Евгения Верещагина
Нетрадиционная изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из наиболее близких и естественных видов деятельности для дошкольника является изобразительная деятельность.
Отечественные специалисты в области художественной педагогики
Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Г. С. Комарова, Н. И. Сакулина и другие утверждают, что процесс развития мелкой моторики у детей, представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Данные специалисты едины во мнении, что художественная деятельность обеспечивает сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.
Публикация «Нетрадиционная изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
У детей с нарушением интеллекта уже на начальных этапах становления их изобразительной деятельности возникают многочисленные трудности, связанные с особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, общей двигательной неловкостью, а также с низким уровнем социального развития.
Занятия по изобразительной деятельности особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как свойственные для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются и на формировании двигательной основы речи, и на мыслительной деятельности. В процессе работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Кроме того, изобразительная деятельность имеет большое значение и в решении задач эстетического воспитания. Специфика совместной деятельности педагога с детьми изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей с ограниченными возможностями здоровья эмоционально-эстетического отношения к действительности.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с умственной отсталостью указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функции, так и в активизации творческих проявлений.
Специалисты Е. В. Гурье, А. С. Грибоедов, В. П. Кащенко, Н. В. Чехов и, особенно, А. Н. Граборов, подчеркивая коррекционную ценность рисования, лепки, ручного труда для развития ребенка в целом и его познавательной деятельности в частности, – уделяют внимание эмоциональной стороне и развитию мелкой моторики через изобразительную деятельность.
Процесс обучения детей с нарушением интеллекта изодеятельности чаще всего рассматривается как усвоение ими академических форм изображения средствами ручных техник, своеобразие которых проявляется в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных двигательных навыков.
В настоящий момент обоснована возможность и необходимость использования новых, необычных материалов и интересных приёмов изображения в коррекционной работе с детьми нарушением интеллекта.
Опыт многих педагогов показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития, является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детской деятельности. Именно все это реализуется в методике нетрадиционных техник рисования. В этой технике предусматривается создание таких ситуаций, когда дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки и умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т. С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывает множество вариантов занятий по темам педагогам зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так»)».
А в данной методике нет таких шаблонов, вот, в чем главное отличие ее от традиционных методик. Она не создает этих стереотипов. Например, рисовать только на альбомных листах, используя данную технику, ребенок начинает понимать, что для рисования можно выбрать любой листок, это все определяется тем, что предстоит изображать. Разнообразие также присутствует и в материале для рисования, это не только карандаши, фломастеры, краски, а также пластилин, крупы, восковые мелки, туш, мелки, уголь, воск и еще многое другое. Дети учатся использовать в изображении окружающего мира не только кисточку или карандаш, а еще и ниточку, заостренную простую палочку, мыльные пузыри, свечку. Большое разнообразие вносится в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более, сидеть или работать, стоя у столов.
Все это делает занятие не только более интересными, продуктивными и занимательнее для детей, но также обогащает их сенсорный опыт, развивает мелкую моторику. И дети также перестают бояться использовать новые материалы в рисование, и зачастую пропадает нежелание заниматься изобразительной деятельностью.
Нетрадиционные приемы рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Такие приемы позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в собственных силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством.
Чтобы не ограничивать детей в выражении своих впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Использование в детской изобразительной деятельности нетрадиционных приёмов, где не требуется точного владения карандашом, кистью, содействует развитию у детей интереса как к самой деятельности, так и к ее результату. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей с нарушением интеллекта.
В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических, психических, умственных процессов и на всё развитие ребёнка в целом.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности привлекают своей простотой и доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Стребелева Е. А., Екжанова Е. А. подчеркивают, что важно сформировать у детей различные виды хватания, удерживания предметов ("пинцетный", "щипковый", умение оперировать каждой рукой, кистью рук, развить согласованность движений обеих рук, выделить каждый палец в отдельности. Возможности ребенка при целенаправленном обучении существенно расширяются и активизируются.
А главное, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь самым ценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Очень важно, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья начнёт осознавать себя уже в раннем детстве востребованным человеком в обществе.
Таким образом, специфика нетрадиционной изобразительной деятельности позволяет успешно осуществлять коррекционную работу по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук у детей с нарушением интеллекта.