Конспект НОД «Малые фольклорные формы»

Оксана Тливасова
Конспект НОД «Малые фольклорные формы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Солнышко» городского поселения Терек»

Непосредственно- образовательная деятельность

в подготовительной группе «А»

по художественной литературе:

«Малые фольклорные формы»

Воспитатель:

Тливасова О. Н.

ГП Терек

Тема: «Малые фольклорные формы»

Цели:

Образовательные:

Уточнить представления детей о жанровых особенностях. Назначений пословиц, поговорок, потешек, загадок.

Развивающие:

1. Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений.

2. Способствовать развитию образной речи детей средствами малых форм фольклора.

3. Совершенствовать и активизировать словарь детей. Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление.

4. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и игр.

5. Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи.

2. Воспитывать любовь и уважение к обычаям и традициям своего народа.

Методы, используемые на занятии: художественное слово, игра.

Методические приемы:

словесные – речевой образец, рассказ, вопросы, повторение; наглядные;

игровые приемы – сюрпризный момент; использование технических средств.

Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок, потешек, загадок, частушек с детьми.

Продолжительность: 30 минут

Материалы: Петрушка, русские народные костюмы, обруч с лентами, презентация.

Оборудование: уголок в группе, оформленный под ярмарку: матрешки, деревянные ложки, самовар с баранками и тульскими пряниками.

Словарная работа: люд честной, ярмарка, скоморох.

Занятие состоит из 12 частей.

Ход:

1. Воспитатель зазывает детей:

Собирайтесь, гости дорогие, старые да малые!

Весь люд честной в наш дом большой,

С песнями да плясками, с играми да сказками.

Под исполнение русской народной мелодии входят в группу дети:

– Проходите, добры молодцы да красны девицы.

Дети: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются и кланяются)

Психогимнастика

-Я вижу ваши сверкающие глаза, приподнятое настроение, доброжелательные улыбки…

- А я желаю вам, чтобы улыбки озаряли не только ваши лица, но и дела, поступки, мысли.

Утро сегодня выдалось ясное. Настроение у всех замечательное. Поприветствуем начало нового дня!

Пальчиковая гимнастика «Утречко»

2. Вбегает Петрушка (воспитатель).

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я услышал задорную, весёлую песню и прибежал сюда к вам! Она мне очень нравится. Ведь я всегда на народных гуляньях пою песни, рассказываю потешки, прибаутки, небылицы. А эти народные гулянья бывают на ярмарке. Я вас туда и приглашаю. Но я сегодня не буду выступать, я буду смотреть, как вы выступаете.

Ребята, а что же такое ярмарка?

Ярмарка- это большой праздничный базар, там не только продают и покупают товары, но еще смотрят представления веселых скоморохов, бродячих музыкантов, катаются на карусели и играют в народные игры.

Сегодня, ребята, мы с вами будем путешествовать по необычной, удивительной стране, а как называется эта страна, вы узнаете если отгадайте мою загадку.

Он знаком вам с детских лет,

В нем есть чудо, есть и смех.

Он смекалка, мудрость он.

В нем найдет себя любой,

Хоть певец он иль танцор,

Есть другие жанры в нем.

Вы узнаете его

Очень быстро и легко.

Это же, конечно, он:

Детский, близкий вам …

- А что такое ФОЛЬКЛОР?

(Фольклор- это устное народное творчество.)

Воспитатель: А что входит в устное народное творчество?

Дети: Пословицы, потешки, считалки, поговорки, частушки, загадки, пестушки, скороговорки, небылицы, дразнилки, заклички.

Воспитатель: Путешествуя по удивительной стране «Фольклор», мы побываем в разных городах. А на остановках мы будем отдыхать, играя в разные подвижные игры, т. е. забавляться.

3. Воспитатель:

1. И первая наша остановка будет в городе Пословица. Но для того, чтобы нам войти в этот город, необходимо вспомнить пословицы.

В народе говорят: “Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли”.

Ребята, а еда без соли бывает вкусная?

