МААМ-картинки

Знакомство детей с разнообразным миром сказок

Татьяна Архипова
Знакомство детей с разнообразным миром сказок

Содержание.

1. Введение.

2. Понятие о детском фольклоре.

3. Малые фольклорные формы:

- пестушки

- потешки

- прибаутки

- песенки

- сказки

4. Фольклорно-игровые занятия с детьми.

5. Методика введения малых фольклорных форм

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.

Введение.

Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей русской мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

Публикация «Знакомство детей с разнообразным миром сказок» размещена в разделах

Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего его мира природы, вещей, человеческих отношений.

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к ребенку, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с ним, а, следовательно, обеспечивать ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

ПОНЯТИЕ О ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ:

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, массовой культуры, бытующих представлений и многого другого. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Малые фольклорные формы.

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное.

Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки- эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, и многие другие персонажи). Персонажи трудолюбивы, заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.

Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л. С. Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией.

Фольклорно-игровые занятия с детьми - деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, интересно и занимательно рассказывать, только тогда он сможет привнести в занятия элементыартистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые

занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с детьми.

Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.

При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

На фольклорно-игровых занятиях желательно использовать прием действенного соучастия детей, привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию.

Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми раннего возраста, необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.

Методика введения малых фольклорных форм.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать как, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик – мальчик, ел – пел, наша – Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и подчеркивает особенности каждого из них.

Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: «Ай, качи-качи-качи! Глянь-баранки,калачи.»; «Чики-чики-чикалочки…»; «Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу». Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.

М. Горький писал: «Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют духом языка».

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, преобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих песен.

Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от «водички», умывающей «личико», до весны – «весны красной, весны ясной», богатством стихотворных форм, интонацией.

Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («Курочка ряба», «Репка», и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди»).

С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтичеким образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Стремясь пробудить в детях лучшие качества, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра, представленными чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.

Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Полнота восприятия сказки зависит во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям.

Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их. Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово. Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее персонажей. Эта внутренняя активность – «жить вместе с героем» - как бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что еще не может осмыслить разумом. Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать, объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его.

В. Г. Белинский писал: «Не говорите им: это хорошо, а это дурно, потому и поэтому, а покажите им хорошее, не называя его даже хорошим, но так, чтобы дети сами, своим чувством, поняли, что это хорошо; представляйте им дурное, тоже не называя его дурным, но так, чтобы они по чувству ненавидели это дурное». Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображения, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.

Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их.

Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (настольный театр).

У детей 3х-4х лет интерес можно возбудить присказкой. Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника. Присказок сложено много, например:

За ступенькою ступенька –

Станет лесенка,

Слово к слову ставь складенько –

Будет песенка.

А колечко на колечко –

Станет вязочка.

Сядь со мною на крылечко,

слушай сказочку.

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

Широко используются и нестихотворные присказки вроде : «На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот – баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди». Новую сказку лучше начинать присказкой знакомой, а уже слышанную детьми – присказкой новой, интересной и забавной. Заканчивать сказку можно широко известными концовками: «Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец»; «Тут и сказка вся, дальше плесть нельзя».

Могут служить концовками и подходящие к содержанию сказки пословицы : «Сам погибай, а товарища выручай!» и др. Такая концовка закрепит впечатление от услышанного. Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребенке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.

Однако еще раз необходимо подчеркнуть, что творческое восприятие детьми текста, рисунка во многом зависит от выразительности подачи его, систематичности, продуманности работы с книгой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Знакомство детей с разнообразным миром фольклора должно начинаться как можно раньше (пестушки, потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки и т. д, должно быть ярким, эмоционально окрашенным, правильно и интересно подготовленным и оформленным, чтобы впервые вступив в этот поистине волшебный мир, ребенок уже не захотел бы его покидать, а стремился узнать о нем как можно больше. Таким образом, привлекая ребенка к изучению народной сокровищницы мировой литературы – фольклору, мы развиваем его речь, воображение, память, психику, адекватное отношение к окружающему миру, к людям, к себе; и делаем мы это незаметно для ребенка, но с его помощью и на его благо. Фольклор помогает нам воспитывать полноценную, всесторонне развитую личность, которая войдет во взрослую жизнь с необходимым «багажом» знаний, умений, и навыков, и в дальнейшем изучении мира не будет пасовать перед неразрешимыми на первый взгляд проблемами.

Список используемой литературы :

Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957. -240с.

Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. - М. : Просвещение, 1970. -148с.

Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981. -255с.

Тарасова Т. Мальчик-пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошкольное воспитание. – 1995. -№12. –С. 59-62.

Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М. : Просвещение, 1972. -78с.

Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. : Учпедгиз, 1957. -240с.

Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. - М. : Просвещение, 1970. -148с.

Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981. -255с.

Аникин В. П. Русские народные сказки. М. ,1977.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Знакомство с профессией врача» по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы «Знакомство с профессией врача» Ирина Андреева Конспект НОД по.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с окружающим миром» Заходят дети, встают в круг. В: Ребята, посмотрите направо и подумайте, чем мы с вами сегодня будем заниматься? (ответы детей) правильно,.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающими миром для детей средней группы «Знакомство с военно-воздушными силами РФ» Цель: формирование у детей целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений детей о Российской армии, уточнение представлений.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе для детей с ОВЗ «Знакомство с профессией водителя»Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе для детей с ОВЗ «Знакомство с профессией водителя» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе для детей с ОВЗ. Тема: «Знакомство с профессией водителя». (Занятие с.

Конспект ОД по ознакомлению с социальным миром «Знакомство с профессией полицейский» Цель: создать условия для формирования представлений о профессии - полицейский. Задачи: расширять кругозор детей; продолжать знакомить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для первой младшей группы «Знакомство с матрёшкой» «Знакомство с матрёшкой» Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой «матрёшка». Способствовать развитию мышления и восприятия.

Консультация для родителей «Знакомство детей с удивительным миром цветов» Уважаемые родители! 1. С целью закрепления знаний детей о растительном мире предлагаем вам поговорить с ребенком о том, какие изменения.

Проект познавательно-информационный «Знакомство с миром профессий» с детьми 5–6 лет Вводная часть:Проблема: в современном мире существует много профессий, как популярных, так и новых, появившиеся совсем недавно. Среди них.

Протокол педсовета «Знакомство с окружающим миром как одно из средств развития словаря у детей дошкольного возраста» Протокол №3 заседания педагогического совета с. Семьяны 20.02.2018г. Присутствовали 10 человек: Новоселова О. П., Серова Е. С., Кузнецова.

«В стране сказок». Значение сказок во всестороннем развитии детей Чудесная страна сказок. Наверное, каждый ребенок мечтает побывать в ней. Сразиться с огненным драконом, путешествовать с Алисой по стране.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Знакомство детей с разнообразным миром сказок
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 22:15
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД