Татьяна Савченко
НОД «Как звери и птицы проводят зиму в лесу» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Как звери и птицы проводят зиму в лесу»
Цель: Расширять, углублять и систематизировать знания детей о зимовке диких животных, птиц. Учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в жизни животных и условиями их обитания; развивать связную диалогическую речь, умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
Задачи:
Обучающие: формировать у детей представление о жизни животных и птиц в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Публикация «НОД „Как звери и птицы проводят зиму в лесу“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие задачи: учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ) и наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением диких животных, следы животных, Дидактическая игра «2 белочки», маски для 2-белочек, фишки
Ход НОД
I. Вводная часть
Дети садятся полукругом проигрывается видео Маша и Медведь «Следы животных»
II. Основная часть:
Воспитатель: ребята, сегодня я хочу с вами совершим увлекательное путешествие в лес. Но прежде чем мы с вами пойдем, послушайте стихотворение А. С. Пушкина
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Берега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Воспитатель: Так в какой же лес мы с вами отправимся? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес. Дети вы любите зиму? (ответы детей) А за что вы её любите? (ответы детей) А как вы думаете, животные и птицы в лесу, рады проказам матушки-зимы? (Я думаю что не все звери и птицы рады зиме.)
На доске появляется картина «Зимний лес».
Воспитатель: Застыл зимний заснеженный лес, будто околдован чародейкою зимой. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть разные узоры следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу сможет определить, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. (Лучше всех в следах разбираются охотники, и следопыты) А вы хотите по следам определить, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу. Ну тогда пошли.
Пальчиковая гимнастика.
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису-
Их зимой найдешь в лесу.
Воспитатель: А вот и первые следы! Чьи они? Кто же здесь пробежал. Давайте посмотрим, куда они нас приведут.
(За стульями, на которых сидели дети выложены следы. Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит картинка с изображением зайца)
Воспитатель: Кто это? Ребята, как вы думаете, легко ли зайчику зимой в лесу? (ответы детей.)
Дети: Зайцу зимой в лесу приходиться трудно
Воспитатель: Почему?
Дети: У зайца нет своего домика где он мог бы спрятаться от сильных морозов и своих врагов
Воспитатель: Почему зимой заяц белый?
Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.
Воспитатель: А у зайца есть враги? Кто они? И как он от них спасается?
Дети: Враги у зайца волк, лиса, сова От них он спасается бегством стараясь запутать свои следы.
Воспитатель А ещё почему ему трудно в лесу зимой?
Дети: Ему трудно находить еду, если снега мало он может разрыть его лапкой и найти травку, а если много снега ему не разгрести тогда он грызёт кору молодых веток.
Воспитатель: Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думает хитрить, он просто всего боится.
Воспитатель. Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел.
(Дети прыгают с продвижением вперед.)
Воспитатель: Молодцы! А вот еще чьи- то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это?
(Дети идут дальше по следам. Воспитатель показывает картинку с изображением белки.)
Воспитатель: кто из вас знает, как белочка зимует? (1. белке не страшна зима
У неё как и у зайца тёплая шубка. 2. ей не страшен голод так как она делает с осени запасы 3. У белки есть свой домик дупло где она прячется от сильных морозов)
Воспитатель: белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же, как и зайцу, помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток в своём домике. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.
Дидактическая игра: «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов лежат на столе).
Воспитатель. Молодцы! Белочек накормили, давайте двигаться дальше. Вот ещё следы. Посмотрите какие. Интересно, чьи они. (ответы детей) Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса? (1У лисы тёплая шуба 2. Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору.)
Воспитатель: Что помогает лисе выискивать добычу?
Дети: Хороший слух и нюх.
Воспитатель: Чем питается лиса?
Дети: Мелкими зверями, птицами.
Воспитатель: А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз. Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же, как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой. У Волков с лисами похожие следы. Их называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.
Воспитатель. А здесь еще чьи-то следы. Интересно кому они принадлежат, рассмотрим их.
Дети идут дальше по следам и приходят к изображению лося. (ответ детей.)
Воспитатель: Кто это? Правильно, это лось. А как зимуют лоси? (они бродят по лесу в поисках корма, раскапывает под снегом сухую траву, обедает тонкие ветки с кустарников и деревьев.)
Чуть копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. лоси не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев
Давайте продолжим наше путешествие. Здесь еще чьи-то следы. Кто это? (ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, это птицы. Как птицам живётся зимой
Дети: 1Трудно живется птицам в зимнем лесу холодно и голодно
2 Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться
3 на помощь животным и птицам приходят люди – лесники.
Воспитатель: Как лесники помогают лосям? .
Дети: Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают веники берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки.
А теперь давайте продолжим нашу беседу, удобно располагайтесь на своих местах.
Физкультурная минутка
«Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа-березка в шубке стоит,
Слева -елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Дети садятся на стульчики. На доске появляется берлога медведя в заснеженном лесу.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на картину. Что же это за сугроб в лесу? Кто догадался,? (это берлога там спит медведь) :
Воспитатель: Почему медведь зимой спит?
Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание
Воспитатель: Правильно, это берлога медведя. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой? (ответ детей)
Воспитатель: Правильно это ежики, суслики, еноты, барсуки, сурки. Трудно зверям и птицам зимой в лесу.
III. Заключительная часть:
Рефлексия.
На доске появляется картинка: «Зимний лес»
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали? Что мы видели в зимнем лесу? (видели следы разных животных). Давайте еще раз вспомним, следы каких животных и птиц мы сегодня встретили? А кому вы хотели бы рассказать о следах животных, и их жизни зимой в лесу.
Появляются картинки со следами животных
Воспитатель: Сегодня мне было очень приятно с вами работать и в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить фотографии следов различных животных. Надеюсь, вы с ними как следует ознакомитесь и станете настоящими следопытами.