Получи документы

Нетрадиционные методы логопедической работы

Марина Зубарева
Нетрадиционные методы логопедической работы

Нетрадиционные методы логопедической работы

Подготовила учитель-логопед Зубарева М. Л.

Речевая недостаточность у большинства детей с ОНР сопровождается несформированностью отдельных компонентов двигательной, когнитивной, эмоционально-аффективной сфер психической деятельности. Малыш, имеющий нарушения речи, может быть повышенно агрессивным, или наоборот, замкнутым и подавленным. Дети быстро истощаются, становятся невнимательными, теряют интерес к занятиям. Они с трудом овладевают операциями, требующими тонкой моторной дифференциации.

Публикация «Нетрадиционные методы логопедической работы» размещена в разделах

Для успешного преодоления недоразвития речи и других высших психических функций мы должны использовать все возможные методы и приёмы комплексного воздействия.

В настоящее время в логопедической практике особой популярностью стали пользоваться нетрадиционные методики. Это такие направления, как куклотерапия, аква- пескотерапия, сказкотерапия, фито-, арома-, хромо-, музыкотерапия и др. использование компьютерных логопедических программ, нетрадиционные артикуляционные упражнения с ложкой, шариком (Коноваленко).

Учитель-логопед должен владеть знаниями об особенностях использования этих направлений, чтобы грамотно применить в своей работе, рекомендовать родителям, воспитателю, музыкальному руководителю.

ФИТОТЕРАПИЯ

Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для

• восстановления умственной и физической работоспособности

• устранения усталости, вялости, астенического синдрома

• профилактики нарушений мозгового кровообращения

• устранения бессонницы, нервозности

• профилактики и устранения расстройств памяти

• восстановления мышечного тонуса

При спастической форме дизартрии:

- настои из скорлупы кедрового ореха

- настои из цветков календулы

- настой из семян укропа

- отвары донника лекарственного

- ванны из настоя чабреца

- отвар пихтовых веток

При паретичной форме дизартрии:

- настои из женьшеня обыкновенного

- настои из марьина корня

- настои из гречихи посевной

- настои из мордовника обыкновенного

- ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой

Для беспокойных дизартриков рекомендуется

- отвары чертополоха и подмаренника мягкого

Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания:

- отвары зверобоя, ландыша,

- настойки женьшеня

- сок сырой капусты

- втирание масла можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К. А. Семеновой

При неврозоподобном заикании:

- Сбор №1:

Вереск, сушеница, пустырник, язвенник, валериана – по 40 гр. Смесь залить 0,5 ст. кипятка, настаивать 8 часов, процедить и выпить за день в 4-5 приемов перед едой и перед сном.

- Сбор № 2:

Корни чернобыльника, лист мать-и-мачехи, корни синюхи, донник, сирень – по 20 гр. На 1 ст. ложку смеси, 0,5 л. воды, кипятить 5 мин., настаивать 30 мин., выпить за 4 приема за 15-30 мин до еды

АРОМОТЕРАПИЯ

Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настрое-нием человека.

В Японии в фирме «Сумицу» для борьбы с утомляемостью и для повышения производительности труда разработано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:

- при вдыхании лаванды – на 20%

- при вдыхании жасмина – на 30%

- при вдыхании лимона – на 50%

Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса

запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность

эфирное масло чабреца – успокаивает

мята – снимает головную боль и тошноту

длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы – обеспечивает снотворный эффект

эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта – тонизирует

запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей

запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему

запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.

Чтобы проверить действие настойки – несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.

Аромотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:

• замедляют пульс

• увеличивают силу сердечных сокращений,

• способствуют расширению сосудов,

• нормализуют артериальное давление

• стимулируют пищеварение

• улучшают аппетит

• облегчает установление контакта между людьми

• повышают тонус коры головного мозга,

• улучшает обмен веществ,

• стимулируют дыхание и кровообращение

• усиливают внимание

Музыка действует избирательно, в зависимости

от характера произведения

от инструмента, на котором исполняется (игра на флейте влияет на кровообращение, флейта – расслабляет)

Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:

- рецептивной

- активной

- интегративной

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:

музыкопсихотерапия – решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в различных формах – 1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»); 2) музыкально-образная медитация

музыкосоматотерапия – лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма», которые помогают в лечении соматических заболеваний.

Активная музыкотерапия – активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.

Включает следующие виды:

- вокалотерапия – пение (коррекция психоэмоционального состояния, лечебно-оздоровительное воздействие) – обучение основам нижнереберно-диафрагмального дыхания

- кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика

- инструментальная музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах

Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:

- музыкоцветотерапия

- музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она

• подавляет нервную систему

• увеличивает содержание адреналина в крови

Наибольшим возбуждающим воздействием обладает

• музыка Вагнера

• оперетты Оффенбаха

• «Болеро» Равеля

• «Весна священная» Стравинского

• «Каприз № 24» Никколо Паганини

Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

• музыка Франсиса Гойи

• «Времена года» Чайковского

• «Лунная соната» Бетховена

• фонограмма пения птиц

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

- снятие фактора тревожности

- стимуляция двигательных функций

- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей

- растормаживание речевой функции

- развитие чувства ритма, темпа, времени

- развитие мыслительных способностей и фантазии

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков

- нормализация просодической стороны речи

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается

• в музыкальном оформлении игр

• музыкальной релаксации

Музыкальная ритмика используется при лечении

• тиков

• заикания

• нарушений координации

• расторможенности

• моторных стереотипов

• дыхательных нарушений (в т. ч. и речевого выдоха)

• брадилалии и тахилалии

Особенности использования:

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо)

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной)

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно

ХРОМОТЕРАПИЯ

Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции

- вегетативной нервной системы

- эндокринных желез

Синий цвет:

- оказывает успокаивающее воздействие

- расслабляет

- снимает спазмы

- уменьшает головные боли

- понижает аппетит

- стимулирует умственную деятельность

Голубой цвет:

- оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении

Фиолетовый цвет:

- угнетает психические и физиологические процессы

- снижает настроение

Красный цвет:

- активизирует

- повышает физическую работоспособность

- вызывает ощущение теплоты

- стимулирует психические процессы

Зеленый цвет:

- успокаивает

- создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг, зеленовато-голубую воду)

- повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение

Розовый цвет:

- тонизирующее воздействие

Желтый цвет:

- вызывает чувство покоя

- нейтрализует негативные действия

Публикации по теме:

Презентация. «Использование техники мыловарения в обучении школьников с нарушением интеллекта» Использование техники мыловарения как элемент трудового эстетического воспитания. Проблема заключается в том, что дети с нарушением интеллекта.

Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя ДОУ Методические рекомендации. Неотъемлемой частью работы учителя-логопеда логопедического пункта в ДОУ является участие в музыкальных праздниках,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы логопедической работы
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 20:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД