Наталья Сафарова
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе «Для чего нужна вода?»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ЦРР «детский сад общеобразовательного вида №39 «Золотой петушок»
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе на тему :
«Для чего нужна вода?»
Провела: воспитатель
1 квалификационной категории
Сафарова Н. В.
Программное содержание:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение ее для всего живого.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе „Для чего нужна вода?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3. Формировать понятие о том, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
4. Развивать у детей исследовательские способности.
5. Воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к воде, к окружающей природе.
Предварительная работа:
1. Беседы на тему: где можно встретить воду; «Кто живет в воде».
2. Рассказ воспитателя «О воде».Заучивание пословиц и поговорок о воде.
3. Опыты с водой.
4. Рассмотреть аквариум.
Материал:
Емкость с водой, кукла Незнайка, марганцовка (в кристаллах, зеленка, молоко, соль, сахар, ложечки, стаканчики с водой (на каждого ребенка). Плакаты «Кому нужна вода». Памятка «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран». Картинки «Где живет вода». Плакат «Круговорот воды в природе».
Ход занятия:
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
Воспитатель (с игрушкой Незнайки) :
- Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, а он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята, успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь и пригласила к нам на занятие. Поможем Незнайке?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята немного знают о воде, но вместе, мы все выясним. Ребята, скажите, так что же такое вода?
Дети:
- Вода – это жидкость. Ее пьют люди, она течет из крана. Из воды мы варим еду, чай, моем полы.
Воспитатель:
- Да, правильно. Вода – это жидкость, ее можно налить в стакан, в чашку, в кувшин, и она займет предоставленный ей объем. Вода прозрачная, бесцветная, у нее нет запаха.
Вода наполняет ручьи и реки, пруды и озера, моря и океаны. Вода есть в почве и под землей, где бегут подземные реки и ручейки.
Тучи и облака, туманы и дожди, снежинки и сосульки, льды и сугробы, роса, иней, зимние узоры на стеклах – это тоже вода!
Без воды не могут жить люди, животные и растения.
Ключевая вода.
Журчит, поет водица.
Знакомою тропой
Медведь идет напиться
Водою ключевой.
Нагнется он, лакает,
Намочит бурый мех,
А ключ бежит, сверкает
И щедро поит всех.
Цветы, деревья, травы
Пьют ключевую влагу.
И зеленью кудрявой
Покрыто дно оврага.
Вода может находиться в природе в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Вода постепенно испаряется с поверхности морей, рек, озер, прудов. В воздухе всегда есть невидимый водяной пар, он выпадает прозрачными капельками росы. При нагревании вода быстро испаряется, пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным воздухом, он превращается в капельки воды и выпадает на землю в виде дождя.
Тучи и облака состоят из капелек воды. Туман тоже состоит из мелких капелек воды.
Воспитатель:
- Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?
Дети:
- Нет! Вода нам нужна всегда.
Воспитатель:
- Правильно! Вода нужна нам для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без нее. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду.
Проснувшись утром, мы, прежде всего, умываемся, варим обед, стираем белье, наводим порядок в доме. Без воды не уберешь город, улицы, не вымоешь машины. Воду потребляют также заводы и фабрики. Вот как много мы о ней узнали.
Опыт №1. «Вода – это жидкость».
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода – это жидкость.
Ход: дети путем переливания из одной емкости в другую, ведут наблюдение.
Вывод: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать, добавлять.
Воспитатель:
- Ребята, а вы как считаете, какого цвета вода?
Дети:
- Синяя, белая, бесцветная.
Воспитатель:
- Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
Воспитатель:
- Какого цвета молоко и лист бумаги?
Дети:
- Молоко белое и лист белый.
Воспитатель:
- А можно сказать про воду, что она белого цвета?
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет цвета.
Ход: дети сравнивают сосуд с молоком с сосудом воды.
Дети:
- Нет, вода бесцветная.
Вывод: вода не имеет цвета, вода – прозрачная жидкость.
Опыт № 3 «Вода может изменить свой цвет».
Воспитатель:
- Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Дети:
- Да, хотим.
На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка.
Воспитатель:
- Я сейчас в воду добавлю волшебный кристалл (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет?
Дети:
- Да, она стала красная.
Воспитатель:
- А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет?
Дети:
- Да, она стала зеленой.
Вывод: вода может изменять свой цвет, в зависимости от того, что в нее добавили.
Воспитатель:
- А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус (кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода – Это безвкусная жидкость.
Дети:
- Она не имеет вкуса.
Вывод: чистая вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт № 4 «Вода может изменить свой вкус».
На столе у воспитателя стаканы с кипяченой водой, соль и сахар.
Воспитатель:
- Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель показывает на свой стаканчик). Размешайте, пусть вещество, которое вы добавили растворится и попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду?
Первый ребенок:
- Уменя вода сладкая, потому что я добавил сахар.
Второй ребенок:
- У меня вода соленая, потому что я добавила соль.
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.
Опыт № 5 «Вода не имеет запаха».
Воспитатель:
- А теперь я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Дети:
- Нет, она не пахнет.
Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю вам, ребята, присесть на стульчики. Садись и ты Незнайка.
Мы сегодня, много говорили о воде, много о ней узнали.
Ребята, напомните Незнайке, чтобы он запомнил какая бывает вода?
Дети:
- вода это жидкость;
- вода может изменять свой вкус и цвет;
- вода бесцветная;
- вода безвкусная;
- вода не имеет запаха.
Воспитатель:
- Молодцы! А вы, ребята, знаете, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрывать кран? Вы можете сказать: «На земле много воды, ее хватит всем». Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы мы с вами про это не забывали, я приготовила памятку-напоминание «Помыл руки – плотно закрыл кран». Давайте мы ее у себя в умывальной комнате повесим. Согласны?
Дети:
-Да!
Литература:
1. «Зеленые сказки». Экология для малышей. Автор: Т. А. Шорыгина.
2. Опыты с объектами неживой природы в работе с детьми дошкольного возраста.
3. «Неизведанное рядом».Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Автор: О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина.
4. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Автор: С. Н. Николаева.
5. Игровые экологические занятия с детьми. Автор: Л. П. Молодова.