Мастер-класс для педагогов «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и дидактических логопедических игр»

Ольга Капранова
Мастер-класс для педагогов «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и дидактических логопедических игр»

Цель:

- распространение педагогического опыта по применению дидактических игр как средства развития речи в образовательном процессе.

Задачи:

- показать значимость дидактических игр в процессе развития речи;

- познакомить участников мастер-класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;

- упражнять в применении приемов автоматизации звуков;

- познакомить педагогов с разновидностями дидактических игр с целью повышения их профессиональной компетентности.

Оборудование: проектор, ноутбук, 12 деталей детского конструктора, ленты по количеству участников, обручи, картинки со звуком Л, игрушки со звуком Л, шоколадки, маленькая ёлочка, картинки со звуками Р, Рь, разрезные картинки с изображением героев из программы «Спокойной ночи, малыши», картинки со звуком Ш, наборное полотно, детские синтезаторы, бубен, погремушки, маски деревьев, банка от мёда, кружки оранжевого и коричневого цвета.

Введение.

Уважаемые участники!

Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс дидактических игр на автоматизацию звуков в речи детей.

А поздороваюсь с вами стихотворением:

Вас приветствую, уважаемые педагоги.

По развитию детей проходим трудные дороги.

Пришли мы все на мастер- класс.

Хочу внимания сейчас от вас.

Хочется вам лекцию услышать от меня?

Думаю, что от неё время пройдёт зря.

Поэтому, свой мастер-класс хочу вам показать

С вашей скромной помощью,

Где будем мы играть.

Ещё вас попрошу быть активными сейчас.

Итак, мои коллеги, начинаем мастер-класс.

Тема моего мастер-класса «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и дидактических логопедических игр». Цель и задачи, которые я поставила перед собой можете увидеть на экране, я их зачитывать не буду.

Что же такое «автоматизация»?

Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.

Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

игры с предметами (игрушками, природным материалом,

настольно-печатные,

словесные

Игры с предметами

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Они направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Вашему вниманию предлагаю игру, которую вы можете провести с ребенком «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.

Цель игры: назвать как можно больше слов со звуком [C].

Делимся на 2 команды. У вас по 6 деталей конструктора. Вам нужно придумать слова со звуком С, который стоит в начале слова, в середине и в конце слова - по 2 на каждую группу. Одно слово – одна деталь конструктора. Если чья-то башня окажется выше, тот и победит. Звук С в начале слова -…., в середине, в конце.

«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Ч».

Цель игры: автоматизация звука Ч в словах.

Для данной игры вам понадобиться лента (шнурок). Я назову слова со звуком «Ч», а вы завяжите столько узелков, сколько слов услышите и запомните эти слова (чайник, чемодан, число, сапог, качан, зачин, работа, качели, луч, кулич санки). Участники завязывают на каждое слово узел и называют все услышанные слова.

Данную игру можно усложнить таким образом. Я назову не только слова со звуком «Ч», но и без него, Вы на слух выделите только слова с заданным звуком и завяжите соответствующее количество узелков, назовите эти слова.

Игра: «Кто получит приз?» – проводится в виде эстафеты.

Цель: автоматизация звука Л в словах.

На полу лежат три обруча. Внутри первого – игрушки, во втором – картинки, в третьем – шоколадки. Нужно:

• выбрать игрушку, в названии которой есть звук [Л];

• выбрать картинку, в названии которой есть звук [Л];

• назвать слово со звуком [Л] и взять приз, назвав его. (ШокоЛадка).

При назывании слов прошу утрированно произносить указанный звук.

Мы рассмотрели несколько игр с предметами. А теперь хочу познакомить вас со следующим видом.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Хочу Вас познакомить с играми, направленными на автоматизацию поставленных звуков в речи, а также развивают зрительную память, внимание и воображение.

Игра «Украсим ёлочку».

Цель: Автоматизация звуков Р,Рь.

Ёлку будем наряжать игрушками, в названии которых есть звуки Р или Р’). Приглашаются два участника. На столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После того, как вы находите картинку с заданным звуком и украшаете ей ёлку, переворачиваете один пазл картинки, постепенно «проявляя» изображение. Когда задание выполнено, участник называет, кто изображен на собранной картинке и героя, в имени которого есть заданный звук.

Игра «Расставь игрушки на полки». Автоматизация звука Ш в предложениях.

Цель: автоматизировать звук Ш в словах.

Стеллаж буквы Ш: 3 полки. Часть картинок расположена на полотне, другая часть в руках у конкурсантов.

- Мы попали в комнату к букве Ш. У неё на полках лежат игрушки. Давайте всё рассмотрим и назовем, что лежит на полках: на верхней, на нижней, на второй снизу, на второй сверху? А теперь буква Ш будет задавать вам вопросы, а вы попробуйте на них правильно ответить и выполнить её задание (детям задаются вопросы, которые учат их ориентироваться на плоскости, например: что находится между матрёшкой и мишкой, положи кошку под машину и т. д.) Отвечайте полным предложением.

Словесные игры

построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и углубляют знания о предметах.

Игра «Договаривание загадок на заданный звук».

Цель: Автоматизация звука Р в словах.

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я – школьный (ранец)

Был толстяк когда-то в моде,

Славу заслужил в народе.

Выдыхая жаркий пар,

Чай готовил. (самовар)

Мчат детей слоны, барашки,

Разноцветные коняшки.

Всех кружили, всех вертели

В нашем парке. (карусели)

Вот трёхглазый молодец.

До чего же он хитрец!

Кто откуда ни поедет,

Подмигнёт и тем, и этим.

Знает, как уладить спор,

Разноцветный (светофор)

Игра «Песенка»

Цель: автоматизация звука З.

Стучим пальцами по детскому синтезатору, имитируя игру. На каждое прикосновение называем звук, слог. Можно выбрать знакомую мелодию, например: «Маленькой елочке холодно зимой». Для усложнения задания предлагаю повторить ритм за мной с заданным звуком с использованием музыкального инструмента.

В этом задании развивается фонематический слух, мелкая моторика, память, внимание.

Игры на автоматизацию звуков используем во всех видах деятельности, также и в физминутках. Предлагаю отдохнуть и её провести.

Для автоматизации изолированного шипящего звука [Ш] я предлагаю поиграть в игру «Лес шумит».

Цель игры: Автоматизация изолированного звука [Ш].

Участникам предлагается выбрать лист дерева и назвать, с какого дерева этот лист? Превращаемся в деревья, затем имитируем звук, похожий на звук листвы. По команде «шуми ветерок» сначала поднимаем руки вверх, а затем равномерно двигаем ими из стороны в сторону, произнося Ш-Ш-Ш…

Можно немножко усложнить эту игру, предлагая дополнительные команды, например: «Ветер усиливается, начинается ураган!», а потом: «А теперь он постепенно затихает, превращаясь в лёгкий ветерок». При этом дети сначала произносили звук с большей силой, а затем постепенно, ослабляя воздушную струю, всё тише и тише. В конце игры нужно было дать оценку каждому ребёнку, похвалить отличившихся. Таким же образом позже проводились игры-звукоподражания на автоматизацию изолированных звуков [Ж], [Щ], [Ч].

Задание «Наполни бочонок»

Участникам предложены жетоны: жёлтого цвета мёд и коричневого цвета дёготь. Ведущий держит в руках бочонок с надписью «Мёд»

-Мой мастер-класс подошёл к концу. Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. Помогут нам в этом жетоны. Если вас заинтересовал материал – «добавьте ложку мёда» (жёлтый жетон, если нет – добавьте «ложку дёгтя» (коричневый жетон).

Я рассказала Вам об играх на совершенствование навыков звукопроизношения. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия, показанные и перечисленные мною сегодня, Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!

Прикреплённые файлы:

master-klas_f1n09.ppt | 11114 Кб | Скачан: 43
 
Публикации по теме:

«Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» «Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» Учитель-логопед высшей категории МБДОУ детский сад №7 Гончарова.

Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях Подготовительно-организационный этап: Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету. Это хокку японцы используют, когда.

Автоматизация звуков в речи Автоматизация звука - это этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука. Он направлен на формирование.

Блок дидактических игр и игровых упражнений по ЗОЖ Блок дидактических игр и игровых упражнений по формированию у детей ЗОЖ. Дидактическая игра «Какая у тебя осанка» Цель: закрепить понятие.

Использование игровых приёмов при формировании количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд. Тема моей методической разработки «Использование игровых приёмов при формировании количественных представлений у старших дошкольников».

Конспект занятия по использованию наглядно-игровых средств в логопедических сказках «Звуковой теремок» Особое место в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с речевым недоразвитием занимают логопедические сказки. Для педагога, который.

Мастер-класс для родителей «Автоматизация поставленных звуков» Цель: -Расширить представление о необходимости сотрудничества ребенка, родителя и логопеда по автоматизации звуков. - Оказать практическую.

Мастер-класс: «Использование приёмов самомассажа в Практике педагога» Минеева Лидия Анатольевна Учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Суксунский детский сад «Малышок» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

Игротека логопедических дидактических игр для детей 4–7 лет 1 «Снегурочка и Снеговик» Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах. Оборудование: картинка с изображением Снегурочки.

НОД в старшей группе на тему: «Использование игровых методов и приёмов в развитии певческих умений и навыков»НОД в старшей группе на тему: «Использование игровых методов и приёмов в развитии певческих умений и навыков» Цель: показать использование игровых методов и приёмов в развитии певческих умений и навыков детей старшего дошкольного возраста. Задачи.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и дидактических логопедических игр»
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 23:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
МААМ снова онлайн

Сегодня МААМ был недоступен 6 часов. Причиной тому стали неполадки в дата-центре, где размещён сервер МААМ. На данный момент работоспособность восстановлена. Приносим огромные извинения.

24 сентября. Смотр уголков дежурных на МААМ

С чего начинается трудовое воспитание маленьких детей? Разумеется, с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребёнок впервые выстраивает гармоничные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои...

Проект «Осенняя пора» во второй младшей группе
Информационная карта проекта Название проекта: «Осенняя пора». Автор проекта: воспитатель Левина Т. Ю. Продолжительность проекта: среднесрочный ( сентябрь...
Родительское собрание в подготовительной группе. Круглый стол «Подготовка ребенка к...
Родительское собрание в подготовительной группе. Круглый стол "ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ» Воспитатель: Кузнецова Е. В. Цели: расширение контакта между...
Фотоотчет по пластилинографии во 2 младшей группе «Разноцветные мухоморы»
Уважаемые коллеги! Сегодня с малышами мы рассматривали и играли с грибочками - деревянным счетным материалом. Как это интересно - увидеть из чего состоит...