Папки-передвижки

Недельный познавательно-исследовательский проект «Откуда берется ветер?»

Наталья Адамовна Александрова
Недельный познавательно-исследовательский проект «Откуда берется ветер?»

1. Информационная характеристика образовательного проекта.

1.1. Автор проекта :

Александрова Наталья Адамовна – воспитатель коррекционной группы МДОУ №4 «Калинка».

1.2. Руководитель проекта :

Ковальчук Людмила Николаевна – старший воспитатель МДОУ №4 «Калинка».

1.3. Участники реализации проекта :

• Александрова Наталья Адамовна – воспитатель коррекционной группы МДОУ №4; «Калинка».

• Идиятулина Галине Шахилисламовна - воспитатель коррекционной группы МДОУ №4 «Калинка».

• Смелкова Нина Николаевна – учитель-логопед МДОУ №4 «Калинка».

Публикация «Недельный познавательно-исследовательский проект „Откуда берется ветер?“» размещена в разделах

1.4. База экспериментальной работы:

Старшая коррекционная группа МДОУ №4 «Калинка» г. Волжск РМЭ.

1.5. Тип проекта :

Познавательно – исследовательский.

2. Актуальность

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации, имеет познавательная деятельность, которая представляет собой процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, на основе сотрудничества, сотворчества.

3. Программа проекта

Цель: определение условий, системы, методов и приёмов работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, которые обеспечивали бы и восполнение пробелов в формировании представления о таком явлении природы, как «ветер», и преодолении речевого недоразвития.

Задачи:

• изучить и проанализировать литературу по данной теме;

• провести обследование детей с целью выявления уровня знаний по теме;

• наметить основные направления, методы и формы работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника с ОНР;

• разработать план работы по формированию представления о «ветре», его роли в жизни человека, животных и растений и реализовать его в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

• определить механизм взаимодействия воспитателей с логопедом и родителями.

Предмет исследования: процесс развития познавательной активности детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Гипотеза: повышение эффективности работы по формированию представления о «ветре», его роли в жизни человека, животных и растений у детей будет более успешным, если:

• обеспечить организацию совместной деятельности воспитателей, логопеда с учетом специфического состава группы;

• создать оптимальные условия по реализации проекта;

• привлечь родителей к процессу коррекционной работы.

Пути реализации:

• разработка плана работы по теме «Откуда берется ветер;

• разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности «Ветер – невидимка»;

• организация работы экспериментальной мини-лаборатории;

• создание мини-центра «Ветра»;

• создание предметно-пространственной развивающей среды группы.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «В МИРЕ ДРУЗЕЙ»

Старший дошкольный возраст

Цели: формирование представления о таком природном явлении, как «ветер», о причинах его возникновения, влиянии на жизнь человека и окружающий мир.

Задачи:

• Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме.

• Обогатить и активизировать словарь по теме «Откуда берется ветер.

• Учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх.

• Развивать интерес к явлениям неживой природы.

• Развивать умения детей в продуктивной и других видах детской деятельности.

• Развивать семейное творчество и способствовать сотрудничеству семьи и детского сада.

• Формировать позитивный опыт по взаимодействию с окружающей средой.

• Корректировать недоразвитие речевого дыхания. Способствовать выработке правильной воздушной струи.

Виды совместной деятельности

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

Коммуникация

Беседы:

• беседы с использованием личного опыта детей.

«Ветер – это хорошо или плохо?».

«Для чего дует ветер.

Свободное общение:

«Что такое ветер.

«Какой бывает ветер.

Взаимосвязь с родителями:

• Анкета «Природа и мы».

• Папка-передвижка «Познавательные опыты дома».

Познание

Рассказ воспитателя:

«Как рождается ветер.

Заучивание стихов, пословиц, поговорок, примет, считалок, скороговорок, чистоговорок.

Рассматривание:

• фото, иллюстраций, картинок, рисунков других детей.

Исследовательская деятельность:

• Наблюдения «Облака в ветреную и безветренную погоду», «Флюгер», «Дым», «Как ветер гонит рябь по лужам», «Волны на реке», «Наблюдаем за ветером из окна».

Опыты и эксперименты: «Откуда берется ветер, «Ветер – это движение воздуха», «Летающее перышко», «Живая змейка», «Ветер в пустыне», «Откуда появляются волны.

Игры-опыты: «Кораблики», «Веер», «Морской бой», «Дуем – играем».

• Игры с парашютами, вертушками, султанчиками, воздушными змеями.

Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры, задачи на логику:

• Д/и «Какой ветер, «Польза – вред».

• Игры и упражнения на развитие дыхания «Ветробол», «Веселые медузы», «Шар в корзину», «Рыбки – резвушки».

• Задачи на логику на тему «Ветер».

Речевые игры и упражнения: «Скажи-ка нам, ветер», «Ветер бывает разный»,

• Пальчиковые игры «Ветер и мельница», «Ветер», «Осенний ветер».

ПИПД (конструирование из бумаги) : «Веер – друг ветерка», «Самолет».

ФЭМП (по методике И. А. Помораевой, В. А. Позиной).

Непосредственно образовательная деятельность «Ветер – невидимка» (интеграция образовательных областей).

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме (смотри создание условий для самостоятельной деятельности детей).

Социально-личностное развитие

Социализация, труд, безопасность.

Социализация

Экскурсии:

• В дубовую рощу в ветреную погоду.

• Поход на берег Волги.

Участие в игре - викторине «Ветер – труженик».

Сюжетно-ролевые игры:

«В гости к ветру».

«Семья».

Составление алгоритмов к сюжетно-ролевым играм с помощью моделей совместно с педагогом (изготовление вертушек, воздушного змея для игры с друзьями; сбор детей на прогулку в ветреную погоду).

Театрализованные игры:

• Игра – инсценировка «Ветер, солнце и мороз», «Где живет ветер».

• Игра – драматизация «Как ветер растениям помогает».

Труд

• Собрать разлетевшиеся от ветра листья.

• Разместить на участке воздушные змейки, флюгера для наблюдений; ловушки для ветра.

Ручной труд:

«Парашютный десант».

Безопасность

Беседа с детьми:

«Правила поведения при урагане и буре на улице».

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество, музыка

Художественное творчество

Продуктивная деятельность:

Рисование на тему: «Ветер – проказник».

• Лепка «Наш друг - ветерок».

• Аппликация «Укрась веер».

• Изготовление поделок «Мастерская ветерка».

Музыка

По плану музыкального руководителя.

Слушание аудиозаписи звуков ветра.

Слушание песен о ветре.

Физическое развитие

Физкультура, здоровье

Физкультура

Подвижные игры

«Осенний ветер и листочки».

«Северный и южный ветер».

«Море волнуется».

«Попади в обруч» (с бумажными самолетиками).

Здоровье

Физкультминутки:

«Непоседа - ветер».

«Ветер веет над полями».

«Ветер тихо клен качает».

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок:

Картинки и картины по теме «Ветер».

Стихотворения:

• Белозеров Т. «Кладовая ветра».

• Придворов М. «Что делает ветер? Где спит ветер.

• Лагздынь Г. «Видел я, как ветерок».

• Артюхова Н. «Зимние ветры».

• Прокушева Т. «Колыбельная ветра».

• Пушкин А. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывок).

• Городецкий С. «Колыбельная ветровая».

Рассказы и сказки:

• Украинская народная сказка «Ветер, солнце и мороз».

• Андерсен Г. Х. «Ветряная мельница».

• Ушинский К. «Солнце и ветер».

• Латышская народная сказка «Солнце, мороз и ветер».

Сказки: «Золотые колосья», «Сказка о ветре».

• Рыжова Н. «Разговор с ветром».

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

Центр продуктивной деятельности: Подборка материалов для изготовления атрибутов для игр-инсценировок. Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Центр экспериментальной деятельности «Ветерок» : веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, напальчники, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашюты, бумажная змейка, свеча, веера, кораблики, вентилятор, емкости с водой.

Взаимодействие с семьёй

• Выступление на родительском собрании «Детская лаборатория и занимательные опыты».

• Открытый показ опытов с привлечением детей и родителей.

• Выставка совместных работ детей и родителей «Ветер – труженик».

• Пополнение центра экспериментирования силами родителей и детей.

Заключение.

Ожидается, что представленная организация материала будет обеспечивать коррекционную направленность обучения и способствовать:

• Расширению представлений детей о ветре, о причинах его возникновения, влиянии на жизнь человека и окружающий мир.

• Развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативным навыкам;

• Формированию навыков и умений сам

остоятельного ведения эксперимента и использование его итогов в творческой деятельности;

• Развитию умения делать выводы, из полученных результатов.

Презентация проекта :

• Открытый показ опытов с привлечением детей и родителей.

• Выставка совместных работ детей и родителей «Ветер – труженик».

• Творческая презентация с участием детей «Кто лучше расскажет о ветре».

Список использованной литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ.

4. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

5. Познавательные опыты в школе и дома: перевод с английского Жукова В. А. Москва «РОСМЭН» 2002г.

6. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009г.

7. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Нестандартное игровое оборудование на участке детского сада» Проект Тема: «Нестандартное игровое оборудование для детей среднего дошкольного возраста на участке детского сада». Название проекта: «Гусеница»,.

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Недельный познавательно-исследовательский проект «Откуда берется ветер?»
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 18:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД