НОД по развитию артикуляционной моторики с помощью художественных средств «Сказочные истории» (для детей 3–5 лет)

Людмила Гришаева
НОД по развитию артикуляционной моторики с помощью художественных средств «Сказочные истории» (для детей 3–5 лет)

Цель: Развивать артикуляционную моторику с помощью художественных средств.

Задачи:

- отрабатывать комплекс упражнений на развитие артикуляционного аппарата посредством сказочных героев;

- развивать мышление детей через работу с символами;

- воспитывать эмоциональное отношение и интерес к сказкам.

Оборудование:

тексты сказок, герои сказок и комплексы артикуляционных упражнений в конвертах;

картинный материал к сказке: заяц, змейка, белка, медведь, волк, лошадка;

символы по Ткаченко для гласных звуков (а, о, у, ы, и);

мольберт и магниты;

логопедические зеркала по количеству детей;

бумажные салфетки;

разрезные картинки с героями сказочной истории (по количеству детей).

Методы: словесные, игровые, наглядные и практические.

Доброе утро, уважаемые коллеги! Прежде чем начать представлять опыт работы по проведению артикуляционной гимнастики с использованием художественных средств, сделаю небольшое вступление.

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в небольшие сказки.

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков и для пассивной артикуляционной гимнастики. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит; 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы дети повторили сказку в вечернее время с воспитателем. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи.

Содержание НОД:

Беседа

- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)

- Назовите, какие сказки вы знаете? (ответы детей)

- Сегодня мы послушаем и поиграем в «Сказочные истории». А какую сказку мы выберем, сейчас посмотрим. …

Загадка

- Ребята, прежде чем мы пойдем выбирать сказку,я предлагаю вам отгадать загадку: Летом – серый, зимой – белый (ответы детей)

Показываю изображение зайчика.

Задание

Детям предлагается найти среди конвертов тот, на котором имеется контур зайчика (дети определяют). Предлагаю детям пройти присесть на стульчики около мольберта.

Сказка «Заяц – огородник»

Логопед читает текст сказки, дети вывешивают на мольберт героев сказки и по ходу сказки выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалами.

«ЗАЯЦ - ОГОРОДНИК»

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось все так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку.

«Лопатка»

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он –шипит рядом кто-то:

- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

- Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, - отвечает заяц.

Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела все и похвалила зайца.

«Веселая змейка»

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.

«Грибок»

«Вот молодец»,- удивилась белка и тут же совет дала:

- Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было.

А сама хвост распушила и дольше по деревьям ускакала. Только белка ушла – медведь идет да банку с вареньем несет.

«Вкусное варенье»

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает.Подошел к нему и дал умный совет:

- Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. И ушел косолапый.

Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть и устал очень.

«Исполняются песенки: а-а-а, у-у-у, и-и-и, ы-ы-ы, о-о-о»

А перед самым вечером смотрит – волк идет, чашечку несет.

- Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.

«Чашечка»

Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а на утро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки черпать.

Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка.

«Горка»

Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

«Лошадка»

Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

«Исполняется песенка змеи: ш-ш-ш-ш-ш-ш»

Картинный материал к сказочной истории:

Заяц

Змейка

Белка

Медведь

Волк

Лошадка

Беседа

- Ребята, а вам понравился зайчик? (ответы детей)

Предлагаю встать на ножки и поиграть в пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «Зайчик»

Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка!

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз – два! Раз – два! И ушами шевелит!

Этот зайчик – под сосной,

Это зайчик – под другой.

Дали зайцу барабан.

Он ударил: там – там – там!

Работа с символами

- Ребята, вспомните какую песенку, пел зайчик, когда копал огород?

(ответы детей – а-а-а-а, о-о-о-о, и-и-и-и, ы-ы-ы-ы, у-у-у-у)

- Правильно! Ребята, а мы можем к нашей песенке подобрать символы

Предлагаю детям пройти за столы и выложить песенку Зайчика

с помощью символов: а, у, и, ы, о. (работа символами - выложить в

определенной последовательности и произнести).

Психогимнастика

Приглашаю ребят на свободное пространство группы.

- Ребята, мы сейчас с вами превратимся в тех героев, которые были в нашей сказке и постараемся их изобразить (дети имитируют движения животных: волка, белочки, змейки, зайца, медведя, лошадки).

Дидактическая игра «Собери картинку»

- Скажите, какой герой больше всего понравился? (дети называют).

Предлагаю собрать картинки (разрезные) с героями сказочной истории (дети собирают).

Благодарю детей и взрослых! Дети прощаются с гостями.

Публикации по теме:

Анимация «Символы гласных звуков»Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

Артикуляционная гимнастика — это весело и интересно. Презентация для занятий с детьми. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Земноводные, рептилии
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
НОД по развитию артикуляционной моторики с помощью художественных средств «Сказочные истории» (для детей 3–5 лет)
Опубликовано: 29 апреля 2014 в 09:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки