Евгения Гойзенштейн
Нетрадиционные способы рисования. Из опыта работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные виды рисования» из опыта работы воспитателя
Гойзенштейн Евгении Ильиничны
Нетрадиционное рисование подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными (привычными) в педагогической практике образовательных учреждений. Безусловно, при выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития детей.
Публикация «Нетрадиционные способы рисования, Из опыта работы воспитателя» размещена в разделах
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия, они получают знания о том, что рисовать можно не только красками, карандашами или фломастерами. Оказывается рисовать можно подкрашенной мыльной пеной, свечой, восковыми мелками, клеем, при этом используя ватные палочки, поролон, жесткие кисти, различные штампы и т. п. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаг, в том числе с цветным клейстером, методом набрызга (напыления, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле, учатся работать кистью, карандашом, стекой. Также пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцам, кулаком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревочек, полых трубочек) и природного материала (листьев, цветов) и т. п.
Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда нет слов, а есть возможность нарушать правила использования некоторых материалов (а вот пальчиком да в краску). Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в себя и свои возможности, внутренней гармонии с собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые становятся богаче, полнее и ярче. Все необычное привлекает детей, у них появляется познавательный интерес. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует у дошкольников положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с рисованием, способствует ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Ребята меньше утомляются, у них сохраняются активность и работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение задания.
Особое внимание следует уделять организации специального места для рисования и размещения оборудования и материалов. К шкафам и полкам с необходимыми материалами необходимо обеспечить свободный доступ.
В уголке для изобразительной деятельности должны быть:
бумага разной фактуры, цвета и формата, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель, инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые, с различным по жесткости ворсом, полоски бумаги и картона, печатки, шаблоны, розетки для краски, баночки для воды, салфетки, палитра, а также материалы и оборудование, позволяющие детям использовать в своих работах смешанные техники.
В уголке для рисования находятся и папки с репродукциями картин, иллюстрациями к рассказам и сказкам, предметными и сюжетными картинками. Отдельно оформляются папки с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.
Нетрадиционные техники рисования
Существует много нетрадиционных техник рисования, все они позволяют быстро достичь желаемого результата. Дети с интересом рисуют пальчиками, ладошками, получают интересные и забавные рисунки из клякс.
Дети с ОНР очень ранимы, обидчивы, их настроение часто меняется. Поэтому в работе с такими детьми я придерживаюсь принципа «главное — процесс, а не результат», ведь именно сам процесс доставляет детям удовольствие, позволяет им работать спокойно и расслабленно. А оценку детским работам, несмотря на результат, мы даем всегда положительную.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками начинаем с наиболее простых и доступных. Это рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Затем знакомим детей с более сложными техниками: оттиском поролоном и печатками из ластика, рисованием восковыми мелками и акварелью, свечой и акварелью, отпечатками листьев и рисунками ладошками.
В завершении помогаем детям освоить еще более трудные техники изображения: кляксографию обычную и с трубочкой, монотипию предметную, печать по трафарету.
Расскажем подробнее о каждой из названных техник,
Рисование пальчиками
Опускаем в гуашь палец и наносим точки, пятнышки на бумагу. На каждый палец набираем краску разного цвета.
Оттиск печатками из картофеля
К штемпельной подушечке с краской прижимаем печатку и наносим оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняем и подушечку, и печатку.
Тычок жесткой полусухой кистью
Опускаем в гуашь кисть и ударяем ею по бумаге, держа вертикально. Таким образом заполняем весь лист, контур или шаблон. При работе кисть в воду не опускаем. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
Оттиск поролоном
Прижимаем поролон к штемпельной душечке с краской и наносим оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняем и подушечку, и поролон.
Оттиск печатками из ластика
Прижимаем печатку к штемпельной подушечке с краской и наносим оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняем и подушечку, и печатку.
Восковые мелки + акварель
Восковыми мелками выполняем рисунок на белой бумаге. Затем закрашиваем лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, выполненный мелками, остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Свечой выполняем рисунок на белой бумаге. Затем закрашиваем весь лист акварелью в один или несколько тов. Рисунок, выполненный свечой, остается белым.
Отпечатки листьев
Лист дерева или кустарника покрываем красками разных цветов, прикладываем окрашенной стороной к листу бумаги для получения отпечатка. Каждый раз берем новый лист. Затем можно дорисовать недостающие детали.
Рисунки из ладошки
Растопырив пальчики, ребенок прибывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Затем дорисовывает необходимые детали и зашивает рисунок красками.
Кляксография с трубочкой
Пластиковой ложечкой зачерпываем краску и выливаем на лист бумаги — получается небольшое пятно. Затем на пятно дуем из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.
Кляксография обычная
Пластиковой ложечкой зачерпываем краску и выливаем на лист бумаги — получаются пятна, расположенные в произвольном порядке. Затем накрываем лист другим листом и прижимаем (можно согнуть первый лист пополам, на одну половину капнуть гуашь, а другой половиной прикрыть). Затем снимаем верхний лист, рассматриваем полученное изображение и определяем, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываем.
Монотипия предметная
Лист бумаги складываем вдвое и на одной его половине рисуем половину изображаемого предмета. Нарисовав часть предмета, пока не высохла краска, лист снова складываем пополам — для получения отпечатка. Недостающие детали дорисовываем.
Печать по трафарету
Печатку или поролоновый тампон прижимаем к штемпельной подушечке с краской и с помощью трафарета наносим оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняем инструменты.
Рисование под музыку
Дети прослушивают музыкальное произведение. Затем педагог предлагает им «нарисовать услышанную музыку» и придумать название своему рисунку.
Рисование ладонью
Разведенную водой гуашь наливаем в блюдце. Ладонь с широко расставленными пальцами опускаем в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги. Недостающие детали дорисовываем.
Существуют еще более сложные техники — рисование с помощью соли, граттаж, рисование по кругу и т. п. У детей с ОНР рисование с их применением вызывает затруднения, поэтому эти техники используются в работе нечасто и индивидуально.