Надежда Данишкина
Наш ориентир-здоровый и развитый ребенок. Работа с детьми, имеющими статус ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Материал окружного семинара
для педагогов по коррекционному развитию детей с ОВЗ «Наш ориентир – здоровый и развитый ребенок»
РУКОВОДИТЕЛИ семинара:
- заведующий МАДОУ № 32 Киселёва Л. Г.
- старший воспитатель МАДОУ № 32 Данишкина Н. Н.
УЧАСТНИКИ семинара: педагогические работники МАДОУ № 32 в составе:
- педагог – психолог Евдокимова Г. В. ;
- учитель – логопед Васюнина Оксана В. ;
- сестра – ортоптистка Васюнина Ольга В. ;
- воспитатели группы слабовидящих детей Замятина И. А. и Крайн И. О. ;
Публикация «Наш ориентир-здоровый и развитый ребенок, Работа с детьми, имеющими статус ОВЗ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- инструктор по физической культуре Шурыгина С. В.
- учитель начального школьного обучения МАОУ СОШ № 19 Ощепкова Э. А. ;
- представитель Родительского комитета группы слабовидящих детей Комарова М. В. ;
- врач – офтальмолог Сёмина Т. М. ;
- представитель волонтерского движения из МОУ ДОД СЮН педагог-организатор Штыкова Н. Г.
- заведующая МБУК ЦБС «Библиотека № 8» заведующая Набиева О. В.
Семинар посвящен актуальной проблеме по вопросам охраны и профилактике зрения дошкольников, имеющих зрительную патологию и направлен на повышение уровня компетентности педагогов по планированию и проведению коррекционной работы с детьми, имеющими статус ОВЗ, в частности со слабовидящими детьми, детьми с амблиопией и косоглазием.
Поражение зрения обуславливает значительные ограничения чувственного познания. И как бы хорошо и подробно ни рассказывали о богатстве красок окружающего мира, слабовидящий ребенок его не познает в полной мере, он может это представить себе только ассоциативно, соотнося с какими-то своими ощущениями. Как подтверждает опыт общения с детьми, имеющими зрительную патологию, для этого их надо с раннего дошкольного возраста учить анализу своих ощущений и восприятию.
Для многих педагогов эта тема актуальна, т. к. реализация педагогической поддержки, отвечающая особенностям развития данной категории детей, требует от педагогов, прежде всего, повышения уровня своей компетентности по вопросам охраны и развития зрения, организации коррекционного сопровождения детей с ОВЗ. Любые нарушения зрения, обуславливающиеся снижением базовых зрительных функций, неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, что негативно влияет на умения детей адаптироваться к окружающему социуму.
Участники семинара ознпакомились с методической выставков. На выставке был представлен методический и дидактический материал посвященный данному напрвавлению.
Заведующий МА ДОУ № 32 Киселёва Л. Г. в своем вступительном слове заострила особое внимание на том, что развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими статус ОВЗ, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, а так же написанию адаптированных образовательных программ и индивидуальных маршрутов сопровождения детей с ОВЗ. Более подробнее остановилась на создании в МАДОУ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием посредством индивидуализации и дифференциации коррекционно – образовательной деятельности, а так же создания специализированной коррекционно-образовательной среды, способствующей дальнейшей успешной социализации слабовидящих детей в обществе.
Старший воспитатель Данишкина Н. Н. провела экскурсию для гостей и участников семинара в специализированную группу, которую посещают слабовидящие дети и рассказала о коррекционно – развивающих центрах.
Коррекционная развивающая предметно-пространственная среда в группе слабовидящих детей выстроена по 5-ти направлениям:
Развитие зрительного восприятия и осязания;
мобилизация сохранных анализаторов
Развитие мелкой моторики;
Ориентировке в пространстве;
Социально – бытовая ориентировка и социальная адаптация слабовидящих в обществе.
Тактильные центры «Игровая копилка» и «Познавательная полочка» - развитие и стимулирование осязательных функций, тактильной чувствительности и ориентировки на микроплоскости путё м изучения ближайшей окружающей среды на ощупь: тактильные игрушки с разной поверхностью, тактильные книжки. Такие дидактические пособия и игрушки, как логические кубы, «Сложи узор», палочки «Кюизинера», блоки Дьенеша обогащают сенсорный опыт и развивают когнитивное (мыслительное) развитие.
Лабиринты (методика В. Ф. Базарного) - цветные, с полосками, со стрелочками, которые помогают развивать остроту зрения, подвижность глаз и бинокулярное зрение (способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами).
Театр – ориентировка в пространстве и социально – бытовая адаптация слабовидящих детей, ребенок учится самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях
Уголок для развития мелкой моторики руки - повышения остроты зрения, коррекция нарушений хроматической (цветовой) чувствительности – мозаика разного цвета и размера, пазлы, конструкторы
Лабиринты – тренажёры в зависимости от остроты зрения, которую определяют с помощью таблицы Сивцева.
Спортивный центр со зрительными ориентирами и тактильной атрибутикой – ориентировка в пространстве, развитие координации движения, профилактика плоскостопия и правильной осанки.
Центр познания – нацелен на развитие полисенсорного воспитания являются: расширение сенсорных возможностей; специальных навыках ориентации в окружающем мире; преодоления трудностей в предметно-практической деятельности и при ориентировке в окружающей действительности.
Воспитатель Замятина И. А. провела с детьми зрительную гимнастику с использованием методики У. Бейса - пальминг; Э. С. Аветисов, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан – тренировка глазных мышц с сокращением хрусталика глаза, направленная на фиксацию взгляда и развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения.
Учитель – логопед Васюнина Оксана Викторовна познакомила всех присутствующих с новой технологией, которая применяется в работе с детьми с ОВЗ - КРИОТЕРАПИЯ [kryos- холод; therapya- лечение]
в переводе с греческого - раздел физиотерапии, включающий методы воздействия, отличительным признаком которых является применение холода в качестве основного действующего физического фактора.
Цель технологии криотерапии в коррекционной педагогике –
использование льда для развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц артикуляционной и мелкой моторики.
Заострила внимание на логопедическом массаже как один из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
Цель логопедического массажа у детей с патологией зрения -
не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия, необходимого при артикуляции звуков.
Педагог – психолог Евдокимова Г. В. рассказать о методе песочной терапии в своей работе, который на современном этапе становится все более популярным в психологической практике. Поэтому песок или разноцветная манная крупа – это кладись для работы с детьми с нарушением зрения.
С помощью игр с песком и манной крупой решаются самые сложные коррекционно-развивающие и образовательные задачи в работе с детьми с нарушением зрения. Ведь песок служит хорошим материалом для развития тактильной чувствительности, что является одной из главных задач для развития детей с нарушением зрения. Также повышается мотивация к занятиям, более интенсивно, интересно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Игра на песке – это естественная деятельность ребенка. Поэтому перенос обучающих, развивающих и коррекционных задач в песочницу дает уникальный эффект. Кроме этого, по мнению многих психологов, песок поглощает негативную энергию и стабилизирует эмоциональное состояние. Использование мини песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Использование игр с песком и манкой способствует:
• развитию тактильной чувствительности;
• развитию мелкой моторики рук;
• развивает координацию движений;
• развивает зрительно-моторную координацию;
• развивает умение концентрировать внимание;
• способствует развитию мышления, внимания, речи, памяти;
• стабилизирует эмоциональное состояние ребенка.
Сестра – ортоптистка Васюнина Ольга В. рассказала как в МАДОУ проводится плеопто - диплоптическое лечение различный патологий зрения у детей. Показала аппаратные методы лечения (синоптофор, ФОРБИС, амблиотренер, мускулотренер, макулотестер и др.). Познакомила с динамикой хороших результатов лечения (особенно косоглазие, гиперметропия, анизометропия и др.)
Член родительского комитета группы слабовидящих детей Комарова М. В. рассказала как проходит жизнь её ребенка в специализированной группе, поблагодарила специалистов за систематическую работу с детьми, рассказала о положительных результатах у ребенка.
Инструктор по физической культуре Шурыгина С. В. провела коррекционную физкультуру с опорой на сохранные анализаторы «Удивительное путешествие друзей Колобка в сказочном лесу»
Представитель волонтерского движения из МОУ ДОД СЮН педагог-организатор - Штыкова Н. Г. подвела итоги работы со слабовидящими детьми в рамках с социальной программы ОК РУСАЛ «Помогать просто».
Заведующая МБУК ЦБС «Библиотека № 8» заведующая Набиева О. В. рассказала о тесном сотрудничестве работников библиотеки с МАДОУ № 32, показала специальную литературу для слабовидящих детей, рассказала в каких конкурсах и мероприятиях принимали участие слабовидящие дети.
В заключении каждому участнику был вручен сертификат участника, подарены буклеты с рекомендациями и диск с подробным материалом окружного семинар.
Педагогический коллектив надеется, что материалы, представленные на семинаре, помогут педагогам дошкольных учреждений в работе со слабовидящими детьми и их семьями по сохранению и профилактике зрения, что в дальнейшем приведет детей к успешной социально – бытовой социализации и адаптации в обществе.
Старший воспитатель МАДОУ № 32 Н. Н. Данишкина