Мария Манзик
Настольно-печатная дидактическая игра «Мой Архангельск»
▼ Скачать + Заказать документы
Настольно-печатная дидактическая игра «Мой Архангельск»
Тема: Настольно-печатная дидактическая игра «Мой Архангельск»
Предпосылки: обогащение предметно-развивающей среды и пополнение уголка по патриотическому воспитанию.
Вид: учебно-методическое пособие: настольно-печатная дидактическая игра.
Предназначена для детей 4- 7 лет.
Публикация «Настольно-печатная дидактическая игра „Мой Архангельск“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Настольные игры своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2017
Цель: воспитание нравственных чувств, при ознакомлении детей с историей и культурой родного края, города, области.
Задачи:
• закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, умение узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного города;
• привить детям чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• сформировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;
• расширять кругозор детей, развивать любознательность, внимание, память, мелкую моторику и ориентировку в пространстве;
• развивать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру;
• развивать у детей умственные способности: развивать мыслительные процессы (анализ, классификация, сравнение, обобщение, формировать способы познания путем сенсорного анализа;
• развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность;
• активизировать речевую деятельность детей;
• воспитывать чувство гордости и любви к родному городу, интерес к истории родного города.
Актуальность.
В сегодняшние дни гражданско-патриотическое воспитание является одним из важнейших звеньев системы воспитательной работы. И актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие детям духовно-нравственных ценностей, гражданско-патриотических чувств, уважения к культурному и историческому прошлому малой Родины и России в целом, бесспорна.
На каждом этапе исторического развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения. На содержание воспитания влияют различные факторы: запросы общества, экономические условия, уровень развития науки, а также возможности возраста детей. Поэтому очень важно, начиная с дошкольного возраста, проводить работу по патриотическому воспитанию.
Дошкольное детство является важнейшим периодом становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот период является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно при воспитании патриотизма.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек: с семьи, двора, дома, детского сада и школы, озера или речки, расположенных рядом. Все это имеет свою историю и традиции.
Любовь ребёнка к родине, родному краю формируется и развивается в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Свои первые нравственные чувства ребё нок приобретает в узком социуме: в семье, детском саду. Первые чувства гражданственности формируются в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок приобретает такие понятия, как «дом», «улица», «город», «Родина», то есть та территория, на которой он проживает. Несмотря на то, что в содержании образования дошкольников и школьников Архангельской области включены основы краеведения, оно не в полной мере определяет воспитание нравственных чувств. Анализ научно-методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений, позволил определить противоречие между содержанием и методическим обеспечением педагогической деятельности по воспитанию нравственных чувств у детей. Большая часть методических материалов отражает содержание, реализуемое через стихи, песни, танцы, подвижные игры, но при этом слабо отражается методологическая основа, принципы и подходы к систематизации данной работы.
Общеизвестно, что решать задачи развития детей дошкольного возраста наиболее эффективно в контексте специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Теоретическое и практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах нашего города игр по краеведению, натолкнуло на мысль о самостоятельном изготовлении такой игры. Игра направлена не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении их словарного запаса. Использовать дидактическую игру можно во всех видах деятельности детей в детском саду.
При использовании представленной игры следует придерживаться определенных принципов:
• Опираться на уже имеющиеся у детей знания;
• Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
• Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
• Постепенно усложнять задачу и игровые действия;
• Конкретно и четко объяснять правила игры.
•
Данная игра будет интересна не только педагогам дошкольных учреждений, но и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предварительная работа:
Изготовление настольно-печатной дидактической игры «Мой Архангельск».
Для этого понадобились: иллюстрации достопримечательностей и объектов города Архангельска, области, символика города.
Конструкция настольно-печатной игры состоит из игрового поля с изображением пути, который должны пройти играющие от СТАРТА до ФИНИША. К полю прилагаются карточки с вопросами и заданиями; 1 игровой кубик, на сторонах которого нанесены точками числа для счета шагов ходящего; фишки для каждого игрока.
Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города.
Правила игры: правила очень просты и доступны для детей дошкольного возраста. Все игроки расставляют свои фишки на «СТАРТ». Очередность выполнения хода определяется участниками перед началом игры с помощью жребия. Побеждает тот, кто быстрее доберется до «Финиша».
Основные достоинства:
- многофункциональность;
- легкопереносимая;
- можно использовать во всех видах деятельности.
Содержание дидактической игры способствует реализации общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и др. и служит источником идейной направленности нравственно-патриотического воспитания детей 4-7 лет. В процессе игры у детей расширяются и закрепляются знания о главных достопримечательностях малой Родины, о символике Архангельска. Таким образом, в игровой соревновательной форме воспитанники прочно усваивают знания об Архангельске.
Содержание игры
Настольно-печатная игра "Мой Архангельск"
Цель: закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, умение узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного города.
Материалы: игровое поле, 1 игровой кубик, индивидуальные фишки для игроков, карточки с вопросами и заданиями.
Ход игры:
Правила игры:
Играющие по очереди бросают кубик, затем идут по игровому полю на определенное количество ходов, указанное на одном из ребер кубика. Останавливаются на кружке с номером. Сделав ход, игрок тянет карточку с вопросом (заданием). После его выполнения, ход переходит к следующему игроку. Если ребенок не смог ответить на вопрос или не выполнил задание, фишка возвращается на предыдущее место, ход переходит к следующему игроку.
Роль ведущего:
Ведущий следит за выполнением правил, читает (помогает прочитать) карточку с вопросом (заданием) и оценивает ответ игрока. Перед началом игры ведущий всегда объясняет или напоминает игрокам (детям) ее правила.
Вариативность применения дидактической игры «Мой Архангельск»
1 вариант – индивидуальная игра как игровой метод обучения.
Согласно этому варианту педагог играет с одним ребенком. В данном случае игра носит форму индивидуального занятия. Педагог – ведущий и игрок, ребенок - в роли игрока. Педагог использует разные компоненты игровой деятельности в сочетании с объяснением, показом, вопросами, указаниями.
2 вариант – групповая игра, как форма обучения, выявления и закрепления знаний детей.
Педагог играет с группой детей. В этом случае педагог может выступать как в роли игрока, так и в роли ведущего. Все зависит от того, какие цели преследует педагог: больше обучить или закрепить знания, дать большую самостоятельность в игре.
В ходе групповой игры обязательным является контроль за ее ходом не только со стороны ведущего, но и всех остальных детей. По ходу игры ведущий может предложить кому-либо из игроков исправить ошибку товарища, уточнить его ответ или дать более правильный.
В старшем дошкольном возрасте важен элемент соревнования. Поэтому в этом варианте игры правила можно расширить. Например, тот из детей, кто быстрее всех и выполнил задание, становится ведущим в следующем раунде игры.
3 вариант – самостоятельная групповая игра детей.
Педагог не участвует в игре, а только контролирует ее ход. Этот вариант игры используется в том случае, когда дети хорошо усвоили действия и правила игры и проявляют к ней интерес. Для самостоятельной игры у старших дошкольников должно быть достаточно знаний о стране, регионе, месте, где они живут.
Дети должны хорошо ориентироваться в символах, геральдике, а так же знать правила игры и самостоятельно применять их на практике. В этом случае ведущего выбирают дети.
4 вариант – игра в качестве диагностического инструментария.
В этом случае игра используется в конце учебного года, когда нужно выявить уровень знаний, сложившихся представлений по одному из важных направлений дошкольного образования – нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Высокий уровень: Ребенок уверенно, самостоятельно, без помощи взрослого отвечает на вопросы. Речь четкая, использует сложноподчиненные предложения.
Средний уровень: Ребенок отвечает не всегда уверенно. Задание выполняет правильно, но ему требуется незначительная помощь взрослого. При объяснении педагог напоминает о необходимости давать полные ответы.
Низкий уровень: На вопросы отвечает неверно, задания не выполняет, постоянно требуется помощь взрослого.
5 вариант – использование элементов дидактической игры, как части занятия.
Каточки с вопросами и заданиями
1. На какой реке расположен город Архангельск? (Северная Двина)
2. По указу какого царя был основан Архангельск? (Ивана Грозного)
3. В каком году был основан Архангельск? (1584г.)
4. Как называют жителей Архангельска? (Архангелогородцы)
5. Какое почетное звание носит город Архангельск? (Город воинской славы)
6. Какой известный русский ученый родился недалеко от Архангельска? (М. В. Ломоносов)
7. На купюре какого достоинства изображены достопримечательности Архангельска : здание Морского речного вокзала и памятник Петру I? (500 рублей)
8. Как называли вначале город Архангельск? (Новый город, Новыми Холмогорами или Новохолмогорским городом)
9. В северных районах Ягода растет, Средь зеленых кочек, Торфяных болот! (Клюква)
10. На болоте уродилась, В мягкой травке притаилась. Желтенькая брошка — Ягодка. (Морошка)
11. Назови свой домашний адрес.
12. Перечисли три названия улиц в Архангельске.
13. Назови три достопримечательности города Архангельск?
14. Вокруг какого монастыря был основан город Архангельск? Михайло- Архангельский монастырь)
15. Кто изображен на гербе Архангельска? (Архангел Михаил, поражающий своего врага – дьявола)
16. Назови столицу Архангельской области? (Архангельск)
17. У какого архангельского сказочника главный герой был Сеня Малина? (Степан Григорьевич Писахов)
18. Как называются северные пряники? (Козуля и тетёрка)
19. Какое декоративное творчество Архангельской области вы знаете? (каргопольская игрушка, мезенская роспись, пермогорская роспись)
20. Когда празднуется Поморский Новый год? (14 сентября)
21. Кто решил основать в Архангельске первую в России верфь? (Петр I)
22. Какой музей деревянного зодчества находится под Архангельском? (Малые Корелы)
23. Какое старейшее каменное сооружение Архангельска сохранилось до наших дней? (Гостиные дворы)
24. Исполни частушку про Архангельск.
25. На какой улице стоит памятник С. Писахову? (Чумбарова-Лучинского)
26. Назови центральный проспект города? (Троицкий пр.)
27. Какие вокзалы есть в Архангельске и сколько их? (ж/д, МРВ, автовокзал, аэропорт)
28. Какой крупный университет есть в Архангельске? (САФУ)
29. Как называется твой детский сад и группа?
30. Что означает слово «Соломбала»? (болотистый)
31. Собери герб из разрезных картинок.
32. Что изображено на фотографии №1-9?
Вывод:
Таким образом, в результате использования дидактической игры «Мой Архангельск» у детей повысилась познавательная активность, дети стали сильнее проявлять интерес к окружающему миру. Игра способствовала не только развитию представлений о родном городе и крае, но и развитию речевой активности детей, расширению словарного запаса. Наблюдения показали, что дети, благодаря игре, научились рассуждать, задавать познавательные вопросы и отвечать на них. Все это говорит об эффективном использовании игры «Мой Архангельск» в воспитательно-образовательном процессе.