Алла Парфенова
Наставничество как одна из форм методической работы с молодыми специалистами
▼ Скачать + Заказать документы
Наставничество как одна из форм работы с молодыми специалистами
С введением инноваций в систему образования повышаются требования к личностным и профессиональным качествам учителя современной школы. Именно перед ним, современным учителем, носителем современных общественных изменений, стоит первоочередная задача – воспитание компетентной, творческой личности, способной к продуктивной жизнедеятельности в новых общественных условиях. Хорошо, если в школе рядом с опытными педагогами-новаторами появляются молодые специалисты, желающие всецело посвятить себя педагогике. Важно поддержать молодых учителей, так как успешная педагогическая деятельность молодого педагога зависит не только от его профессиональной подготовки и личных качеств, но и от того, в какой коллектив он попадет, какие условия работы ему создадут, какую методическую помощь окажут. В связи с этим, считаю очень важной деятельность школьной администрации по созданию соответствующей системы сопровождения молодого специалиста, которая способствовала бы процессу его становления, его адаптации к профессиональной деятельности в условиях изменения параметров психолого-педагогической компетентности. Речь идет о наставничестве как одной из форм методической работы с молодыми учителями. Именно наставник отвечает за реализацию
Публикация «Наставничество как одна из форм методической работы с молодыми специалистами» размещена в разделах
информационной, организационной, обучающей и других функций, обеспечивает условия для адаптации и непрерывного профессионального образования начинающего педагогического работника.
Еще в начале ХХ века о проблемах наставничества размышлял основоположник русской педагогической науки К. Д. Ушинский. В статье «О пользе педагогической литературы» он говорил, что нельзя гордиться своей личностью, высчитывая на пальцах годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. Труд учителя-наставника он сравнивал с творчеством художника, который формирует духовный облик самого человека [6].
К вопросу адаптации учителя в разное время обращались ученые,
педагоги и психологи: Л. Г. Борисова, С. Г. Вершловский, Т. А. Воробьева, П. А. Жильцов, Л. М. Митина, A.Г. Мороз, Г. И. Насырова, М. И. Скубий, В. А. Сластенин и др. В их исследованиях отмечено, что основными категориями процесса наставничества являются развитие,
воспитание и профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности.
В современной педагогике используются два термина: "наставничество" и "тьюторство", последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Однако, тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания. Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель. Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений.
Обратимся к толкованию слов «наставничество», «наставник» в различных словарях. В словаре С. И. Ожегова приводятся следующие толкования слов «наставник», «наставление» : «Наставить <. > 1. научить кого-н. чему-н. хорошему»; «Наставление <. >2. Поучающее указание, нравоучение»; «Наставник, -а, м. Учитель, руководитель, воспитатель».
Эти толкования обращают нас к следующим понятиям — «учить» и «воспитывать» : «Воспитать <. > 2. Путем систематического воздействия, влияния сформировать чей-н. характер <. > 3. <. > Привить, внушить что-н. кому-н.»; «Учить <. > 1. Передавать кому-н. какие-н. знания, навыки <. > 2. <. > Наставлять чему-н., побуждать к чему-н.» [3, с. 345].
В мировой культуре понятие «наставничество» имеет древние корни и ассоциируется с человеком мудрым, обладающим способностью научить, направить, часто являющимся образцом для подражания: в восточных религиях, к примеру, - сэнсэй (учитель, гуру (духовный наставник). Одним из значений латинского слова magister также является «наставник». Понятие «наставничество» в русском языке обращает нас в первую очередь к православной традиции, когда духовник - священник, принимающий исповедь, считается духовным наставником верующего.
Обращение к лексическому значению слова «наставник» позволяет сделать вывод о непреходящей ценности наставничества и возможности придания ему более широкого смысла, нежели только как «звание, должность».
Наставничество в нашей школе организовано для оказания методической помощи молодым специалистам, не имеющим опыта работы. Оно предусматривает систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и
умений ведения педагогической деятельности, всестороннего развития
имеющихся у молодого специалиста знаний в области предметной специализации и методики преподавания.
Эта работа проходит в рамках школьного проекта «Восхождение» (автор проекта – заместитель директора по УВР Парфенова А. Н.) и включает в себя работу Школы молодого учителя и Школы наставничества.
Цель данной статьи – познакомить с основными направлениями работы наставников с молодыми специалистами школы в рамках школьного проекта «Восхождение».
Следует отметить, что деятельность Школы молодого учителя и Школы наставничества взаимосвязана. Целью Школы молодого учителя является обучение молодых педагогов для их успешной адаптации к работе в школе. Основными задачами Школы можно считать предоставление методической помощи молодому специалисту в становлении как профессионала, создание условий для его профессионального роста.
Целью Школы наставничества является обеспечение организационной, методической, психолого-педагогической помощи молодому специалисту в решении первоочередных проблем, преодолении трудностей, с которыми он встречается на первых порах своей профессиональной деятельности, поддержка его творческого потенциала и личностных особенностей каждого.
В Положении о наставничестве школы отмечено, что молодой специалист – это начинающий педагог, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений, повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника, по согласованному плану профессионального становления. Разумеется, наставник – это опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Это же Положение определяет наставничество как систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, всестороннего развития имеющихся у молодого специалиста знаний в области преподаваемого предмета и методики преподавания.
Согласно приказу по школе «Об организации работы Школы наставничества», за каждым молодым педагогом в школе закреплен опытный педагог-наставник, для каждого молодого специалиста разработаны индивидуальные задания с учетом его теоретической и методической подготовки.
Анкетирование молодых учителей позволяет наставнику выявить первичные затруднения в педагогической деятельности, составить и реализовать перспективный план работы «Школы наставничества», план работы учителя - наставника.
В Школе наставничества происходит отслеживание уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определяется степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Выбор формы работы с молодым специалистом начинается с вводного тестирования и собеседования, где он рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным.
С целью обеспечения эффективного качественного решения задач по успешной адаптации молодых специалистов, в Школе наставничества используются следующие формы работы с молодыми специалистами : педагогический совет, методические семинары, «Круглый стол», педагогические мастерские, заседание предметных МО, групповые и индивидуальные консультации, проблемно - деловые игры, психологические тренинги, мастер-классы. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.
Во время адаптационного этапа наставник молодого специалиста помогает ему проанализировать учебные программы, пояснительные записки к ним; помогает составить календарные и поурочные планы, подобрать материал для занятий, практических и лабораторных работ, контроля знаний обучающихся; оказывает методическую помощь в подготовке уроков, подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий, контроля знаний, посещает уроки молодого специалиста с последующим тщательным анализом. В его обязанности входит проведение консультаций по актуальным вопросам преподавания, практической подготовки учащихся, подготовки и проведения экзаменов, защиты исследовательских работ, проектов.
Наставник оказывает помощь в подборе методической литературы для самообразования, контролирует и направляет работу молодого специалиста по самообразованию. Школа наставничества рекомендует наставнику :
1. Рассказывайте о своем опыте без поучений, а путем доброжелательного показа образцов работы.
2. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отметить позитивное в работе молодого учителя.
3. Приучайте не копировать, не надеяться на готовые разработки, а формировать собственный педагогический стиль.
Наставниками разработаны различные инструкции, памятки и положения, шаблоны плана-конспекта уроков различного типа, тематические электронные презентации.
В Положении о наставничестве в школе оговариваются права и обязанности не только наставника, но и молодого специалиста. Так, в период наставничества молодой специалист обязан :
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, особенности деятельности школы и
функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически делать отчёт о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
Наряду с этим молодой специалист имеет право :
- вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- повышать квалификацию удобным для себя способом.
Во время основного этапа деятельности наставничества на занятиях в Школе молодого учителя детально рассматриваются инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, способы применения новых педагогических технологий. Здесь преобладают такие формы работы как моделирование уроков, подготовка методических материалов (разные варианты поурочных планов, дидактические материалы и т. д., апробирование активных, интерактивных методов обучения и воспитания. К примеру, на первом заседании Школы молодого учителя были рассмотрены такие вопросы:
1. О содержании учебных программ и пояснительных записок.
2. О требованиях к ведению классного журнала и оформлении классной документации.
3. Об оценивании учебных достижений учащихся.
4. О внедрении инновационных технологий обучения и воспитания.
Во время проведения занятий используются разнообразные формы и методы работы, которые позволяют осуществлять практическую направленность и индивидуализацию формирования профессиональной компетентности, повышение педагогического мастерства молодых педагогов.
Для молодых учителей проводятся открытые уроки, где учителя-наставники делятся своим опытом, учат молодых анализировать уроки, применять различные формы и методы. Молодые учителя после посещения открытых уроков говорят о впечатлениях, учатся моделировать свои уроки на примере увиденного. Все свои наблюдения, профессиональные наработки молодые учителя оформляют в Портфолио. В нем имеются памятки: «Молодому педагогу в помощь при подготовке к уроку», «Анализ и самоанализ урока», «Начинающему классному руководителю», «О работе с родителями», «Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий», «О работе со слабоуспевающими учениками» и другие.
В одной из памяток молодому педагогу наставники рекомендуют :
1. В первые месяцы пребывания в школе поставьте перед собой цель посетить как можно больше уроков коллег. Ведь каждый из коллег наиболее полно представляет себя как личность непосредственно в деятельности на уроке.
2. Пересмотрите собранные материалы в методическом кабинете школы. Это поможет Вам получить представление о педагогах школы в целом.
3. Внимательно ознакомьтесь с оформлением школьных кабинетов : собранный и систематизированный в них дидактический материал отображает стиль работы того или иного учителя.
4. Планируя уроки, подумайте:
- как ученики должны вести себя на уроке. С первых уроков вырабатывайте у воспитанников определенный стереотип поведения, формируйте позитивные навыки;
- какие виды работ будут выполнены учениками на уроке.
5. Помните: основное предназначение отметки – правильно оценить результаты обучения учеников, усвоения ими знаний, приобретения умений и навыков.
6. Выберите из всего арсенала методических приемов оптимальные для данного материала и для данных учеников.
7. Продумайте структуру урока и зафиксируйте все в плане-конспекте урока.
8. Подготовьте наглядные и учебные пособия, не забудьте проверить исправность ТСО, компьютерной техники.
9. Повторите в уме или вслух ключевые элементы плана, продумайте непредвиденные обстоятельства, найдите и зафиксируйте запасные варианты.
10. Спросите себя: «Ты готов к уроку?»
Анализируя свой урок, молодые специалисты обращают внимание на ряд вопросов, среди которых такие:
1. Отвечает ли содержание урока целям и задачам?
2. Какие методы и приемы использовались на уроке?
3. Наблюдалась ли дифференциация и индивидуализация обучения?
4. Какие инновационные педагогические технологии были использованы учителем на уроке?
5. Подведен ли итог урока?
6. Что нового взяли Вы из урока в свой методический багаж?
Ведение дневников молодыми учителями в Школе молодого учителя дает возможность активизировать внутренний диалог с самим собой, способствует развитию педагогической мысли – откровенной, самокритичной, творческой.
Отмечено, что в самом начале адаптационного периода молодыми учителями допускаются такие типичные ошибки в работе с классом : стремление установить контакт и взаимопонимание путем сокращения расстояния «учитель – ученик», незнание детской психологии, необдуманность принятых решений, проявление неуважения к слабоуспевающим ученикам. К концу этого периода молодые учителя уверенно входят в класс, при подготовке к уроку проявляют творчество и используют передовой педагогический опыт, умеют выделять главное на уроке, рационально используют каждую минуту учебного времени, не просто передают знания ученикам, а учат их приобретать, стараются быть объективными в оценке знаний учащихся. Об этом свидетельствует на контрольно оценочном этапе ежегодная выставка методических и дидактических материалов, подготовленных молодыми учителями, конспекты уроков разных типов, планы работы предметных кружков, конспекты внеклассных воспитательных мероприятий, планы самообразовательной деятельности и многое другое, созданное руками молодых учителей. Происходят изменения в личностном компоненте мотивации профессионального образования и самообразования. Раскрываются творческие возможности педагогов, их готовность к творческому поиску, совершенствуется педагогическое мастерство, расширяется общая культура педагога, обогащается методический арсенал, формируется умение объективно оценить свою деятельность. Все это говорит о повышении профессионального уровня молодых коллег и их успешной адаптации в школьном микроклимате.
Список литературы:
1. Богданова, Л. А. Наставничество в профессиональном образовании [Текст] :
методическое пособие / авт. -сост. : Л. А. Богданова, Л. Н. Вавилова, А. Ю. Казаков и
др. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014.
2. История педагогики. /Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М. Ф. Шабаевой. - М. : Просвещение, 1982
3. Касаткина, Н. Э. Теория и практика подготовки молодежи к рабочим
профессиям [Текст]/Н. Э. Касаткина, В. В. Патрина, Е. В. Филатова. - Кемерово:
Сибирская издательская группа КемГУ, 2009.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под ред. докт. Филол. наук, проф. НЮ. Шведовой. -М. : Рус. яз., 1983 .- С. 345.
5. Панина, Т. С. Модернизация деятельности методических служб учреждений
профессионального образования [Текст] : Методическое пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009
6. Ушинский, К. Д О пользе педагогической литературы. dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_o_polze.html. (дата обращения 16.10.2016)