Ильмира Гудова
Нетрадиционные режимные моменты как средство индивидуализации в русле требований ФГОС
И. Р. Гудова
(магистрант 2 курса, направление 44.04.01 Педагогическое образование, «Управление инновационным развитием дошкольной образовательной организации», институт дополнительного образования, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)
НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ КАК
СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В РУСЛЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
Публикация «Нетрадиционные режимные моменты как средство индивидуализации в русле требований ФГОС» размещена в разделах
- Режимные моменты в детском саду
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В статье описаны разработка и практическое применение в ДОУ нетрадиционных ре-жимных моментов (на примере РМ «Приветствие» и «Новости») как средства индивидуали-зации в русле требований ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста.
Нетрадиционные режимные моменты, приветствие, новости, индивидуальность.
Еще два-три десятилетия назад нас учили не демонстрировать свои та-ланты и способности, жить скромно, тактично и сдержанно. Сейчас понятия «карьера», «компетентность», «креативность» вошли в нашу жизнь вместе с понятием «конкурентоспособность», и чтобы достичь успеха, нужно быть инициативным, уверенным в себе, умеющим ставить цели и их достигать. Следствие такого подхода – появление тренингов «успешности», курсов «будущих лидеров», семинары «креативной самореализации», на которых взрослые люди стремятся «не отстать», «переучиться».
В отличие от взрослых, детям не нужно переучиваться, им нужно помочь научиться, поэтому индивидуализация (обособление, выделение одного из ряда других) проходит «белой нитью» сквозь современное дошкольное образование.
Согласно ФГОС ДО условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей посредством :
1. создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
2. создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
3. недирективной помощи детям, поддержки детской инициативы и са-мостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д., в том числе в таких режимных моментах, как «Приветствие» и «Новости».
Приветствием называют жест, слово, словосочетание, письменное послание (и их совмещение) или иной ритуал для вступления в контакт с другим человеком (с группой людей). Посредством приветствия демонстрируется отношение к тому человеку, кого приветствуют. Его формы зависят от культуры, времени и моды. Данный режимный момент прост и уникален, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все образовательные области.
Новостью называют оперативное информационное сообщение о событиях, произошедших недавно или происходящих в данный момент. Организационно у детей это происходит следующим образом: на общем сборе в понедельник дети делятся впечатлениями о проведенных выходных, ребят практически не нужно мотивировать или каким-то образом побуждать к действию, они достаточно активны и охотно делятся своими новостями.
Мы предлагаем использовать следующую классификацию новостей:
1. Новости выходного дня. Рассказываются детьми в понедельник. Дети делятся друг с другом и с воспитателем о том, как они провели выходные.
2. Тематические новости. Эти новости зависят от темы, интересующей детей в данный момент времени. Это может быть не только тема, которая реализуется в группе, но и просто интересный для данного ребенка вопрос.
3. Ситуативные новости (экстренные). Это новости спонтанные. Данный вид новостей относится к конкретной ситуации, произошедшей в группе, в саду, дома, в городе, на даче и т. п. Дети их называют «экстренные новости».
4. Новости-планы. Новости-планы рассказываются в пятницу, начинаются с вопроса воспитателя: «Ребята, а какие у вас планы на выходные? Чем бы вы хотели заняться?». С помощью этих средств мы учим детей планировать, ставить цель, желать её достичь и, в конечном счете, добиваться.
Во всех случаях мы с коллегами стараемся зафиксировать детские новости, особенно новости выходного дня и новости-планы. Это показывает, кто может реализовать запланированное, а кто нет, и почему так произошло. Данный режимный момент также решает задачи по пяти образовательным областям.
Реализация нетрадиционных режимных моментов дает ребенку чувство значимости, в результате чего он отличает себя от других субъектов, осознает себя, т. е. начинает понимать «кто я?», «какой я?», у него формируется личностное восприятие и уважение к себе и окружающим. Именно поэтому необходимо создавать условия и возможности для каждого ребенка беспрепятственно высказывать своё сообщение, мнение.