Марина Моисеева
«Посуда». Непосредственно-образовательная деятельность по ОО «Коммуникация»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность
«Коммуникация» на тему «Посуда»
Старшая группа.
Цель: формировать умение составлять описательный рассказ о предметах посуды.
Задачи.
О. О. «Коммуникация» :
Связная речь: формировать умение составлять короткий рассказ по стихотворению.
Публикация «„Посуда“, Непосредственно-образовательная деятельность по ОО „Коммуникация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Словарь и грамматика: развивать умение сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пласт-массовый). Активизировать употребление слов противоположного значения (глубокая – мелкая, большая – маленькая, высокая – низкая). Формировать умение образовывать, по аналогии, названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).
О. О. «Социализация» - воспитывать бережное отношение к предметам, сделанным людь-ми.
О. О. «Познание» - развивать умение различать и называть предметы посуды.
О. О. «Чтение художественной литературы» - развивать умение понимать смысл загадок.
Материал к занятию.
Демонстрационный: посуда (чайная, столовая, деревянная, металлическая, пластмассо-вая); мяч; кукла бабушка Федора.
Раздаточный: картинки с изображением посуды.
Ход образовательной деятельности.
Организационная часть.
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла бабушка Федора.
Для вас она приготовила загадки, вот послушайте их и покажите картинку с правиль-ной отгадкой.
На огне я стою, еду вкусную варю.
(Кастрюля)
Мы компот в неё нальём,
Чая из неё попьём,
Сока, простокваши.
Что же это?
(Чашка)
Под чашкой я всегда стою,
Чайку пролиться не даю.
(Блюдце)
По моей тарелке лодочка плывёт,
Лодочку с едою отправляю в рот.
(Ложка)
Молодцы ребята, отгадали все загадки бабушки Федоры, а теперь послушайте стихотворение. Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Ма-ша обедает» :
…Никому отказа нет,
Подан каждому обед.
Собачке – в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке-несушке –
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.
Воспитатель задаё т вопросы:
О чём говорится в этом стихотворении?
В чём подают обед собачке, киске, курочке-несушке?
А из чего обедает Машенька?
Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку – что это? (Посуда)
Физкультминутка: «Помощники».
Раз, два, три, четыре, Попеременно ритмично хлопать в ла-дошки и стучать кулаком о кулак.
Мы посуду перемыли : Потереть одну ладонь о другую.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибать пальчики на обеих руках,
И большую поварёшку. начиная с больших, на каждое название
посуды.
Мы посуду перемыли, Потереть одну ладонь о другую.
Только чашку мы разбили, Опять загибать пальчики.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Попеременно ритмично хлопать в ла-дошки и стучать кулаком о кулак.
Основная часть.
Воспитатель выставляет на стол всё, кроме пластмассовой посуды.
Скажите, что вы видите на столе? (Дети перечисляют) Как одним словом можно на-звать эти предметы? (Посуда) Сравните эти две тарелки. Чем они похожи? (Из них едят, тарелки белые с рисунком) Чем они отличаются? (Одна тарелка – глубокая, другая – мелкая) Для чего нужна глубокая тарелка? Для чего нужна мелкая тарелка? Во время обеда какая посуда вам нужна? (Тарелка глубокая и мелкая, вилка, ложка)
Теперь сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? (Из металла) Если сказать од-ним словом, какие они? (Металлические)
Воспитатель берёт металлические ложки – чайную и столовую.
Чем похожи эти два предмета? Правильно, они сделаны из одного материала, из ме-талла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они отличаются? (Одна ложка большая, другая маленькая) Для чего нужна чайная ложка, а для чего – столо-вая?
Какие стеклянные предметы вы видите на столе? (Стаканы) Чем похожи эти стаканы? Чем отличаются? Для чего они нужны?
Воспитатель поочерё дно показывает два однородных предмета и говорит:
Эта тарелка глубокая, а эта … (мелкая). Это ложка столовая, а эта … (чайная). Один стакан высокий, а другой … (низкий).
Затем воспитатель выставляет пластмассовую посуду. Предлагает подумать, из чего сделаны эти предметы, назвать одним словом, какие это предметы. (Пластмассовые)
Физкультминутка. Пластический этюд.
Воспитатель предлагает детям показать, как мама варит суп: моет и вытирает руки пе-ред приготовлением пищи, наливает воду в кастрюлю, включает плиту, ставит кастрюлю на конфорку. Затем чистит и режет овощи, засыпает их в кастрюлю, солит, помешивает суп ложкой, разливает готовый суп половником по тарелкам.
Воспитатель организовывает игру в магазин.
Воспитатель показывает изображения отдельных предметов посуды и говорит :
Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине! Вы можете её купить, но сначала должны рассказать, что это за посуда, из чего она сделана и для чего нужна.
Если ребёнок испытывает затруднения при рассказе, педагог подсказывает начало фра-зы.
Примерный рассказ ребё нка:
Я хочу купить кастрюлю. Она большая, синяя, металлическая. У кастрюли есть две ручки. Её закрывают крышкой. В кастрюле варят суп, картошку, макароны.
Воспитатель ещё раз читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» и предлагает детям придумать короткий рассказ на тему «Обед».
В заключении проводится игра «Отвечай быстро».
Дети встают в круг, воспитатель в центре, в его руках мяч. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит, например: «Стеклянный». Ребёнок должен поймать мяч, бросить его обратно и при этом назвать предмет, сделанный из стекла, например: «Стакан». Отве-чать надо быстро.
Подведение итогов.
Дети обсуждают, чей рассказ «Обед» им понравился больше всего. Воспитатель предлагает детям нарисовать иллюстрации к сказке К. Чуковского «Федорино горе».