Лучший педагог года

Нейропсихологичекие основы коррекции детей с РАС

Дарья Лукьянова
Нейропсихологичекие основы коррекции детей с РАС

В последнее время количество детей с расстройством аутистического спектра значительно возрастает. Основной трудностью развития этих детей являются коммуникативные нарушения различной степени тяжести, поведенческие стереотипы и нарушения, мешающие социальной адаптации. Несмотря на многочисленные исследования, не выявлено однозначной связи между аутизмом и конкретными патологиями определенных стукрур мозга (коры и подкорковых структур, мозжечка и т. д.). Тем не менее, для всех детей с этим диагнозом характерны:

Публикация «Нейропсихологичекие основы коррекции детей с РАС» размещена в разделах

- недостаточный уровень сформированности энергетического компонента деятельности (I блок мозга);

- нарушение сенсорной сферы (гипер- и гипочувствительность);

- значительной снижение произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности;

- недостаточная интеграция отдельных компонентов психической деятельности в функциональные системы.

При диагностики детей с РАС в рамках нейропсихологического обследования, учитывая вышеизложенные нарушения и, как следствие, значительные нарушения вербального взаимодействия, используются преимущественно невербальные пробы. К ним относятся тесты на исследование крупной и мелкой моторики, координации, ориентировки в пространстве и в схеме своего тела, восприятия различной модальности, понимания обращенной речи и простой инструкции. Очень важно при диагностики направленное наблюдение: оценка игровой деятельности, особенностей эмоциональных реакций на различные стимулы.

Как уже было сказано выше, первостепенным нарушением является нарушение коммуникации и, как следствие, социальная дезадаптация. Именно на это и направлена нейропсихологическая коррекция при работе с детьми с РАС. Поэтому, целесообразно подключать не только индивидуальную работу с ребенком, но и занятия в группе, чтобы выработать у него основы социального взаимодействия.

Первым шагом к началу коррекционных занятий является установление контакта с ребенком, его адаптация к обстановке. На основе наблюдения в ходе диагностики выявляется уровень эмоционального развития ребенка, его возможностей, на которые можно опираться для продуктивной работы. На этом этапе важно решить основные поведенческие проблемы: повышение общей активности, формирование контакта, снятие выраженных страхов, тревожности, агрессии и т. д. Длительность этого этапа варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. После этого можно включать ребенка в групповые занятия. Важно, чтобы группы были небольшие - от 2 до 5 человек. На этом этапе особое внимание уделяется приобретению адаптивных навыков, навыков взаимодействия. Основной задачей нейропсихологической коррекции детей с РАС является максимальная социальная адаптация.

Значимость групповых занятий крайне важна при проведении коррекции. Формирование группы должно происходить таким образом, чтобы дети в ней были с разной степенью нарушения эмоцинально-волевй сферы и разными возможностями компенсации, тем самым «дополняли» друг друга. Значимость группы выражается в том что между детьми возможен эмоциональный «обмен», энергетическая «подпитка» друг от друга, возможность менее адаптированных детей подражать более адаптированным. Взаимодействие в группе повышает возможность произвольной регуляции деятельности, сознательного выбора в различных ситуациях. Поскольку у аутичных детей, чаще всего, затруднено формирование внутренний мотивации, важной задачей является ее искусственное формирование извне (от внешнего стереотипа к внутреннему содержанию).

На остальных этапах коррекции начинается перенос приобретенных ранее навыков в более сложные условия, повышение устойчивости к более насыщенным в сенсорном плане ситуациям, активизация слухового произвольного внимания, понимание обращенной речи и усложнение инструкций. Специалисту, проводящему коррекцию, нужно стремиться к повышению интеграции отдельных психических функций в функциональные системы.

Таким образом, нейропсихологическая коррекция детей с РАС направлена, в первую очередь, на преодоление коммуникативных и адаптационных нарушений, развитие произвольной регуляции деятельности, интергацию всех психических функций.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Памятка для родителей «Основы безопасности детей дома» Хотя дом принято считать надежной крепостью, все же и в нем появляются опасности. Может возникнуть много ситуаций, при которых на ребенка.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологичекие основы коррекции детей с РАС
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 12:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД