Наталья Власенко
Знакомим детей с социальными нормами и правилами
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Знакомим детей с социальными нормами и правилами
Все течет, все меняется…. Каким будет завтрашний день?. Во многом это зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание сегодняшних малышей. Именно этим будет определяться духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Многочисленные экономические, социальные, экологические и другие проблемы, стоящие не только перед нашей страной, но и перед всем миром, по сути, имеют один общий корень и могут быть сведены к одной общей проблеме – проблеме человека.
Публикация «Знакомим детей с социальными нормами и правилами» размещена в разделах
Мы знаем, каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт. Что же определяет, характеризует человека, да и общество в целом, прежде всего? Культура человека и общества. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкий кругозор и сознание, образованность и просвещённость, интеллигентность и цивилизованность, внутреннюю утончённость и творческую активность. Всё это определяет внутренний мир человека, от которого зависит его жизнедеятельность. Становиться ясно, что многие, если не все проблемы нашей жизни связаны с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно разрушительной деятельностью человека непосредственно вытекают из общего кризиса культуры. Именно поэтому задачи нравственного воспитания и вопросы культуры должны стоять на первом месте.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт полведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Воспитатель формирует такие важные черты, как любовь к родному краю, доброжелательность, уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Детский сад формирует у детей определённые нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям; проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми. Правила, в силу своей конкретности, становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.
Очень важно с раннего детства формировать уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребёнок вступает в определённые отношения с родными, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской и заботой, создавая атмосферу тепла, защищённости, доброжелательности. Поэтому важно формировать правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним.
Важно также сформировать нормы поведения, отражающие отношения к сверстникам (умение проявить отзывчивость, доброжелательность, желание играть и заниматься вместе). Воспитатель должен поощрять совместную деятельность детей, воспитывать приветливость, умение сопереживать, сочувствовать, желание порадовать, уступить.
Большое место в воспитательной работе занимает формирование у детей норм поведения в общественных местах и, прежде всего в самом детском саду. В этих нормах проявляется уважение к окружающим, умение учитывать состояния других людей, считаться с ними, занимаясь своей деятельностью, не мешать окружающим. В детском саду воспитывается бережное отношение к вещам. Оно включает в себя формирование представлений о том, что каждая вещь является результатом труда и поэтому небрежное отношение с ней может свидетельствовать о неуважительном отношении к людям труда. Воспитывая ребят бережливыми педагог, вместе с тем, предупреждает проявления скупости, жадности, стремление беречь только своё, небрежно относясь к чужому.
В дошкольном возрасте дети уважают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. Воспитатель развивает у детей понимание необходимости труда, воспитывает чувство ответственности за порученное дело.
Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам важно обеспечить единство педагогических требований дошкольного учреждения и семьи. Целесообразно периодически обсуждать с родителями уровень нравственного развития их детей, отмечая положительное, выделяя конкретные задачи для совместного из решения.
При знакомстве с социальными нормами и правилами можно использовать следующие игры, упражнения, беседы, занятия:
Занятие «Чем можно порадовать маму?» - занятие способствует углублению у детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку – маме;
Занятие «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Маленькие помощники» - занятие формирует нравственное поведение в общении с незнакомыми людьми, развивает связную речь;
Занятие «В магазине самообслуживания» - формирует представление о правилах поведения в общественных местах, учит умению речевого общения в смоделированной ситуации;
Беседа «Семейная фотография» - также способствует чувству семейной сплочённости;
Беседа «Что такое дружба?» - учит детей видеть, понимать и оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;
Беседа «Как быть послушным» - воспитывает в детях умение общаться с незнакомыми людьми
Беседа «На меня в обиде мама» - учит находить правильный выход из конфликтной ситуации
Психологических этюд «Любящие родители» - способствует чувству семейной сплочённости;
Подвижная игра «Курица и цыплята» - игра показывает заботливое отношение мамы к своим детям, создаёт положительный эмоциональный настрой у детей;
Подвижная игра «Не намочи ноги» - даёт возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку;
Дидактическая игра «Не поделили игрушки» - учит благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение;
Дидактическая игра «Не обзывайся» - с помощью этой игры детям объясняется необходимость соблюдения основных правил общения друг с другом и отрицательные последствия привычки давать клички сверстникам.
Дидактическая игра «Грязи нет! Пыли нет!» - приучает помогать своим родным в работе по дому, учит совместной деятельности и общению;
Дидактическая игра «Маленькие помощники» - учит детей радовать своих родных, оказывать им посильную помощь, воспитывает желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности;
Игра-драматизация «Что такое хорошо, и что такое плохо» - формирует представление у детей о плохих и о хороших поступках в поведении, умение правильно оценивать себя и других, учит видеть положительные и отрицательные качества персонажей;
Игра-драматизация по сказке «Два жадных медвежонка» - учит оценивать героев, сопереживать им, вести себя правильно в затруднительных случаях;
Игра-драматизация «Узнай себя» по серии стихотворений М. Ивенсен – учит оценивать свои поступки, поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений, поощряет стремление детей избавиться от отрицательных, нежелательных привычек, учит подражать положительным героям;
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» - знакомит детей с правилами поведения на улице. В транспорте, в общественных местах;
Сюжетно-ролевая игра «Автобус» - развивает социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте, фантазию, речь;
Сюжетно-ролевая игра «День рождения Незнайки» - знакомит с правилами гостеприимства, учит согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, воспитывает чувство доброжелательности, участия, вырабатывает умение дарить и принимать подарки;
Все эти замечательные игры можно найти в книге Л. М. Щипицыной, О. В. Защиринской, П. П. Вороновой «Азбука общения», издательство «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2004 год. а также, в журнале «Дошкольное воспитание» N6 1989 год, книге «Дошкольная педагогика» под редакцией Ядешко.