Лучший педагог года

Проект «Удивительный мир насекомых»

Наталия Башаева
Проект «Удивительный мир насекомых»

Название проекта : «Удивительный мир насекомых»

Продолжительность проекта : месяц

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Вид проекта : творческий, исследовательский.

Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность проблемы:

Публикация «Проект „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах

Одной из важнейших задач при реализации программы дошкольного образования является воспитание дошкольников в духе бережного, ответственного отношения к природе. С самого раннего возраста необходимо развивать в детях чувство наблюдательности, ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к живой и неживой природе. А где это реализовать? Самое оптимальное место и время - это на прогулке. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания.

Объектом исследования в нашем случае стали насекомые. Удивителен и разнообразен мир этих представителей летом. Каждый день, каждую секунду можно увидеть новых его представителей – неуловимо порхающих бабочек, снующих повсюду муравьёв, еле ползущих жуков (к тому же занесенных в Красную книгу). А сколько положительных эмоций и впечатлений вызывает у детей встреча с каждым из представителей насекомых! Дети с радостью и огромной фантазией реализуют в творчестве свои открытия. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь, творец в определенном смысле. Поэтому девиз нашего проекта звучит так : «Познавай, чувствуй, твори!».

Гипотеза: если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он без сомнений будет ценить, любить и беречь всё, что его окружает.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Мир насекомых».

Задачи:

• Определять насекомых по внешнему виду;

• Рассказать о роли насекомых в природных сообществах;

• Побуждать испытывать нравственно-эстетические чувства и переживания;

• Формировать бережное, ответственное отношение к природным ценностям;

• Формировать навыки исследовательской работы во время прогулок;

• Формировать умение обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде связанных рассказов, изобразительной деятельности.

Предполагаемые результаты:

• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.

• Умение различать и называть насекомых : бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.

• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.

• Бережное, созидательное отношение к объектам природы, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.

• Формирование у детей интереса к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.

• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Работа с родителями:

1. Оформление схем-моделей цикла развития бабочки.

2. Изготовление поделок для выставки творчества «Удивительные насекомые».

3 Создание иллюстрированного тематического альбома «Такие разные насекомые».

4. Создание Красной книги «Насекомые».

Основные этапы реализации проекта :

Проект состоит из трё х этапов:

I этап – подготовительный:

• Диагностика экологических знаний детей о насекомых

• Подбор литературных произведений о насекомых в течение всего проекта, ответственные педагоги, родители);

• Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»

• Подбор методической, энциклопедической литературы и иллюстрированного материала по теме (в течение всего проекта);

• Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности (в течение всего проекта);

• Подбор музыкальных произведений по теме

• Планирование и проектирование основного этапа

• Определение целей и задач проектной деятельности

II этап – основной (реализация проекта) :

• Познавательные беседы по теме с использованием презентации

• Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела насекомых в лупу

• Чтение художественной литературы (в ходе всего проекта)

• Разучивание считалок, потешек и стихов; отгадывание загадок

• Пальчиковая гимнастика

• Прослушивание аудиозаписи

• Разучивание песен

• Просмотр мультфильмов

• Игровая деятельность,

• Свободная творческая деятельность детей

• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

III этап – Заключительный

• Оформление выставки детских рисунков и поделок «Удивительные насекомые»

• Проведение досуга «Праздник насекомых»

• Создание презентации проекта

Продукт проектной деятельности : создание альбома «Насекомые».

Содержание проектной деятельности. Взаимодействие с семьей

1. Этап

- Изучение художественной и научной литературы, материалов по данной теме;

- Определение целей и задач по данной теме;

- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;

-Вводная беседа по теме «Насекомые».

-.Презентация «Наши соседи насекомые»

2. Этап

-. Рассматривание энциклопедий, альбомов.

- Наблюдение за насекомыми.

- Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было насекомых

Дидактические игры:

1. «Собери насекомое» из многоугольников;

2. «Четвёртый лишний»

Воспитатель: Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».

1) Заяц, еж, лиса, шмель;

2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) Таракан, муха, пчела, майский жук;

8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) Лягушка, комар, жук, бабочка;

10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

3. «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе). Например:

- Муравей сидел около… .

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

4. «Хорошо-плохо»

Воспитатель: «Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут

Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые — это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.

5. «Один – много».

1 муха - много мух.

1 комар - много комаров.

Бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, шмель, пчела и др.

6. «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка. маленькая

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы… длинные

У жука усы толстые, а у бабочки. тонкие

У шмеля спина широкая, а у водомерки. узкая

7. «Назови ласково».

Комар — комарик

Жук – жучок

Пчела – пчелка

Усы – усики

Лапы – лапки

Голова – головка

Муравей — муравьишка

Муравейник – муравейничек

Муха – мушка

Стрекоза – стрекозка.

8. Составление описательных загадок про насекомых.

9. «Подбери признак» :

бабочка какая? –,

муравей какой? –,

пчела какая? – …

10 Двигательная деятельность:

- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения) .

- Подвижная игра «Поймай комара», «Птицы и бабочки»

- Пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Паучок», «Червячки», «Жук».

Познавательно-исследовательская деятельность:

- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.) ;

- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и на природе с родителями;

- Подбор иллюстраций, картинок о насекомых из старых журналов, книг, из интернета.

- Конструирование насекомых при помощи счётных палочек.

Коммуникативная деятельность:

- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых

Беседы с детьми: «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?», «От чего зависит окраска насекомого, «Польза муравьев, стрекоз, тараканов», «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная, «Паук и дождевые черви – это насекомые или нет

Составление рассказов про насекомых.

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».

Примерные вопросы:

1. Как вы думаете, что такое луг?

2. Чем насекомые отличаются от птиц?

3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?

4. Как вы считаете, насекомые полезны?

5. Если бы ты был насекомым то, каким?

Чтение художественной литературы:

- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.

-Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится» и. т. д.

- Чтение и заучивание стихов и четверостиший.

Продуктивная деятельность:

Рассматривание иллюстраций к книгам;

Рисование:

Раскраски «Мир насекомых»

Рисование красками «Бабочка» с использованием нетрадиционных методов.

Ручной труд из бросового материала «Полянка насекомых»

Аппликация:

«Божья коровка» (познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика, развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность)

-«На лугу» - коллективная аппликация

Лепка- «Кто прячется на дереве»

Трудовая деятельность:

- Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых насекомых.

Музыкальная деятельность:

Музыкальная Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».

3. этап – Заключительный

-Оформление выставки детских рисунков и поделок «Удивительные насекомые»

-Проведение досуга «Праздник насекомых»

Создание презентации проекта

-.Продукт проектной деятельности : создание альбома «Насекомые». Ознакомление родителей с планом проекта, списком ходожественной литературы для домашнего чтения.

Чтение художесвенной литературы о насекомых по выбору родителей.

Консультации для родителей «Как уберечься от опасных насекомых»; «Первая помощь при укусах насекомых».

Заучивание стихотворений о насекомых.

Поиск информации для альбома вместе с детьми.

Продукты проектной деятельности :

Устройство клумбы и посадка цветов для привлечения бабочек и пчел, книжки-малышки (совместная деятельность детей с родителями); рисунки и поделки детей; плакат, созданный детьми, «Берегите насекомых; праздник «Насекомые – наши друзья», альбом «Насекомые».

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в природе и в жизни человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Список литературы:

1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. М. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2013

2. С. Н. Николаева «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.

3. Е. И. Зотова. Знакомим дошкольников с миром животных. М. «Просвещение», 1982

4. Т. А. Шорыгина. «Насекомые. Какие они?». М. «Гном», 2013

5. Д. Н. Колдина. «Планета насекомых» художественный альбом для занятий с детьми 5-6 лет.

Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в средней группе «Удивительный мир насекомых» Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в средней группе «Удивительный мир насекомых»Цель: сформировать.

Мастер-класс «Удивительный мир насекомых»Мастер-класс «Удивительный мир насекомых» Наступает долгожданное солнечное лето. Лето - это пора зелени, цветов, ярких красок ну и, конечно же, самых разных насекомых. В этом.

Поисково-исследовательский проект «Удивительный мир насекомых» Ах, лето, лето! У нас на прогулочном участке посажено много цветов, а над ними порхают бабочки. Это так красиво! Всем детям очень нравится.

Краткосрочный проект «Мир насекомых» Проект «Мир насекомых» Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразным видов насекомых, образом жизни и их важнейшей.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Этот удивительный мир насекомых» Проект: «Этот удивительный мир насекомых». Тип и вид проекта: Познавательно-исследовательский. Участники проекта: Махинько А Авторы проекта:.

Проект во второй младшей группе «Удивительный мир насекомых» Проект «Удивительный мир насекомых!» По доминирующей деятельности: познавательно-творческий По количеству участников: групповой Характер.

Проект «Этот удивительный мир насекомых» Проект: «Этот удивительный мир насекомых» Тип проекта: познавательный, творческий. Вид проекта: краткосрочный. Продолжительность проекта:.

Прогулка «Удивительный мир насекомых»Прогулка «Удивительный мир насекомых» Прогулка «Удивительный мир насекомых» Кого только не встретишь в теплый солнечный денёк на цветущей клумбе в начале сентября. Целью таких.

Паспорт проекта «Удивительный мир насекомых»Паспорт проекта «Удивительный мир насекомых» СПМК ДОУ д. с. №7 (д. с. №12) «Солнышко». Паспорт проекта «Удивительный мир насекомых» Воспитатель по ИЗО: Купеева Анжела Юрьевна г.

Фотоотчет «Удивительный мир насекомых»Фотоотчет «Удивительный мир насекомых» Лето - удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе, при встрече с насекомыми. Однако знания дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Удивительный мир насекомых»
Опубликовано: 29 сентября 2018 в 08:59
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД