Анна Карлина
Нестандартное оборудование в работе учителя-логопеда при работе с дошкольниками с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Детские годы – самые важные в жизни человека, а вся жизнь ребенка – игра. Поэтому и процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику – необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Публикация «Нестандартное оборудование в работе учителя-логопеда при работе с дошкольниками с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Не секрет, что в школе у детей начинаются трудности в изучении гуманитарных предметов. Считаю, что это во многом связано с развитием устной речи. Словарный запас очень скудный, дети не достаточно хорошо владеют ножницами, работают с пластилином, и все это из – за того, что плохо развиты пальчики. Особенно это актуально при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Марионилла Максимовна Кольцова — советский, российский физиолог; доктор медицинских наук (1955, профессор (1964); член-корреспондент АПН СССР (с 1968).) пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".
Именно поэтому, я стараюсь как можно больше работать над развитием мелкой моторики рук. Логопедическая работа подразумевает многократное повторение, упражнения в однотипных играх и заданиях, что очень быстро вызывает пресыщение и нежелание заниматься. Поэтому я стараюсь найти различный материал, который мог удовлетворить мои потребности в достижении коррекционных задач и одновременно вызывал желание у воспитанников снова и снова отрабатывать навыки, совершенствуя свою речевую активность.
Дети – логопаты имеют ряд особенностей:
- нарушение звукопроизношения,
- трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков,
-недоразвитие лексико-грамматического строя речи
- встречается неполноценность динамического праксиса,
- слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка.
- отмечается дефицит зрительной и слуховой памяти;
- недостаточный уровень процессов внимания,
- нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения.
И это далеко неполный перечень возможных расстройств.
Хочу поделиться опытом работы с ярким, красочным нетрадиционным материалом, который я использую в своей работе – это конструктор – липучка «Бачемс».
Цели использования данного пособия:
1. Формировать правильный захват шарика кистью руки;
2. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
3. Развивать в ориентировку на плоскости;
4. Работать над дифференциацией цветов;
5. Упражнять в счете;
6. Обогащать словарный запас;
7. Развивать фразовую речь;
8. Развивать внимание, память и мышление;
9. Профилактика дисграфии;
10. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
А так же:
• развитие логического и образного мышления дошкольников; формирование умения действовать по образцу и самостоятельно;
• развитие умения создавать плоскостные и объемные поделки;
• развивать в ориентировку на плоскости;
• профилактика оптико-пространственных нарушений;
Как же можно использовать конструктор липучку в логопедической работе?
Перечень игр с конструктором - липучкой и их описание:
1. Упражнение "Помоги"
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов.
2. Выложи по контуру.
Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
3. Звуко-буквенный анализ слов.
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Шарики – липучки выкладывать под буквами.
Например: МАК
1. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
2. На каком месте находится звук ( :) (в начале, середине, конце)
3. Сколько в слове гласных, сколько согласных?
4. «Волшебный мешочек».
1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка шарик (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
2 вариант. Ребёнок достаёт шарик любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный шарик — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый шарик — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
5. Знакомство с буквой.
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
6. Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из шариков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д. Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом ИК.
7. Развитие счета. "Весёлый счёт". Выложить столькошариков – липучек на столе, сколько:
- У человека носов? - Сколько пальцев на одной руке? на двух? И т. д.
-ласкательным суффиксом. Задание: Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Педагог предлагает эталон разложенных шариков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
«Разноцветные дорожки» Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.
Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.
«Лабиринты». Цель: Развитие пространственных отношений
7. Развитие счета.
"Весёлый счёт"
Выложить столько камешков на столе, сколько:
- У человека носов?
- Сколько пальцев на одной руке? на двух?
- Сколько ушей у собаки?
- Сколько глаз у кошки?
- Сколько крыльев у птицы?
- Сколько ножек у стола? и т. д.
8. Положительный эмоциональный настрой.
Самостоятельные игры. Дети придумывают сюжет сами.
Игра в конструкторы
ризнана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки пробуждают в ребенке чувство прекрасного.