Мария Садовая
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник для детей 8–15 лет «Натюрморт»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса у несовершеннолетних к изобразительной деятельности при помощи нетрадиционных техник рисования. Создание условий для художественно-эстетического развития.
Задачи:
- закрепить и обогатить знания о нетрадиционных техниках рисования;
- обогатить и расширить художественный опыт воспитанников;
- продолжить развивать воображение, фантазию;
- развить познавательный интерес, творческую активность и способность применения теоретического материала на практике;
Публикация «Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник для детей 8–15 лет „Натюрморт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
- развивать коммуникационные навыки;
- пробудить детей экспериментировать;
- обогатить словарный запас.
Материалы для занятия: презентация, распечатанные названия техник рисования, распечатанные цифры от 1 до 10, натюрморт, мольберт.
Оборудование и материалы практической части: бумага формата А3, карандаш, ластик, гуашь, трафарет вазы, кисти, палитра, стаканчик, полиэтиленовый пакет, коктейльные трубочки, влажные салфетки.
Ход занятия:
- Добрый день! Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. А вот вопрос - чем же оно необычное? Сегодня мы поговорим о нетрадиционных техниках рисования. Как вы думаете, что же это такое. Нетрадиционные техники рисования – это рисование необычными материалами и способами. Как вы думаете, чем можно еще рисовать помимо кисточки? (ответы детей) Рисовать можно ладошками, пальчиками, листьями, нитками, поролоном, солью и многим другим.
- Я вам предлагаю поиграть в игру. На слайде изображены рисунки, которые выполнены в разных нетрадиционных техниках рисования. Вам нужно определить, в какой технике выполнен каждый рисунок. Многие техники вам уже знакомы, их вы определите без труда, но есть те техники, которые вам не знакомы. Вам нужно посовещаться и определить ее название. На магнитной доске написаны 10 цифр, которые соответствуют порядку рисунков, а на столе разделены названия техник. Нужно при помощи магнита поместить названия напротив цифры.
1. Пальчиковое рисование;
2. Кляксография;
3. Монотипия;
4. Рисование пеной;
5. Фроттаж;
6. Рисование зубной щёткой;
7. Эбру;
8. Граттаж;
9. Ниткография;
10. Рисование вилкой.
Дети выполняют задание. После идет исправление ошибок, если они имеются и объяснения техник, которые незнакомы детям.
1. Пальчиковое рисование. При помощи пальчиков, ладошек и красок можно ставить точки и отпечатки разного размера, которые превращаются в животных, деревья, фрукты и т. д.
2. Кляксография. Для кляксографии нужно развести воду с гуашью в пропорции 1:1, нанести жидкую кляксу на бумагу и дуть на нее при помощи трубочки. Клякса будет передвигаться, оставляя след из краски.
3. Монотипия. Для техники монотипия нужно нанести рисунок на одну половину листа густым слоем гуаши или акварелью, после чего нужно сложить лист пополам. Получится практически симметричный узор.
4. Рисование пеной. Для этой техники нужно в стакане перемешать жидкое мыло, воду и краски. При помощи трубочки нужно дуть в стаканчик, где пена начнет переливаться, оставляя разноцветные следы на бумаге. Уже перелившуюся пену тоже можно направлять трубочкой, чтобы получались пенные дорожки.
5. Фроттаж. Для выполнения рисунка понадобится карандаш, лист бумаги и рельефная поверхность, например, монеты, листья деревьев и т. д. Нужно положить рельефный предмет на стол, сверху накрыть ее бумагой и начать штриховать выпуклое место карандашом.
6. Рисование зубной щеткой. Щетиной можно нарисовать лапы, ели, шерсть или иголки животных, перо и т. д. Нужно просто провести всей площадью щетки от центра к краю, интенсивность цвета при этом будет слабеть.
7. Эбру. Работа заключается в том, что на поверхность воды наносят специальные краски, управляя цветом при помощи палочки, после прислонить лист бумаги к рисунку на воде. Таким образом, изображение будет перенесено с воды на бумагу.
8. Граттаж. Для выполнения рисунка нужно закрасить все поверхность листа разноцветными пятнами. После натереть рисунок парафиновой свечой, закрасить плотным слоем черной гуаши с добавлением жидкого мыла. После высыхания при помощи палочки с острым концом процарапать рисунок.
9. Ниткография. Для выполнения работы нужна нитка разной толщены которую пропитывают краской. Далее нить укладывают на лист бумаги, а сверху сгибают вторую половину листа. При отпечатывании нужно немного потянуть за нитку, чтобы она оставила размазанный след.
10. Рисование вилкой. При рисовании на вилку наносят краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву, забор, цветы, ежика.
- Молодцы! Все справились с заданием! Сегодня мы с вами вспомнили и изучили лишь малую часть техник рисования, а их еще очень много. Все они очень интересные и необычные. И сегодня мы будем рисовать при помощи нетрадиционных техник рисования «Натюрморт».
- Давайте с вами сначала разберемся, что же такое «Натюрморт». (ответы детей) Натюрморт – это в дословном переводе с французского «мертвая натура», т. е. изображение неодушевленных предметов (домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и т. д.). Перед вами стоит натюрморт, который мы будем рисовать. Посмотрите на него и расскажите, что в него входит (ответы детей).
- Правильно! В него входит ваза с цветами и фрукты. Натюрморт у нас будет – декоративный.
- Сегодня мы будем рисовать как настоящие художники – на мольберте. Мольберт – это инструмент, на котором размещается работа художника.
Практическая часть:
- Давайте займем свои рабочие места и приступим к выполнению задания. Работу мы сначала начнем с определения середины стола. При помощи простого карандаша проводим прямую линию ниже середины листа. После определения середины листа мы приступаем к выполнению вазы. Давайте посмотрим, в какой цветовой гамме выполнена ваза? (ответы детей) При помощи простой губки для посуды и заранее подготовленного трафарета мы легко повторим орнамент на вазе. Прикладываем трафарет на лист, закрепляем его при помощи бумажного скотча и мазками красного, белого, желтого и оранжевого цветов заполняем вазу. После выполнения мазков убираем трафарет и по необходимости при помощи кисти дорабатываем контур. Молодцы! Все справляетесь!
- Как только закончили выполнение вазы приступаем к фону. Фон на натюрморте называется – драпировка. Также при помощи губки для посуды заполняем большими мазками весь фон. Верхняя часть будет светлее, чем нижняя часть стола. Драпировку заполняем синим и фиолетовым цветом.
- Ребята, давайте с вами разомнемся, пока наша работа подсыхает. Разминку, которую мы будем выполнять, проводят в художественных академиях.
Физкультминутка
Растираем ладони в течение минуты, после встряхиваем руки.
Далее сжимаем и разжимаем пальцы десять раз.
Дальше вращение суставами (кулачками) десять раз в каждую сторону.
Встряхиваем руки.
Вытягиваем руки и давим ладонью правой руки на пальцы левой руки, после меняем руки.
Встряхиваем руки.
- Молодцы! Теперь приступаем к выполнению букета. В букете собраны розы и хризантемы. Розы мы будем рисовать при помощи простого пакета. Надуваем пакет и закрепляем его, так что бы у нас получился надутым один край. Далее наносим краски по кругу, чередуя красный и розовый цвета. Теперь можно штамповать розы прикладывая их к листу бумаги. Хризантемы выполняем при помощи коктейльной трубочки. Кончик трубочки нарезаем равной толщины полоски, отгибаем их в стороны и обмакиваем в краску. После прикладываем их несколько раз к рисунку и получаются цветы. Как выполнили цветы нужно нарисовать стебли и листья зеленым, коричневым и желтым цветами. Молодцы! У всех все получилось.
- Теперь можно приступать к фруктам. В натюрморте у нас половинки апельсина. Рисовать мы будем также при помощи простого пакета и кисти. Сначала нам нужно завязать узелок на дне пакета, вывернуть его на другую сторону, надуть и закрепить. Затем наносим на пакет краску желтого цвета по кругу и отпечатываем его на листе. После кистью рисуем альбедо – это белый губчатый слой кожуры цитрусовых. Внутри апельсина также прорисовываем прожилки и семечки белым цветом. А теперь рисуем оранжевую кожуру апельсинов. Что бы придать картине глубины прорисуем тень под каждым предметом при помощи синего и черного цветов.
Подведение итогов:
- Ну, вот наша работа готова! Посмотрите, какой прекрасный натюрморт у нас получился. Ребята, давайте вспомним, что же мы сегодня нового узнали. Какие существую нетрадиционные техники рисования? Что мы сегодня рисовали? Как называется инструмент, на котором размещаются рисунки художника? Как называется ткань, которая находится в натюрморте? Что для вас самое интересное было на занятии? (ответы детей) Молодцы! Понравилась ли вам быть настоящими художниками? (ответ детей) Мне тоже очень понравилось!
- И наше занятие мне бы хотелось закончить цитатой знаменитого художника Ральф Уолдо Эмерсона «Каждый художник сначала был любителем».
Спасибо за занятие!