Галия Мовсумова (Айзатова)
Нетрадиционные формы работы с детьми по здоровьесбережению
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы работы с детьми по здоровьесбережению.
Напомним, что речь теснейшим образом взаимосвязана с другими сторонами психического развития ребенка (Левина Р. Е.). Восприятие, память, внимание, воображение, мышление формируются с прямым участием речи (Выготский Л. С., Лурия А. Р. и др.). Также нам известно, что хорошо развитая речь ребенка — это залог его успешного обучения в школе, усвоение программных требований. Поэтому педагоги дошкольного образования в своей работе стараются использовать самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является самомассаж.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с детьми по здоровьесбережению» размещена в разделах
Что такое самомассаж? Самомассаж — это все виды массажа на самом себе. Выполнять его нужно самостоятельно. Если самомассаж выполнять систематически, то улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.
Для развития речевой функции дошкольников, их оздоровления нами разработан комплекс упражнений самомассажа, который успешно применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Он включает в себя нетрадиционные здоровьесберегающие технологии : Су-Джок терапию, аурикулотерапию, упражнения для развития пальцевой моторики, дыхательные упражнения из оздоровительной системы японского ученого К. Ниши.
Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей, укрепляет здоровье дошкольников.
В своей работе я использую такие методы как:
Актуальность - Су-Джок терапия состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи
— это «метод воздействия на биологически активные точки, расположенные на кистях и стопах («су» — кисть, «джок» — стопа)». И кисти, и стопы — единственные части человеческого тела, для которых такое структурное подобие характерно. Они являются, по мнению автора системы Су Джок, профессора Сеульского Национального Университета Пак Чже Ву, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Главное же заключается в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму ребенка никакого вреда. Оно просто не дает желаемого результата. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу ребенка.
Когда проходят занятия, например лепка, очень легко детям даётся выполнять круговые движения по памяти упражнений Су-Джок.
Актуальность - Хатха-йога- заключается в огромной важности предмета исследования для исправления осанки детей и ее стабильного функционирования, правильное формирование физического здоровья ребенка. Осознание того, что здоровье – самая большая ценность, приходит к человеку иногда слишком поздно. А ведь ещё Сократ сказал: «Здоровье-Это еще не всё, но всё без здоровья – ничего». Основы развития здорового образа жизни закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма. В своей работе я применяю элементы хатхи-йоги адаптированные для детского сада.
- Аурикулотерапия - массаж ушных раковин — необходим детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности ребенка. Массаж около 200 биологически активных точек, которые находятся на ушных раковинах, быстро мобилизует силы организма, в результате чего можно моментально поднять общий тонус нервной системы, снять утомление, «пробудить» к работе все внутренние резервы
Очень важно учитывать то, что развитие мелкой моторики пальцев рук играет положительную роль в формировании и совершенствовании речевой функции (Кольцова М. И., Исенина Е. И., Антакова — Фомина А. В.). Поэтому, работая над формированием и совершенствованием тонкой моторики пальцев рук дошкольников, мы, педагоги, развиваем детскую речь, интеллект, способствуем психофизическому развитию ребенка, а также позволяем снять напряжение, даем ему возможность расслабиться. Интересна система упражнений для самомассажа пальцев и ладонных поверхностей, разработанная японским ученым Йосиро Цуцуми: - массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»; - массаж грецкими орехами; - массаж шестигранными карандашами. Самомассаж всегда начинаем с упражнений над дыханием.
Одним из нетрадиционных методов здоровьесбережения детей дошкольного возраста является работа над правильным дыханием — комплекс дыхательных упражнений, созданных японским ученым, профессором Кацудзо Ниши.