас от вас.
Хочется вам лекцию услышать от меня?
Думаю, что от неё время пройдёт зря.
Поэтому, свой мастер-класс хочу вам показать
С вашей скромной помощью,
Где будем мы играть.
Ещё вас попрошу быть активными сейчас.
Итак, мои коллеги, начинаем мастер-класс.
Тема моего мастер-класса «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и дидактических логопедических игр». Цель и задачи, которые я поставила перед собой можете увидеть на экране, я их зачитывать не буду.
Что же такое «автоматизация»?
Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.
Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
игры с предметами (игрушками, природным материалом,
настольно-печатные,
словесные
Игры с предметами
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Они направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.
Вашему вниманию предлагаю игру, которую вы можете провести с ребенком «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.
Цель игры: назвать как можно больше слов со звуком [C].
Делимся на 2 команды. У вас по 6 деталей конструктора. Вам нужно придумать слова со звуком С, который стоит в начале слова, в середине и в конце слова - по 2 на каждую группу. Одно слово – одна деталь конструктора. Если чья-то башня окажется выше, тот и победит. Звук С в начале слова -…., в середине, в конце.
«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Ч».
Цель игры: автоматизация звука Ч в словах.
Для данной игры вам понадобиться лента (шнурок). Я назову слова со звуком «Ч», а вы завяжите столько узелков, сколько слов услышите и запомните эти слова (чайник, чемодан, число, сапог, качан, зачин, работа, качели, луч, кулич санки). Участники завязывают на каждое слово узел и называют все услышанные слова.
Данную игру можно усложнить таким образом. Я назову не только слова со звуком «Ч», но и без него, Вы на слух выделите только слова с заданным звуком и завяжите соответствующее количество узелков, назовите эти слова.
Игра: «Кто получит приз?» – проводится в виде эстафеты.
Цель: автоматизация звука Л в словах.
На полу лежат три обруча. Внутри первого – игрушки, во втором – картинки, в третьем – шоколадки. Нужно:
• выбрать игрушку, в названии которой есть звук [Л];
• выбрать картинку, в названии которой есть звук [Л];
• назвать слово со звуком [Л] и взять приз, назвав его. (ШокоЛадка).
При назывании слов прошу утрированно произносить указанный звук.
Мы рассмотрели несколько игр с предметами. А теперь хочу познакомить вас со следующим видом.
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Хочу Вас познакомить с играми, направленными на автоматизацию поставленных звуков в речи, а также развивают зрительную память, внимание и воображение.
Игра «Украсим ёлочку».
Цель: Автоматизация звуков Р,Рь.
Ёлку будем наряжать игрушками, в названии которых есть звуки Р или Р’). Приглашаются два участника. На столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После того, как вы находите картинку с заданным звуком и украшаете ей ёлку, переворачиваете один пазл картинки, постепенно «проявляя» изображение. Когда задание выполнено, участник называет, кто изображен на собранной картинке и героя, в имени которого есть заданный звук.
Игра «Расставь игрушки на полки». Автоматизация звука Ш в предложениях.
Цель: автоматизировать звук Ш в словах.
Стеллаж буквы Ш: 3 полки. Часть картинок расположена на полотне, другая часть в руках у конкурсантов.
- Мы попали в комнату к букве Ш. У неё на полках лежат игрушки. Давайте всё рассмотрим и назовем, что лежит на полках: на верхней, на нижней, на второй снизу, на второй сверху? А теперь буква Ш будет задавать вам вопросы, а вы попробуйте на них правильно ответить и выполнить её задание (детям задаются вопросы, которые учат их ориентироваться на плоскости, например: что находится между матрёшкой и мишкой, положи кошку под машину и т. д.) Отвечайте полным предложением.
Словесные игры
построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и углубляют знания о предметах.
Игра «Договаривание загадок на заданный звук».
Цель: Автоматизация звука Р в словах.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я – школьный (ранец)
Был толстяк когда-то в моде,
Славу заслужил в народе.
Выдыхая жаркий пар,
Чай готовил. (самовар)
Мчат детей слоны, барашки,
Разноцветные коняшки.
Всех кружили, всех вертели
В нашем парке. (карусели)
Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный (светофор)
Игра «Песенка»
Цель: автоматизация звука З.
Стучим пальцами по детскому синтезатору, имитируя игру. На каждое прикосновение называем звук, слог. Можно выбрать знакомую мелодию, например: «Маленькой елочке холодно зимой». Для усложнения задания предлагаю повторить ритм за мной с заданным звуком с использованием музыкального инструмента.
В этом задании развивается фонематический слух, мелкая моторика, память, внимание.
Игры на автоматизацию звуков используем во всех видах деятельности, также и в физминутках. Предлагаю отдохнуть и её провести.
Для автоматизации изолированного шипящего звука [Ш] я предлагаю поиграть в игру «Лес шумит».
Цель игры: Автоматизация изолированного звука [Ш].
Участникам предлагается выбрать лист дерева и назвать, с какого дерева этот лист? Превращаемся в деревья, затем имитируем звук, похожий на звук листвы. По команде «шуми ветерок» сначала поднимаем руки вверх, а затем равномерно двигаем ими из стороны в сторону, произнося Ш-Ш-Ш…
Можно немножко усложнить эту игру, предлагая дополнительные команды, например: «Ветер усиливается, начинается ураган!», а потом: «А теперь он постепенно затихает, превращаясь в лёгкий ветерок». При этом дети сначала произносили звук с большей силой, а затем постепенно, ослабляя воздушную струю, всё тише и тише. В конце игры нужно было дать оценку каждому ребёнку, похвалить отличившихся. Таким же образом позже проводились игры-звукоподражания на автоматизацию изолированных звуков [Ж], [Щ], [Ч].
Задание «Наполни бочонок»
Участникам предложены жетоны: жёлтого цвета мёд и коричневого цвета дёготь. Ведущий держит в руках бочонок с надписью «Мёд»
-Мой мастер-класс подошёл к концу. Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. Помогут нам в этом жетоны. Если вас заинтересовал материал – «добавьте ложку мёда» (жёлтый жетон, если нет – добавьте «ложку дёгтя» (коричневый жетон).
Я рассказала Вам об играх на совершенствование навыков звукопроизношения. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия, показанные и перечисленные мною сегодня, Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!