Наргиз Зейналова
Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультацию подготовила: воспитатель Зейнайлова Н. Р.
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский
Нейрогимнастика — это система упражнений, которая эффективна на любом этапе развития. Основная цель применения такой гимнастики — активизировать развитие речи у детей.
Публикация «Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Работу с детьми дошкольного возраста можно назвать благодатной почвой, так как мозг ребенка пластичен, в отличие от мозга взрослого, и находится в стадии формирования. И моя задача, как воспитателя, помочь ребенку пройти все сензитивные процессы своевременно, чтобы в будущем легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающего мира, стать успешным в учении и в жизни. Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она стала самой приемлемой формой. Игровая форма повышает эффективность овладения материалом. Ребёнок, обучаясь, получает удовольствие. Поэтому я остановилась на использовании именно нейрогимнастики, в которую так же входит и нейроигры, нейротренажоры и нейродорожки.
Цели нейрогимнастики :
-Развитие межполушарной специализации.
-Развитие межполушарного взаимодействия.
-Развитие комиссур (межполушарных связей).
-Синхронизация работы полушарий.
-Развитие мелкой моторики.
-Развитие способностей.
-Развитие памяти, внимания.
-Развитие речи.
-Развитие мышления.
-Формирование межполушарного взаимодействия,
- Совершенствование зрительно-моторной координации,
- Нормализация мышечного тонуса.
Польза нейрогимнастики
Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем:
-стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
-помогает получить энергию, необходимую для обучения;
-снижает утомляемость;
-улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
-благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
-повышает продуктивную работоспособность;
-Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.
Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.
Выполнение упражнений начинаю с медленного темпа и показа воспитателем: сначала ведущей рукой, затем включаю обе руки. Движения выполняются синхронно, направляю детей на ритмичность выполнения упражнений. Упражнения, которые можно выполнить вне помещения, выполняю с детьми на прогулке. Детям это очень нравится, так как это для них интересно и необычно.
Я стараюсь подобрать упражнения и игры, направленные на развитие всех направлений. Эти упражнения общие, рекомендуется их использовать перед началом занятия, на физминутках или просто проводить блок подобных упражнений в течение дня. Основываются упражнения на программах различных нейропсихологов и педагогов. Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Руки ребенка находятся на плоскости стола или коленях.
Три положения руки последовательно сменяют друг друга.
Выполнять можно сначала правой, потом левой или одновременно.
Нейрогимнастика : "Лезгинка"
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 10-15 смен позиций. Необходимо добиваться высокой точности и скорости смены положений.
Нейрогимнастика : «Колечко».
Поочередно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца, а в обратном порядке – от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
Игра «Ладушки»
Одной из первых игр в жизни ребенка считается- «Ладушки». С возрастом усложняем задачу : хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Играем не только в классическом варианте, но и лежа – ногами.
Нейроирга «Повтори за мной»
В этой игре участникам предстоит воспроизвести положение рук или позу, которая указана на карточке. Иногда у выполняющего могут возникать трудности, но не из-за того, что движения требуют особых физических способностей, а из-за их непривычности. Это отличная возможность активизировать работу полушарного мозга, натренировать внимание, пространственные представления и реакцию.
Результаты моей работы:
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов нейрогимнастики оказывает положительное влияние на развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Дети лучше воспринимают отдельные признаки предметов, фрагменты образов. Увеличивается словарный запас, развивается связная речь. Легче переключаются с одного вида деятельности на другой.