Получи документы

Научно-исследовательская работа патриотической направленности «Мы — казаки»

Евгения Иргашева
Научно-исследовательская работа патриотической направленности «Мы — казаки»
▼ Скачать + Заказать документы

Конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности

г. Троицк

«МЫ - КАЗАКИ»

Автор:

Гормонов Александр, 6 лет

МБДОУ – д/с № 11 «Кораблик»,

Троицкий район, г. Троицк

Научный руководитель :

Иргашева Евгения Рустамовна, МБДОУ д/с № 11 «Кораблик»,

Троицкий район, г. Троицк

г. Троицк

2021 г.

Аннотация.

Публикация «Научно-исследовательская работа патриотической направленности „Мы — казаки“» размещена в разделах

Гражданско-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в детском саду. В дошкольном детстве закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре. В нашем детском саду № 11 «Кораблик» патриотическое воспитание проходит на фоне яркой самобытной истории казачества, которой дышит каждый уголок станицы.

Александр Гормонов является активным участником творческого объединения «Казачата», было решено предложить ему провести исследования на эту тему.

Цель работы : Формирование и систематизация знаний о казаках, их традициях и обычаях.

Задачи:

1. Чтение специальной и художественной литературы.

2. Беседы со взрослыми.

3. Экскурсии по памятным местам.

4. Фотосъёмка и оформление альбома, посвящённого казакам.

5. Создание музея.

В результате реализации проекта Александр получил общее представление о жизни и быте казаков, узнал много исторических фактов, познакомился с интересными людьми – представителями казачьего общества. У ребёнка сформировалось уважительное отношение к истории казачества, к казакам.

Введение.

Мы живем в городе Троицке. Троицк расположен на границе. Здесь жили и живут казаки. Я хожу в подготовительную группу детского садика «Кораблик», принимаю активное участие в творческом объединении «Казачата» Наш патриотический коллектив участвует во всех мероприятиях города Троицка и Троицкого района. У нас есть настоящие костюмы казаков, мы приняли настоящую клятву казаков и мы чувствуем себя храбрыми и сильными (Приложение 1)

Но Елена Вениаминовна мне рассказала, что дело не в форменной одежде казаков. А в чем же тогда? Как становятся казаками? На этот вопрос я решил найти ответ.

Цель работы : Формирование и систематизация знаний о казаках, их традициях и обычаях.

Задачи:

1. Чтение специальной и художественной литературы.

2. Беседы со взрослыми.

3. Экскурсии по памятным местам.

4. Фотосъёмка и оформление альбома, посвящённого казакам.

5. Создание музея.

Основная часть.

На занятиях в коллективе и в библиотеке я искал ответы на интересующие меня вопросы. (Приложение 2). Я узнал, что казак означает «вольный человек». Екатерина Вторая пожаловала черноморскому казачьему войску грамоту на кубанскую землю для защиты южных границ. Елена Вениаминовна рассказала, как воспитывали казачат и казачек (Приложение 3).

Воспитание казачат

Если в семье рождался казак (именно так называли младенца мальчика, то его с первых дней жизни воспитывали воином. После рождения ребёнка не торопились распеленывать, чтобы побыстрее научить его двигать ручками и ножками. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок». Именно так поступает казак в трудной ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом сделал. Большая часть ответственности за воспитание ложилась на крёстного отца. В день крестин в люльку малышу клали шашку, стрелу или пулю – «на зубок», а потом наблюдали за его реакцией. Младенец, заинтересовавшийся оружием, признавался «добрым казаком», а проявивший равнодушие к воинским атрибутам, огорчал собравшихся своей нерадивостью. Бывало, что на сорокадневного кроху надевали маленькую кольчужку, обозначая таким образом его принадлежность к казачьему роду.

Годовалому казаку наголо состригали волосы и сажали его на коня, при этом снова наблюдая за поведением ребенка (Приложение 4). Крестный давал ему в руки шашку. Шашку малыш, естественно, удержать не мог, и она снова возвращалась крестному, который обычно хранил ее у себя пока крёстному сыну, не исполнится семнадцать лет.

Когда казаку исполнялось семь лет, его во второй раз стригли наголо. Бритоголовым он торжественно шел к первой в своей жизни исповеди. Тогда же его переселяли в мужскую половину дома, где с этого момента он спал в комнате со старшими братьями или дедом, на жесткой постели. Мать больше не имела права его наказывать, воспитанием будущего воина занимались теперь только мужчины.

С трех-пяти лет казачат начинали обучать верховой езде и рукопашному бою, с семи лет учили стрелять, а с десяти – рубить шашкой. Первоначальные боевые навыки прививали мальчикам отцы и крестные, затем – самые опытные представители казаков, нередко даже атаманы, ведь воспитание в будущих воинах ловкости и силы признавалось крайне важным всеобщим делом.

Но не только физическим развитием и находчивостью отличались молодые казаки, ведь их с детства учили защищать слабых, с благородством относиться к девушкам и женщинам, быть готовыми бороться за свободу, веру и честь.

Воспитание казачек

Рождение девочки в казачьей семье не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика, но тоже было радостью. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика, стараясь развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Родители и близкие при рождении девочки молились о её счастье. Девочку учили, что самое главное в жизни это крепкая семья и достаток.

Первый обряд для девочки «смывали с дочурки заботы» (Приложение 5). Обычай этот состоял в том, что родная и крёстная матери, тётки, няньки (как правило, старшие дочери) первый раз с песнями и добрыми пожеланиями мыли девочку. Отец был единственным мужчиной, кто допускался на этот праздник. Пока девочку мыли, отец ел «отцовскую кашу». Её готовили специально. Она была горелая, пересоленная, политая горчицей, т. е. совершенно несъедобная. Отец должен был съесть всё полностью, не поморщившись, чтобы «дочери меньше в жизни горького досталось».

Все женские праздники отмечались в узком женском кругу, на женской половине дома. Приглашались только родственники. Праздники для маленькой девочки сопровождались подарками, угощениями, песнями, танцами. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки на первый бантик, гребёнку на «косу», «платок в церковь ходить» и т. д. В раннем возрасте девочку часто одаривали подарками. Этим самым в ней формировали ласку, спокойствие, доброту. Девочку не поднимали до тех пор, пока она не выспится. Вместе с тем, в казачьей семье маленькой девочке не всё было позволено, её капризам не потакали. Росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, и этому было подчинено все её воспитание.

Как трудились казачата и казачки

На уроках нам рассказывали, что трудовая жизнь начиналась очень рано (Приложение 6). Пятилетний казачонок уезжал с отцом на охоту, на покос, на рыбную ловлю и там помогал уже всерьёз. И не зря: случалось, что пятилетние мальчики уходили с отцами в военные походы. И возвращались домой через десяток лет закаленными бойцами.

Девочки с раннего возраста, таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, участвовали во всех работах : стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах крючком - это умела каждая казачка. Делалось это, в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

Была и особенная работа - нянчить младших! Трёхлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трёхлетняя - годовалого. Пятилеток-то уже в няньки «в люди» отдавали. Её потом называли няней, обращаясь к ней на «вы».

Труд не исключал радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины.

Уважение к старшим

Атаман Троицкого отдела Глухих Виктор Николаевич пригласил нас в казачьи станицы в Кособротку, Еманжелинку, вот что мы от него узнали о воспитании казачат (Приложение 7).

Особое внимание уделялось тому, чтобы научить юных казаков и казачек уважению к представителям старших поколений. Существовал целый набор правил вежливости по отношению к страшим:

• ко всем старшим, включая и родителей, обращались только на Вы;

• нельзя было заговаривать со старшими без их на то разрешения;

• нельзя было окликать впереди идущего старшего;

• прекословие родителям и неподчинение их воле считалось недопустимой дерзостью;

• курение в присутствии отца, деда или старшего брата считалось неприличным.

Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными казачьими законами, за исполнением которых следила вся казачья община. За непочтительность в общении со старшими наказывали: парня могли высечь, а девушку надолго посадить «под домашний арест».

Об одежде казаков нам рассказывает руководитель детского казачьего объединения Иргашева Е. В. (Приложение 8).

Описание мужского казачьего костюма

Черкеска шилась из черного фабричного сукна, покрой заимствован у горцев. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набором, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем было больше серебра.

Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др. Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда на груди пришивали небольшие карманы. Носили казаки шаровары суконные темных тонов. На ногах башмаки, зимой – сапоги.

Зимней одеждой служили шубы – кожухи, папахи, бурки.

Головным убором казаку служила папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык, который носился поверх папахи, которыми укутывали в непогоду шею.

Описание женского казачьего костюма

Женский костюм состоял из юбки и кофты, назывался «парочка». Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный, на манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.

Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Нижняя юбка – «спидница» - обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой.

Длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете, считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой. На голове красивые шелковые платки, на ногах – полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах.

Что я узнала о казаках из книг

Вместе с моим воспитателем, Евгенией Рустамовной, мы пошли в библиотеку. О казаках написано очень много книг со стихами, пословицами, легендами (Приложение 9)

В пословицах говорится, что казаки сильные, храбрые, в беде не робеют, а конь для казака – верный друг, о котором они всегда заботятся.

Казак и в беде не плачет.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.

Казак сам голодает, а лошадь сыта.

• Терпи, казак, атаманом будешь.

Казаку конь себя дороже.

А еще мне понравились легенды. Оказывается, существует легенда, как лампасы появились у казаков. Царь московский пожаловал казаков наградою за то, что они одни остановили татарское и ногайское нашествие на Русь, рассеяв врагов в степи, собственными жизнями заслонив царство Московское от погибели. Царь пожаловал казаков хлебом, ружейным припасом и сукном… Сукно было двух цветов: синего много и алого мало, поскольку алая аглицкая краска была на Руси дефицитом. Если сукна синего хватило всем, то на счет алого вышло на казачьем дуване затруднение. Казаки обратились к московскому чиновнику – приказному дьяку: как делить? Дьяк посоветовал выделить красного сукна на кафтан атаману. Послушались. Выделили. Как делить остальное? Оденьте в красное героев! – посоветовал дьяк. - У нас тут не героев нет! –ответствовали казаки. Мы тут все герои – иначе не выжить. Дьяк растерялся. Тогда казаки разделили сукно по совести, по справедливости, то есть поровну. По две ладони с четвертью. Разобрали длинные ленты, совершенно не пригодные для пошива какой-либо одежды, и дьяк посетовал: Сгубили сукно. На что казаки ответствовали : - Это по твоим московским мозгам сгубили! А у нас в казачестве, может, справедливость наша в потомках и окажется! Поделили честно, по совести, стало быть, Бог нашей справедливости не даст уйти в забвение.

Старинная казачья сказка-легенда. Почему казакам разрешено приходить в церковь при шашке.

Только казакам разрешено приходить в церковь при шашке. Когда-то, после принятия казаками крещения православного, понадобилась Господу людская подмога. Вот и обратился он к людям. Первым воззвал Господь к крестьянину, мол, помоги немедля мне, христианская душа. Крестьянин затылок почесал, чой-то на пальцах прикинул и отвечает: «Немедля не могу. Вот на Пахомия овес отсею, пшеничку в землю покидаю, тогда и приду!» Опечалился Господь и послал зов боярину, у которого одних крестьян под рукой тыща была. Боярин управителя позвал, долго они на костяшках считали. Досчитались. «Ни ныне, ни на Пахомия не управлюсь, – говорит боярин. – Тут, Господь, глаз да глаз за людишками требуется. Вот на Алену они лен отсеют, с ядрицей, гречей да ячменем управятся – я тебе, Господи, хоть сто холопов в подмогу пришлю!». Еще шибче опечалился Всевышний. Прикинул: Пахомий – 15 апреля, Алена – 21-го. Не годится. И вспомнил тут Господь о казаках. Может, их попросить? Да только слух идет, что казаки народ самостоятельный, вольницу любят, сами себе законы пишут и по нему только и живут. Но делать нечего. Воззвал Господь к казаку. А казак тот сидит, саблю точит, казачата вокруг него шастают, а жена сидит на лавке – рубаху казаку чинит. Услышав зов, встрепенулся казак, тоже чегой-то стал на пальцах прикидывать. И ответствует он Вседержителю так: «Господи! Дай мне, Родимый, пять минут сроку. А на шестой минуте я к тебе поскачу!».

– А на что тебе такой малый срок? – Спросил Господь. Казак удивился : «Для казака – это срок не малый, а нужен мне он вот для чего: казачат у меня восемь, на каждого по полминутке, того четыре минуты попрощаться значит. А с любимой женой меньше чем за минуту не обнимусь-поцелуюсь. Того пять.» На шестой минуте вскочил казачина на коня и поскакал помогать Всевышнему. За то и разрешил Господь казакам ходить в храм Божий при сабле-шашке и повелел во время чтения святого Евангелия приобнажать клинок в знак верности Православию.

Создание казачьего музея.

Работая над проектом, мы решили создать казачий музей в нашем садике (Приложение 10).

Мы попросили родителей детского сада принести казачьи предметы быта. Так в нашем музее появились кувшин, крынка, сундук, прялка, подсвешник, чугунок и ухват, а вместе сними и статуэтка самого хозяина – казака. Для того чтобы наш уголок больше походил на музей, папа обшил стены мешковиной, сделал настоящий казачий плетень и поставил деревянные столы и лавки. Казачки, как и все женщины, любили красоту, поэтому украшали хаты внутри. Моя мама тоже постаралась украсить наш музей. Она сшила занавески на окно, а на стол поставила пшеничные колосья. Так как казаки не только воевали, но и выращивали зерно и другие культуры, вязанки лука, чеснока и кукурузы очень красиво смотрятся на стенах нашего музея. Так у нас в садике появился казачий музей.

Заключение.

Проведя исследования, я сделала следующий вывод:

Не форма делает казака сильным и выносливым.

Новорожденного казака с первых дней жизни воспитывали воином, а в девочке-казачке развивали женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость.

Обо всём, что я узнал, я рассказал ребятам из других групп, которые не хщдят в творческое объединение «Казачата». А чтобы они лучше рассмотрели и запомнили одежду казаков, мы с Евгенией Викторовной из глины сделали кукол и с ребятами разукрашивали одежду. Теперь играя, они смогут лучше рассмотреть одежду и запомнить её названия (Приложение 11).

Используемая литература и электронные ресурсы

1. «Земля отцов – моя земля». – Кропоткин: Ода, 2012-182с :ил.

2. Ламанов А. Д. «История первого кавказского полка». – Кропоткин: Ода, 2011-240с. :ил.

3. Родная Кубань. Страницы истории. Книга для чтения. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004 г.

4. Маслов А. В. «Кубань в старину». - Краснодар: Традиция, 2009 – 112. :ил.

5. Гангур Н. А. «Традиции и мода в костюме кубанского казачества». – Краснодар. : Традиция, 2014 – 352с. :ил.

Публикации по теме:

Фотоотчет об участии во Всероссийской акции гражданско-патриотической направленности «Марш красных гвоздик-2019»Фотоотчет об участии во Всероссийской акции гражданско-патриотической направленности «Марш красных гвоздик-2019» Фотоотчет об участии во Всероссийской акции гражданско-патриотической направленности: "Марш Красных гвоздик -2019". В этом году мы с ребятами.

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детейИнтересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей Что же такое бумага и каковы ее свойства? Давайте поговорим об этом. Для человечества важно, распространение и передача различной информации.

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детейИнтересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей Что же такое бумага и каковы ее свойства? Давайте поговорим об этом. Для человечества важно, распространение и передача различной информации.

Интересные опыты «Свойства яйца» как научно-исследовательская деятельность для детейИнтересные опыты «Свойства яйца» как научно-исследовательская деятельность для детей Что же такое яйцо и каковы его свойства? Речь пойдет о таком удивительном продукте как яйцо. Удивительное оно потому, что в нем, в таком.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.

Научно-исследовательская деятельность в старшей группе. Обучающий научный опыт «Физические силы»Научно-исследовательская деятельность в старшей группе. Обучающий научный опыт «Физические силы» .

Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке летом в старшей группе компенсирующей направленностиПознавательно-исследовательская деятельность на прогулке летом в старшей группе компенсирующей направленности Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной.

Детская исследовательская работа «Замечательный нос»Детская исследовательская работа «Замечательный нос» Здравствуйте! Меня зовут Дарья. Сегодня я расскажу вам о носе. Взрослые постоянно говорят: «Дыши носом. Дыши носом». Вот у меня возник вопрос:.

Проект нравственно-патриотической направленности «Знамя Победы»Проект нравственно-патриотической направленности «Знамя Победы» .

Автор публикации:
Научно-исследовательская работа патриотической направленности «Мы — казаки»
Опубликовано: 26 ноября 2021 в 11:43
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научно-исследовательская работа патриотической направленности «Мы — казаки»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Иргашева (УИ 1791295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД