Марина Назарова
Консультация «Некоторые проблемы в педагогической психологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из проблем педагогической психологии выступает проблема сенситивных периодов в жизни ребенка. Это периоды особой чувствительности. Их еще называют «окнами в мир ребенка». Важно знать, когда эти окна распахнуты для новых знаний и умений, чтобы создать наилучшие условия для развития малыша, не мешать и не перетягивать ребенка в другую сторону, где он еще развиваться не готов. Сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д. Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Сенситивные периоды универсальны, т. е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д. Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Взрослый никак не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности: - может знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности. - может наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сенситивного периода, это необходимо для точной оценки уровня развития ребенка; -может предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент. Протекание каждого сенситивного периода характеризуется: -более или менее медленным началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления. -этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума). -более или менее медленным спадом интенсивности. Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.. Ребенок от 0 до 3 лет (М. Монтессори характеризовала его как духовный эмбрион) представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей - в основном матери. Его "впитывающее сознание", как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в мире. Поэтому наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию в этом возрасте, является, безусловно, родительский дом и родительская забота. В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно точному образу М. Монтессори, является строителем самого себя. Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сензитивных периодов в его развитии - речевого, сенсорного, социального, двигательного. Причем при благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню дифференцированности может достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого, точнее - намного тоньше. Знание сенситивных периодов развития детей - один из ключей к пониманию собственного