Егорова анна
Наставничество в образовании: современная практика
▼ Скачать + Заказать документы
Наставничество в образовании : современная практика
Наставник сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника.
В. Даль
Аннотация: В данной статье рассматривается определение понятия «Наставничество», применяемое в работе детского сада.
Ключевые слова: наставничество, наставничество в образовании, наставничество в детском саду, современная практика.
Публикация «Наставничество в образовании: современная практика» размещена в разделах
Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.
Наставничество в ДОУ - разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.
Акцент ставится на профессиональное становление, эффективную работу и создание условий, побуждающих к такой работе педагога. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога у него могут появиться сомнения в собственной несостоятельности на профессиональной, так и в личностной сфере.
Наставник передает подопечному опыт и знания, которые могут затрагивать как широкий круг вопросов, так и особые профессиональные темы, потому не каждый опытный педагог может стать наставником, поскольку чтобы заниматься обучением и передачей опыта младшим коллегам, необходимо: обладать гибкостью мышления, оптимальными коммуникативными навыками; иметь среднее или высшее образование, первую или высшую категорию, стаж педагогической деятельности свыше 3 лет; обладать практическими умениями по обеспечению, осуществлению, проектированию и управлению воспитательно-образовательной деятельностью; демонстрировать стабильные показатели работы уметь решать задачи методологического, исследовательского и проектного характера, связанные с повышением эффективности процессов.
Молодые специалисты, столкнувшись с трудностями работы воспитателя, увольняются, уходят в другие сферы деятельности. Поэтому коллектив, во главе с заведующим детского сада, должны «растить» своих педагогов.
Выбор формы работы в рамках наставничества в детском саду осуществляется после беседы с заведующим и проведения вводного анкетирования, которое позволяет оценить трудности, возникшие у молодого специалиста, а также определить границы знания. Всех подопечных распределяют в соответствующие группы: со слабой практической подготовкой и недостаточными теоретическими знаниями; с глубокими знаниями теории, но без практического опыта; молодые педагоги без мотивации к работе.
Также, в детском саду, применяются индивидуальные формы обмена опытом педагога – стажера и опытного специалиста, курирование (тьюторство). Распространенной является концепция «один наставник — один наставляемый». Также в работе используются коучинг, посещение НОД (занятий, мастер классов, консультаций, других коллег. После просмотра стажер самостоятельно находит резервы и пути решения собственных затруднений, учитывая полученный опыт.
В работу наставника в детском саду, входят следующие обязанности:
- помочь молодым воспитателям в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей;
- повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений; научить их выходить из сложных ситуаций;
- развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.
Таким образом, мы можем подвести итог, что работа наставника заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя, к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», в формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.
Литература
1. Профессиональная педагогика/ Под ред. С. Я. Батышева. – М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 2019. – 133с.
2. Коменский Я. А. «Великая дидактика». – Избранные педагогические сочинения/ Я. А. Коменский. М. : Уч. пед. издат., 2017. – 42с.
3. Лапина О. А., Магальник Л. А. Наставничество : Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьн. технологии. 2018. - № 6.-С. 39-60.