Опыт работы «Малые фольклорные формы как средства овладения элементарными нормами и правилами ЗОЖ». Часть 1

Асия Крыганова
Опыт работы «Малые фольклорные формы как средства овладения элементарными нормами и правилами ЗОЖ». Часть 1

Опыт работы по теме: «Малые фольклорные формы, как средства овладения элементарными нормами и правилами здорового образа жизни детьми раннего возраста»

I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

1.1. Условия возникновения и становления опыта

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Концепцией по дошкольному воспитанию» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Инновационная политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации и неповторимости педагогического воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного процесса. Педагоги дошкольных учреждений ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные составляющие гуманистического подхода. Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В. П. Бедерханова, О. С. Газман, В. Г. Маралов, В. А. Ситаров, связан с пониманием воспитания как совместной деятельности детей и взрослых.

Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное пребывание в детском саду и в семье.

В моем опыте предпринята попытка использовать фольклор как средство успешного привития культурно-гигиенических навыков детям раннего дошкольного возраста как одного из важнейших навыков на данном жизненном этапе ребенка.

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и другие требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившимися традициями, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.

Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в группу (в адаптационный период) я начала работать с родителями. Выяснилось, что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами.

Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении решатся не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, как физического, так и психического.

1.2. Актуальность опыта

Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоянно нуждаются в непосредственной помощи взрослого.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Как ни важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые - пример во всем для ребенка. Они сами всегда выполняют определенные правила и этим самым воспитывают в ребенке необходимые культурно-гигиенические навыки. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

Перед нами стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Поэтому целью моего опыта являлось изучение процесса формирования культурно-гигиенических навыков.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Фольклор (англ. folk-lore) - народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он - источник любой литературы и искусства в целом.

Малый фольклорный жанр - это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами.

Жизнь малышей становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, использую на первых порах наглядность, объясняю значение новых слов, опираюсь на опыт и знания малышей. Постоянно работаю над совершенствованием своей речи, используя часто подражание, так как это движущая сила в развитии ребенка!

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.

В ходе моей деятельности, я пришла к выводу, что формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста будет осуществляться эффективнее, если:

- учитывать психолого-педагогические особенности детей раннего возраста;

- использовать игровые виды деятельности и художественное слово (фольклор).

Тема опыта актуальна для детей раннего возраста, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.

1.3. Новизна опыта

Данный опыт является синтезом уже существующих подходов к воспитанию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников посредством фольклора и материалом из личного опыта работы.

В ходе моей деятельности по данному вопросу были разработаны:

1. перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста с использованием фольклора;

2. конспекты игровых образовательных ситуаций, дидактических упражнений, дидактических игр, игр-занятий, музыкальных развлечений;

3. игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков;

4. книга стихов и потешек к режимным моментам, музыкальные обучалочки (песенки-игры) для развития координации движений у малышей;

5. педагогический проект «Ладушки, ладушки.» по формированию культурно-гигиенических навыков.

II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Эта проблема очень актуальна, ей посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

Теоретической базой моего опыта стали идеи ведущих отечественных психологов и педагогов, занимавшихся проблемой воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников и компетентное мнение современных педагогов о влиянии фольклора на успешное воспитание детей раннего возраста.

Великий педагог Ян Амос Коменский (1592 - 1670, положивший начало развитию научной педагогики, уделял большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Книга о воспитании детей «Материнская школа», написанная Я. А. Коменским, является первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. Я. А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал: «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.» Овладение этими культурно-гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить с использование фольклора.

Вопросами гигиены детей интересовались передовые учёные и врачи России. Ещё в 1919 г. была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей, детских садов). Выполнение этой задачи потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста и, в связи с этим, выделения в гигиене детей раздела дошкольной гигиены. Немалый вклад в дошкольную гигиену внесли видные отечественные педиатры: Н. М. Щелованов, Е. А. Аркин и другие. Их труды помогают работникам дошкольного воспитания правильно с гигиенической точки зрения организовывать работу с детьми.

По мнению педагога З. А. Гриценко, изучавшего влияние фольклора на развитие ребенка, народные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или песенку можно внести что-то свое, созданное для данного ребенка в нужной ситуации. Практика показывает, что каждому малышу хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает воспитателя и малыша в период обучения культурно-гигиеническим навыкам и делает его более благоприятным.

Ценность фольклорных произведений заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.

Цель моего опыта: совершенствовать у детей элементарные нормы и правила здорового образа жизни через малые фольклорные формы.

Задачи:

• воспитывать культурно-гигиенические навыки у младших воспитанников;

• воспитывать положительное отношение к режимным моментам (умыванию, приёму пищи и т. д.) используя фольклор;

• повышать интерес к здоровому образу жизни через малые жанры фольклора;

• приобщать родителей к процессу формирования представлений о здоровом образе жизни средствами устного народного творчества.

На начальном этапе моей работы был подобран фольклорный материал по всем режимным моментам в соответствии возраста детей, подготовлена и проведена консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста», изготовлена папка-передвижка с фотографиями «Потешки в жизни детей»; оформлена папка консультаций для родителей.

При первом знакомстве с ребенком я использую малые фольклорные формы:

- пестушки-песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;

- потешки-игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками);

- заклички-обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям);

- приговорки-обращения к насекомым птицам, животным;

- прибаутки, шутки (забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей);

- колыбельные, сопровождающие жизнь малыша с первых дней появления на свет.

Развивают речь и образное восприятие.

Фольклорные произведения использую на протяжении всего дня, включаю их в различные режимные моменты.

Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, стараюсь приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, посадить его к себе на корточки, здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор:

Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Мишенька дорогой.

Я Мишеньку люблю,

Ему песенку спою.

Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад.

В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. При умывании детей произношу:

Водичка, водичка,

Умой Маше (Кире) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Или:

Чистая водичка

Моет Вике личико,

Ване ладошки,

Пальчики Платошке.

Опыт работы «Малые фольклорные формы как средства овладения элементарными нормами и правилами ЗОЖ». Часть 1

Когда дети мылят руки, сопровождаю их действия потешками:

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Щечки мыли? ДА!

Глазки мыли? ДА!

Ручки мыли? ДА!

И теперь мы чистые –

Зайчики пушистые.

Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:

Раскапризничался Саша.

Саша есть не хочет кашу.

Саша, с кашей не шути!

Как же будешь ты расти?

Ведь от каши, мальчик милый,

Ты получишь много силы.

Или:

Каша из гречки

Варилась на печке,

Варилась и прела,

Чтоб Арина съела.

Не все дети любят молоко или молочные продукты, вот и приходится их убеждать, как это вкусно и полезно, и нужно обязательно попить, а то… «Коза рогатая, коза бодатая забодает тех, кто кашу не ест, молока не пьет».

Или дети очень любят песенку «Далеко-далеко, на лугу пасутся ко, козы».

При одевании детей на прогулку проговариваем:

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

По порядку надевай.

Когда малыши одеваются:

Вот они, носочки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Наденем носочки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Укладывая детей спать в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Напевая колыбельные песенки, глажу по головке, по спинке, кого по ручке, даю этим понять, почувствовать каждому, что пою именно для него. Спокойный, размеренный темп речи, как бы покачивающийся рисунок мелодии, успокаивает малышей, снимает напряжение.

Люли-люли, люленьки,

Прилетели гуленьки…

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

Баю-баю-баю-бай.

Ты, собачка, не лай…

Процесс пробуждения детей мы сопровождаем чтением потешек, пестушек:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся, наш дружок,

Встань, наш Мишенька, дружок.

Или:

Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись,

Понягушечки, потягушечки,

Где игрушки, погремушечки,

Ты, игрушка, погреми,

Наших деток подними.

При пробуждении практикую с детьми ходьбу по ребристой и массажной дорожке после сна.

Раз, два, три и точно в раз

На коврик нужно нам попасть.

(дети встают на коврик и передвигаются по нему)

Этот коврик необычный -

Пуговичный, симпатичный.

Этот коврик очень важный -

Он лечебный, он массажный.

Потопчитесь, походите и немного потрусите.

Мы трусцою пробежим,

Потанцевать чуть-чуть хотим.

После легкого кружения

Фигуру сделаем на удивление.

Грудную клетку поднимаем-опускаем,

Вдох и выдох выполняем.

Окончательно просыпаемся,

За дела принимаемся.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры.

Дети любят играть в такие игры, так как они в них самореализовываются, показываются. У детей формируется ориентация в пространстве, координация, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Малыши с удовольствием выполняют движения: «Мишка косолапый», «Зайка серенький сидит», «Я пеку, пеку.», «У жирафов».

Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием выполняли содержание колыбельных песенок. Во время кормления куклы приговаривают: «Кто у нас любимый самый?», «Ложку первую за маму». Во время игры в парикмахерскую можно было услышать: «Тебе не больно?», «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса».

Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил.

Из практики моей работы по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора, я пришла к выводу, что возможности фольклора в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Он развивает и совершенствует речь, мышление, вызывает яркие эмоциональные отклики, воспитывает чувство доброты и уважения.

Занятия с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и даже умываются, укладываются спать. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных занятий.

Занятия строю на активном при соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываю усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. На занятии создаю условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым (скажем, желание делового общения); что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: «да», «нет», «так», «вот» и т. п., но эта речевая активность возникает только в том случае, если дети заинтересованы занятием. Стараюсь вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Передавая смысловое содержание текста, пытаюсь заразить малыша своим настроением. Предлагаю малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д.).

Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений использую все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

На занятиях использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала.

На занятиях использую прием инсценирования произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста.

В работе так же использую прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагаю позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.

Ещё один приём используемый на занятиях - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например: говоря о петушке «масляна головушка», привожу в движение именно часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?» привожу игрушку в движение (петушок, как бы, встрепенулся) и «подаю голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки.

Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.

Как говорилось выше, потешка, присказка, песенка и другие малые фольклорные формы весьма динамичны: каждая строчка несет определенное смысловое содержание, лаконичная фраза рисует целую картину. И если кто-то из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания в целом. В этом заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах младшего дошкольного возраста должна предусматривать обратную связь с детьми и повторяемость занятий.

Публикации по теме:

«Круглый стол» как одна из форм работы с родителями в ДОУ (опыт работы) "Круглый стол" - как одна из форм работы с родителями в ДОУ (опыт работы) Ведущим направлением работы педагогического коллектива детского.

Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для ее реализации.

Формы, методы и средства организации обучения Формы организации обучения в ДОУ: Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Малые фольклорные формы как средства развития речи дошкольников Малые фольклорные формы как средства развития речи дошкольников Подготовила: воспитатель 2 младшей группы «Умка» Поташина.

Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 4 г. Котово Волгоградской области Опыт работы на тему: «Формирование.

Опыт работы на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть 2 3. Педагогический опыт: 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. Правильно подобранные.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

«Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников» (опыт работы) Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация на тему «Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников».

Знакомим детей с социальными нормами и правилами Консультация Знакомим детей с социальными нормами и правилами Все течет, все меняется…. Каким будет завтрашний день?. Во многом это.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Дикие животные
  • Цветы
Автор публикации:
Опыт работы «Малые фольклорные формы как средства овладения элементарными нормами и правилами ЗОЖ». Часть 1
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 21:12
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Развивающее пособие. Вязаный пальчиковый театр «Моя семья»
Добрый день, уважаемые коллеги! Одной из задач раздела программы "Социально-коммуникативное развитие" является развитие умения дошкольников общаться со...
План-конспект НОД по аппликации с элементами рисования гуашью ватными палочками...
Задачи: Создание условий для воспитания нравственных качеств по отношению к окружающим ( доброжелательность, отзывчивость. Способствовать формированию...
Конспект НОД с детьми разновозрастной группы «Разговор о хороших манерах»
Интеграция образовательных областей : « Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Коммуникативное развитие»....