Марина Моисеева
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность
«Коммуникация» : пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».
Старшая группа.
Цель: развивать устную речь, формировать умение пересказывать художественный текст без наводящих вопросов.
Задачи.
О. О. «Коммуникация» :
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи, Пересказ рассказа Л, Толстого „Пожарные собаки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Собака, щенок. Сказки, стихи, детская литература о собаках
- Темочки
Связная речь: продолжать развивать у детей умение связно пересказывать текст.
Словарь и грамматика: формировать умение подбирать по смыслу определения, слова близкие и противоположные по смыслу; формировать умение составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях.
Звуковая культура речи : развивать чувства рифмы и ритма.
О. О. «Безопасность» - формировать у детей осторожное и осмотрительное отношение к по-тенциально опасным для человека ситуациям.
О. О. «Познание» - продолжать развивать знания об особенностях труда пожарных, систе-матизировать представление о собаках, их пользе для человека.
О. О. «Социализация» - воспитывать гуманное отношение к животным.
О. О. «Чтение художественной литературы» - развивать интерес к творчеству Л. Н. Толстого; продолжать развивать умение отгадывать загадки, построенные на описание.
Материал: картинки с изображением собак разных пород; иллюстрации к рассказу «По-жарные собаки».
Ход образовательной деятельности.
Организационная часть.
Воспитатель загадывает детям загадки:
Ушки чуткие торчком,
Хвост взлохмаченный крючком,
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
(Собака)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака)
Дети отгадывают.
Воспитатель спрашивает у детей о ком эти загадки, почему они так думают и демонстрирует картинки с изображением собак разных пород.
Дети обсуждают, для чего нужны эти собаки.
Основная часть.
Очень часто можно услышать фразу: «Собака – друг человека», как вы считаете по-чему так говорят?
Дети отвечают.
Русский писатель Л. Н. Толстой написал рассказ «Пожарные собаки». Действие рассказа происходит в Лондоне, столице Англии.
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рас-смотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна токая собака спасла двенадцать детей.
Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что-нибудь живое, и пус-тили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки.
Воспитатель задаё т детям вопросы:
О чём рассказывается в этом произведении?
Почему собак назвали пожарными?
Что делают пожарные собаки?
Что произошло однажды?
Чем закончился рассказ?
Как можно сказать о пожарных собаках, какие они?
Чем вам понравился этот рассказ?
Дети отвечают.
Перед повторным чтением воспитатель даёт установку на последующий пересказ. После повторного чтения вызывает трёх детей для пересказа. Поясняет, что один ребёнок должен рассказать начало – о пожарных собаках, другой о том, как собак Боб спасла девочку, а тре-тий – концовку – о том, как собака принесла куклу.
Дети устанавливают очерёдность и дважды пересказывают текст.
Когда собака Боб спасла девочку, что стала делать её мама?
Дети отвечают.
До этого мама плакала, а как сказать по-другому, какая была мама, какое у неё было настроение?
Дети отвечают.
А когда мама увидела, что её девочка жива, она стала какая?
Дети отвечают.
Физкультминутка «Щенок».
Бегал по двору щенок, Бег на месте.
Видит пирога кусок. Наклоны вперёд, руки в стороны.
Под крыльцо залез и съел, Присесть, руки ко рту.
Развалился, засопел. Руки в стороны, голову на бок.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие путаницы они придумали в прошлый раз. Выбирает одно-два предложения без предлогов и союзов и просит «распутать» их. В про-цессе работы задаё т вопросы:
Какие слова здесь можно заменить?
Дети отвечают.
Каким словом вы замените слово … (называет слово из предложения?
Дети отвечают.
Что получилось?
Дети отвечают.
А каким словом вы замените слово … (называет другое слово, после замены которого смысл предложения должен стать правильным?
Дети отвечают.
Что получилось, какое предложение?
Дети отвечают.
Если не будет удачных предложений-путаниц, придуманных детьми, воспитатель может предложить своё, например: «Мяч варит баранки» т. п.
Вы любите сами придумывать шутки-чистоговорки. Я буду говорить первую строчку, а вы заканчивайте:
Ты, собачка, где гуляла?
Я за зайчиком бежала. (Дети)
Эй, щеночек, где ты был?
В лесу бабочек ловил. (Дети)
Подведение итогов.
Дети обсуждают, что им понравилось, что нового они узнали. Воспитатель предлагает де-тям, вместе с родителями, изготовить книжки-малышки «Шутки-чистоговорки».