Дети: Нет, еда без соли невкусная.

«Что за золото пословицы русские!»- говорил А. С. Пушкин.

В: Что же такое пословица?

Д: Пословица- это жанр устного народного творчества, короткое, мудрое выражение с поучительным смыслом.

В: Молодцы, ребята, правильно.

- А пословицы вы какие-нибудь знаете? Назовите.

1. Гъатхэм жеяр,бжьыхьэм магъыж.

2. Готовь сани летом, а телегу – зимой.

3. Гъэм и зы махуэм,щIымахуэм уегъашхэ.

4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Молодцы, ребята, очень много пословиц вы знаете.

Вот мы все знаем пословицы. Но пословицы – это не просто наша речь. Пословицы ловко, красиво построены, они советуют, поучают, наставляют, предупреждают. Существует много пословиц на разные темы. В пословицах выражен характер народа, его ум, наблюдение над жизнью.

Объясните смысл пословиц

1. Один за всех, все за одного.

(Эта пословица о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу, они поддерживают друг друга в беде.)

2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

(Перед тем, как что- то сделать, нужно подумать, все взвесить, просчитать возможные ошибки и результаты. Тогда и дело пойдет хорошо.)

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

(Эта пословица о том, что хорошо иметь много друзей, дружба дороже денег, богатства.)

Игра «Узнай пословицу по картинке».?

3. Потешка – это жанр фольклора, веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали, забавляли детей.

-Давайте вместе и вспомним про Сороку-белобоку, которая кашу варила.

– А вы помните, из чего кашу варят? Давайте проверим, а заодно и отдохнем.

5. Физминутка

– Если я назову продукт, который нужен для приготовления каши, вы хлопните в ладоши и говорите да, а если нет, то потопаете и говорите нет.

– Да, славная кашка получилась!

6.-Молодцы. Мы можем следовать дальше. Рядом с городом Потешек расположился ещё один замечательный городок Поговорка. И здесь ребята вы должны также пройти испытание – выполнить задание: закончить поговорку.

1. Нэр плъызмэ,хьэщIэ къокIуэ.

2. Вставлять палки (в колёса)

3. Делать из мухи (слона).

4. Не видать, как своих (ушей).

5. Обвести вокруг (пальца)

6. Джэду къэбгъафэмэ,уэлбанэ мэхъу.

7. Друзья познаются в (беде).

-Молодцы, ребята!

7. Остановка «Считалка»

– А что такое считалка, как думаете?

- Это жанр устного народного творчества, короткие стихи, для выбора ведущего или распределения ролей в игре.

Кто знает считалки?

8. А теперь отправляемся дальше. И следующая наша остановка -это город Частушка.

- Ребята, а что такое частушки?

Частушки- это жанр устного народного творчества, короткая веселая песенка.

(девочки и мальчики поют ч а с т у ш к и)

- Ребята, посмотрите на их нарядные костюмы. Это сарафаны у девочек и рубахи у мальчиков. Это русские народные костюмы.

- У каждого народа есть свои национальные костюмы. У нас, костюм кабардинцев, тоже есть очень красивый национальный костюм, который называется адыгэ фащэ. Вот посмотрите. Это женский национальный костюм, а это мужской национальный костюм.

9. Остановка «Сказка». А дальше мы попадаем в наш любимый городок. Как называется этот городок? Этот городок называется Сказка.

Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Они переходили от дедов и бабушек к внукам, а от них к их внукам. Сказку любили, её любят и сегодня.

1).Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста?Жениться охота!

А вот и невеста,глаза на макушке.

Невесту зовут (Царевна-лягушка)

2).О какой сказке идёт речь?

Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль)

3). Лисий дом был изо льда.

Солнце вышло — вмиг вода.

Из домишки лубяного

Лиска выгнала косого.

Эта сказка вам знакома?

Кто лису прогнал из дома? (Заюшкина избушка)

10. Остановка «Скороговорка»

Впереди у нас веселый городок. Его жители не работают, а с утра до вечера без умолку говорят. Этот городок называется Скороговорка.

А что такое скороговорка?

Скороговорка- это жанр устного народного творчества, стихотворение, в котором собраны труднопроизносимые слова.

Игра “Скажи правильно и быстро”

У Сашки в кармашке шишки да шашки.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Зазэ и зэзыр зэзэмызэ мэуз.

Зазэ и зэзыр зэзэмызэ мэуз.

11. Остановка «Загадка»

- А теперь я предлагаю вам в город загадок заглянуть.

- Ребята, а что такое загадка?

Загадка- это жанр устного народного творчества, выражение, которое нуждается в разгадке.

1. Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья. (Осень)

2. Белое одеяло

Землю одевало

Солнце припекло

Одеяло убежало. (Снег)

Зи пкъыр щIым щIэлъу,

Зи щхьэцыр дунейм телъ. (Пхъы)

Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями.

12. Обобщение

-Где мы побывали сегодня? (На ярмарке.)

- Как одним словом можно назвать эти формы устного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость».

Петрушка: Но я не отпущу вас без подарка. Ведь дети с ярмарки никогда не возвращались с пустыми руками. И здесь на нашей ярмарке для нас приготовили сладкие угощения.

Посмотрите - (раздаю детям петушков на палочке).

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-raionomu-otkrytomu-zanjatiyu_b2hop.ppt | 19702 Кб | Скачан: 6
 
Публикации по теме:

Детский фольклор. Малые фольклорные формы Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения. Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект занятия в средней группе «Малые формы фольклора» «Пришёл медведь к броду» Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация». Цель: приобщение.

Малые фольклорные формы как средства развития речи дошкольников Малые фольклорные формы как средства развития речи дошкольников Подготовила: воспитатель 2 младшей группы «Умка» Поташина.

Картотека «Малые фольклорые формы» для средней группы Барашеньки, Крутороженьки, По лесам ходили, По дворам бродили, В скрипочку играли, Ваню потешали. А совища из лесища Глазищами хлоп-хлоп.

Опыт работы «Малые фольклорные формы как средства овладения элементарными нормами и правилами ЗОЖ». Часть 1Опыт работы «Малые фольклорные формы как средства овладения элементарными нормами и правилами ЗОЖ». Часть 1 Опыт работы по теме: «Малые фольклорные формы, как средства овладения элементарными нормами и правилами здорового образа жизни детьми раннего.

Опыт работы «Малые фольклорные формы как средства овладения элементарными нормами и правилами ЗОЖ». Часть 2 Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь практически: система занятий должна отражать несколько.

Презентация «Малые формы фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Проблема: У детей раннего возраста с нарушением зрения недостаточно сформированы первоначальные навыки художественно-речевой деятельности.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Конспект НОД «Малые фольклорные формы»
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 23:30
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото очерк «Открытие нового фонтана»
14 сентября мы присутствовали на открытие самого крупнейшего на юге Российской Федерации светомузыкального фонтана. Рядом с музеем "«Россия — моя история»на...
Кто друг другу помогает, тому тесно не бывает-осеннее развлечение в старшей группе.
( Дети заходят в зал и садятся на стульчики, звучит песня об осени, действие происходит на лесной полянке под рябинкой) Ведущая: Дети, оглянитесь вокруг,...
Фрагмент родительского собрания «Развивающие игры ТРИЗ».
Цель : дать родителям представление о технологии и приёмах ТРИЗ Оборудование: презентация. Недавно состоялось первое в этом учебном году собрание....
Фотозарисовка прогулки в парк «Золотая осень»
Немного отвлекусь от основной темы и поделюсь информацией раздобытой на просторах нашего великого Интернета. Осень называют «золотой», нетрудно догадаться...
Творим добрые дела вместе: «Акция доброты!»
С ранних лет мы воспитываем в наших детях чувство сострадания, любви к братьям нашим меньшим. Зачастую это воспитание проходит как бы "заочно", через занятия...