Получи документы

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство всестороннего развития детей с ограниченными возможностями

Ирина Тощева
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство всестороннего развития детей с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

В последние годы повышенный интерес педагогов, психологов и всего общества в целом направлен на воспитание детей с особыми образовательными потребностями. Активно ведётся поиск эффективных средств формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей.

Публикация «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство всестороннего развития детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах

Актуальным и перспективным направлением коррекционно-педагогической работы с аномальными детьми является использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности, как средство всестороннего развития ребёнка.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности, она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции [3].

Именно в дошкольном возрасте, более чем когда – либо, изобразительная деятельность оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и его личность в целом. Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволяет широко использовать её в качестве действенного средства коррекции недостатков психики аномального ребенка.

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ОВЗ важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. К сожалению, на занятиях нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их высокая коррекционная значимость.

Между тем применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними[4].

Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения.

Как известно, дети с ОВЗ часто копируют образец, предъявленный им.

Нетрадиционные техники изображения не позволяют детям просто копировать образец, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности[2].

Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

У детей развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия[5].

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской или пластилином, боязнь не справиться с процессом.

Изобразительная деятельность также тесно связана с познанием окружающей действительности. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах и способах действия с ними.

Дети узнают, что рисовать можно, как красками, карандашами, фломастерами, так и ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, использовать для рисования и аппликации разные штампы и сухие листья. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твердость, вязкость. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности[2].

Многолетняя практика педагогов образовательных учреждений показала, что нетрадиционные техники способствуют правильному формированию у детей мелких, точных и координированных движений, которые впоследствии облегчают овладение навыками работы с кистью, карандашами, фломастерами и ножницами.

Регулярное использование нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельности, способствует более точному формированию сенсорных представлений, таких как цвет, форма, величина, ориентировка на листе бумаги, так как многократное повторение материала в разных видах деятельности значительно облегчает детям запоминание и перенос усвоенных знаний[5].

Педагоги отмечают динамику в развитии детей : во время занятий преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипов, аффективных вспышек; внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У детей успешно формируются сенсорные эталоны цвета, формы и величины. Показательны успехи детей в речевой функции : повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь; дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности. Положительная эмоциональная реакция детей в процессе деятельности позволяет довести им свою работу до конца.

Перечень техник, наиболее актуальных в работе с проблемными детьми:

1. Монотипия

2. печатание листьями

3. пальчиковое рисование, рисование ладонью, кулаком, ребром ладони

4. рисование песком, солью, манкой

5. рисование ватной палочкой

6. объемная аппликация

7. аппликация из крученых салфеток

8. рисование картофельными штампами

9. рисование по трафарету с помощью валика или поролоновой губки

10. аппликация из пуговиц и многие другие.

Исходя из выше изложенного материала, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных художественных техник на занятиях по изобразительной деятельности весьма перспективное направление в работе с детьми с множественными проблемами развития.

Литература:

1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. - М. : Просвещение, 1982.

3. Гризик Т. И. Маленький помощник: пособие для подготовки руки к письму. - М. : Просвещение, 2005.

4. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб. : Сотис, 2002.

5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2005.

6. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство всестороннего развития детей с ограниченными возможностями
Опубликовано: 18 декабря 2014 в 07:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство всестороннего развития детей с ограниченными возможностями» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Тощева (УИ 287972) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД