Дарья Лукьянова
Нейропсихологичекие основы коррекции детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время количество детей с расстройством аутистического спектра значительно возрастает. Основной трудностью развития этих детей являются коммуникативные нарушения различной степени тяжести, поведенческие стереотипы и нарушения, мешающие социальной адаптации. Несмотря на многочисленные исследования, не выявлено однозначной связи между аутизмом и конкретными патологиями определенных стукрур мозга (коры и подкорковых структур, мозжечка и т. д.). Тем не менее, для всех детей с этим диагнозом характерны:
Публикация «Нейропсихологичекие основы коррекции детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- недостаточный уровень сформированности энергетического компонента деятельности (I блок мозга);
- нарушение сенсорной сферы (гипер- и гипочувствительность);
- значительной снижение произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности;
- недостаточная интеграция отдельных компонентов психической деятельности в функциональные системы.
При диагностики детей с РАС в рамках нейропсихологического обследования, учитывая вышеизложенные нарушения и, как следствие, значительные нарушения вербального взаимодействия, используются преимущественно невербальные пробы. К ним относятся тесты на исследование крупной и мелкой моторики, координации, ориентировки в пространстве и в схеме своего тела, восприятия различной модальности, понимания обращенной речи и простой инструкции. Очень важно при диагностики направленное наблюдение: оценка игровой деятельности, особенностей эмоциональных реакций на различные стимулы.
Как уже было сказано выше, первостепенным нарушением является нарушение коммуникации и, как следствие, социальная дезадаптация. Именно на это и направлена нейропсихологическая коррекция при работе с детьми с РАС. Поэтому, целесообразно подключать не только индивидуальную работу с ребенком, но и занятия в группе, чтобы выработать у него основы социального взаимодействия.
Первым шагом к началу коррекционных занятий является установление контакта с ребенком, его адаптация к обстановке. На основе наблюдения в ходе диагностики выявляется уровень эмоционального развития ребенка, его возможностей, на которые можно опираться для продуктивной работы. На этом этапе важно решить основные поведенческие проблемы: повышение общей активности, формирование контакта, снятие выраженных страхов, тревожности, агрессии и т. д. Длительность этого этапа варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. После этого можно включать ребенка в групповые занятия. Важно, чтобы группы были небольшие - от 2 до 5 человек. На этом этапе особое внимание уделяется приобретению адаптивных навыков, навыков взаимодействия. Основной задачей нейропсихологической коррекции детей с РАС является максимальная социальная адаптация.
Значимость групповых занятий крайне важна при проведении коррекции. Формирование группы должно происходить таким образом, чтобы дети в ней были с разной степенью нарушения эмоцинально-волевй сферы и разными возможностями компенсации, тем самым «дополняли» друг друга. Значимость группы выражается в том что между детьми возможен эмоциональный «обмен», энергетическая «подпитка» друг от друга, возможность менее адаптированных детей подражать более адаптированным. Взаимодействие в группе повышает возможность произвольной регуляции деятельности, сознательного выбора в различных ситуациях. Поскольку у аутичных детей, чаще всего, затруднено формирование внутренний мотивации, важной задачей является ее искусственное формирование извне (от внешнего стереотипа к внутреннему содержанию).
На остальных этапах коррекции начинается перенос приобретенных ранее навыков в более сложные условия, повышение устойчивости к более насыщенным в сенсорном плане ситуациям, активизация слухового произвольного внимания, понимание обращенной речи и усложнение инструкций. Специалисту, проводящему коррекцию, нужно стремиться к повышению интеграции отдельных психических функций в функциональные системы.
Таким образом, нейропсихологическая коррекция детей с РАС направлена, в первую очередь, на преодоление коммуникативных и адаптационных нарушений, развитие произвольной регуляции деятельности, интергацию всех психических функций.