Наталья Адамовна Александрова
Недельный познавательно-исследовательский проект «Откуда берется ветер?»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Информационная характеристика образовательного проекта.
1.1. Автор проекта :
Александрова Наталья Адамовна – воспитатель коррекционной группы МДОУ №4 «Калинка».
1.2. Руководитель проекта :
Ковальчук Людмила Николаевна – старший воспитатель МДОУ №4 «Калинка».
1.3. Участники реализации проекта :
• Александрова Наталья Адамовна – воспитатель коррекционной группы МДОУ №4; «Калинка».
• Идиятулина Галине Шахилисламовна - воспитатель коррекционной группы МДОУ №4 «Калинка».
• Смелкова Нина Николаевна – учитель-логопед МДОУ №4 «Калинка».
Публикация «Недельный познавательно-исследовательский проект „Откуда берется ветер?“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
1.4. База экспериментальной работы:
Старшая коррекционная группа МДОУ №4 «Калинка» г. Волжск РМЭ.
1.5. Тип проекта :
Познавательно – исследовательский.
2. Актуальность
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации, имеет познавательная деятельность, которая представляет собой процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, на основе сотрудничества, сотворчества.
3. Программа проекта
Цель: определение условий, системы, методов и приёмов работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, которые обеспечивали бы и восполнение пробелов в формировании представления о таком явлении природы, как «ветер», и преодолении речевого недоразвития.
Задачи:
• изучить и проанализировать литературу по данной теме;
• провести обследование детей с целью выявления уровня знаний по теме;
• наметить основные направления, методы и формы работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника с ОНР;
• разработать план работы по формированию представления о «ветре», его роли в жизни человека, животных и растений и реализовать его в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
• определить механизм взаимодействия воспитателей с логопедом и родителями.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Гипотеза: повышение эффективности работы по формированию представления о «ветре», его роли в жизни человека, животных и растений у детей будет более успешным, если:
• обеспечить организацию совместной деятельности воспитателей, логопеда с учетом специфического состава группы;
• создать оптимальные условия по реализации проекта;
• привлечь родителей к процессу коррекционной работы.
Пути реализации:
• разработка плана работы по теме «Откуда берется ветер?»;
• разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности «Ветер – невидимка»;
• организация работы экспериментальной мини-лаборатории;
• создание мини-центра «Ветра»;
• создание предметно-пространственной развивающей среды группы.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «В МИРЕ ДРУЗЕЙ»
Старший дошкольный возраст
Цели: формирование представления о таком природном явлении, как «ветер», о причинах его возникновения, влиянии на жизнь человека и окружающий мир.
Задачи:
• Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме.
• Обогатить и активизировать словарь по теме «Откуда берется ветер?».
• Учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх.
• Развивать интерес к явлениям неживой природы.
• Развивать умения детей в продуктивной и других видах детской деятельности.
• Развивать семейное творчество и способствовать сотрудничеству семьи и детского сада.
• Формировать позитивный опыт по взаимодействию с окружающей средой.
• Корректировать недоразвитие речевого дыхания. Способствовать выработке правильной воздушной струи.
Виды совместной деятельности
Познавательно-речевое развитие
Коммуникация, познание, чтение художественной литературы.
Коммуникация
Беседы:
• беседы с использованием личного опыта детей.
• «Ветер – это хорошо или плохо?».
• «Для чего дует ветер?».
Свободное общение:
• «Что такое ветер?».
• «Какой бывает ветер?».
Взаимосвязь с родителями:
• Анкета «Природа и мы».
• Папка-передвижка «Познавательные опыты дома».
Познание
Рассказ воспитателя:
• «Как рождается ветер?».
Заучивание стихов, пословиц, поговорок, примет, считалок, скороговорок, чистоговорок.
Рассматривание:
• фото, иллюстраций, картинок, рисунков других детей.
Исследовательская деятельность:
• Наблюдения «Облака в ветреную и безветренную погоду», «Флюгер», «Дым», «Как ветер гонит рябь по лужам», «Волны на реке», «Наблюдаем за ветером из окна».
• Опыты и эксперименты: «Откуда берется ветер?», «Ветер – это движение воздуха», «Летающее перышко», «Живая змейка», «Ветер в пустыне», «Откуда появляются волны?».
• Игры-опыты: «Кораблики», «Веер», «Морской бой», «Дуем – играем».
• Игры с парашютами, вертушками, султанчиками, воздушными змеями.
Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры, задачи на логику:
• Д/и «Какой ветер?», «Польза – вред».
• Игры и упражнения на развитие дыхания «Ветробол», «Веселые медузы», «Шар в корзину», «Рыбки – резвушки».
• Задачи на логику на тему «Ветер».
• Речевые игры и упражнения: «Скажи-ка нам, ветер», «Ветер бывает разный»,
• Пальчиковые игры «Ветер и мельница», «Ветер», «Осенний ветер».
ПИПД (конструирование из бумаги) : «Веер – друг ветерка», «Самолет».
ФЭМП (по методике И. А. Помораевой, В. А. Позиной).
Непосредственно образовательная деятельность «Ветер – невидимка» (интеграция образовательных областей).
Чтение художественной литературы
Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме (смотри создание условий для самостоятельной деятельности детей).
Социально-личностное развитие
Социализация, труд, безопасность.
Социализация
Экскурсии:
• В дубовую рощу в ветреную погоду.
• Поход на берег Волги.
Участие в игре - викторине «Ветер – труженик».
Сюжетно-ролевые игры:
• «В гости к ветру».
• «Семья».
Составление алгоритмов к сюжетно-ролевым играм с помощью моделей совместно с педагогом (изготовление вертушек, воздушного змея для игры с друзьями; сбор детей на прогулку в ветреную погоду).
Театрализованные игры:
• Игра – инсценировка «Ветер, солнце и мороз», «Где живет ветер».
• Игра – драматизация «Как ветер растениям помогает».
Труд
• Собрать разлетевшиеся от ветра листья.
• Разместить на участке воздушные змейки, флюгера для наблюдений; ловушки для ветра.
Ручной труд:
• «Парашютный десант».
Безопасность
Беседа с детьми:
• «Правила поведения при урагане и буре на улице».
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество, музыка
Художественное творчество
Продуктивная деятельность:
• Рисование на тему: «Ветер – проказник».
• Лепка «Наш друг - ветерок».
• Аппликация «Укрась веер».
• Изготовление поделок «Мастерская ветерка».
Музыка
По плану музыкального руководителя.
Слушание аудиозаписи звуков ветра.
Слушание песен о ветре.
Физическое развитие
Физкультура, здоровье
Физкультура
Подвижные игры
• «Осенний ветер и листочки».
• «Северный и южный ветер».
• «Море волнуется».
• «Попади в обруч» (с бумажными самолетиками).
Здоровье
Физкультминутки:
• «Непоседа - ветер».
• «Ветер веет над полями».
• «Ветер тихо клен качает».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Книжный уголок:
Картинки и картины по теме «Ветер».
Стихотворения:
• Белозеров Т. «Кладовая ветра».
• Придворов М. «Что делает ветер? Где спит ветер?».
• Лагздынь Г. «Видел я, как ветерок».
• Артюхова Н. «Зимние ветры».
• Прокушева Т. «Колыбельная ветра».
• Пушкин А. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывок).
• Городецкий С. «Колыбельная ветровая».
Рассказы и сказки:
• Украинская народная сказка «Ветер, солнце и мороз».
• Андерсен Г. Х. «Ветряная мельница».
• Ушинский К. «Солнце и ветер».
• Латышская народная сказка «Солнце, мороз и ветер».
• Сказки: «Золотые колосья», «Сказка о ветре».
• Рыжова Н. «Разговор с ветром».
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
Центр продуктивной деятельности: Подборка материалов для изготовления атрибутов для игр-инсценировок. Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Центр экспериментальной деятельности «Ветерок» : веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, напальчники, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашюты, бумажная змейка, свеча, веера, кораблики, вентилятор, емкости с водой.
Взаимодействие с семьёй
• Выступление на родительском собрании «Детская лаборатория и занимательные опыты».
• Открытый показ опытов с привлечением детей и родителей.
• Выставка совместных работ детей и родителей «Ветер – труженик».
• Пополнение центра экспериментирования силами родителей и детей.
Заключение.
Ожидается, что представленная организация материала будет обеспечивать коррекционную направленность обучения и способствовать:
• Расширению представлений детей о ветре, о причинах его возникновения, влиянии на жизнь человека и окружающий мир.
• Развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативным навыкам;
• Формированию навыков и умений сам
остоятельного ведения эксперимента и использование его итогов в творческой деятельности;
• Развитию умения делать выводы, из полученных результатов.
Презентация проекта :
• Открытый показ опытов с привлечением детей и родителей.
• Выставка совместных работ детей и родителей «Ветер – труженик».
• Творческая презентация с участием детей «Кто лучше расскажет о ветре».
Список использованной литературы:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ.
4. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
5. Познавательные опыты в школе и дома: перевод с английского Жукова В. А. Москва «РОСМЭН» 2002г.
6. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009г.
7. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003.