Опыт работы «Малые фольклорные формы как средства овладения элементарными нормами и правилами ЗОЖ». Часть 2

Асия Крыганова
Опыт работы «Малые фольклорные формы как средства овладения элементарными нормами и правилами ЗОЖ». Часть 2

Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь практически: система занятий должна отражать несколько этапов, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения.

Неоднократное повторение какого-либо отрывка или всего произведения обеспечивает поэтапность обучения. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей.

Опыт работы показал, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки, эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем «Сороки-белобоки», яркого петушка, колобка, красивой куклы.

Учеными доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом предъявлении игрушки, не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках (в третий, четвертый раз).

Вот почему необходимо соблюдать принципы повторяемости (цикличности). Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. Это особенно необходимо для детей 2, 3-го года жизни, учитывая особенности возрастного восприятия и индивидуального реагирования.

Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время.

Принцип вариативности (повторение в несколько измененном варианте) поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свертывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Благодаря этой систематичной, планомерной работе наши дети научились самостоятельно выполнять навыки самообслуживания. Многие вступают в диалог со взрослыми и детьми, обращаются с просьбой. Могут слушать знакомые произведения без показа иллюстраций, помогают воспитателю подговаривать сказки и потешки при пересказе. А также активно рассказывают об изображениях на картинках игрушках, о событиях из своей жизни.

Применяя в своей работе разнообразные приемы и формы воздействия на детей с использованием фольклора, мы заметили, что дети стали «заказывать» полюбившиеся им произведения. Так, мы стали рассказывать потешки, пестушки.

Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс привития культурно-гигиенических навыков ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.

Для достижения наилучших результатов веду работу с родителями по данному направлению.

- Провела анкетирование «Какими навыками самообслуживания владеет ваш ребенок?», «Здоровый образ жизни».

- Родительское собрание «Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни через малые жанры фольклора», а также в адаптационный период «Режим дня, его значение в здоровье ребенка».

- Выпуск книг для родителей и воспитателей «Стихи и потешки к режимным моментам», «Вместе, играя!».

- Привлекла родителей к созданию игровой среды в группе.

- Разработала памятку для родителей «Схема последовательности процессов одевания и раздевания детей раннего возраста» (в уголок для родителей).

- Оформила консультации для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Растим здорового ребенка», «Воспитание культурно-гигиенических навыков в семье», «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Одежда и обувь для группы», «Игры с детьми в домашних условиях».

- Индивидуальные беседы с родителями: «Питание ребенка», «Режим дня и последствия его нарушения», «Здоровье всему голова», «Формирование навыков кормления и одевания», «От чего болят зубы», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».

В своей работе постоянно прибегаю к методу проектирования. И для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков мной был разработан педагогический проект «Ладушки, ладушки», который включает работу по данной теме во всех направлениях обучения и воспитания (игровая деятельность, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, работа с родителями).

Из опыта работы я поняла, используя малые формы фольклора в работе с дошкольниками в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. В играх самостоятельно используют малые формы фольклора. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.

III. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

В результате проделанной работы мною были достигнуты поставленные цели и задачи. Проводимая целенаправленная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков раннего возраста посредством фольклора дала положительный результат.

1. У детей сформированы представления о здоровом образе жизни через малые жанры фольклора.

2. Дети положительно относятся к режимным моментам.

3. Сформирован интерес к устному народному творчеству.

4. Воспитанники успешно овладели первоначальными навыками самообслуживания.

5. Развилось осознанное отношение к правилам гигиены.

6. У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора, повысился общий культурный уровень.

Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально-образное средство влияния на детей, я стараюсь поддерживать интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством фольклора. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки. Конечно, работа по ознакомлению детей с фольклором многошаговая.

Перспективы работы:

В дальнейшем работа с детьми будет продолжаться, когда они перейдут в 1-ю младшую группу.

Важной задачей будет то, чтобы младшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно-гигиеническими навыками.

Адресная направленность:

Данный опыт будет востребован воспитателями ДОУ, как групп раннего, так и дошкольного возраста, решающими проблему формирования и развития культурно-гигиенических навыков детей с использованием художественного слова.

Список использованной литературы:

1. Алексеева М. М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». Изд. Центр «Академия», 1999 г.

2. Аникина «Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып. 1». 1995 г.

3. Бахтин В. С. «От былины до считалки. Рассказы о фольклоре». 1988 г.

4. Буланин Д. «Детский поэтический фольклор. Антология». 1997 г.

5. Грухих В. М. «Словопроизводство в пословицах и поговорках». Русский язык в школе, 1997 г.

6. Зуева Т. В. «Русский фольклор». Флинта: Наука, 2000 г.

7. Лопухина И. С. «Звуки, буквы и слова». «Дельта», 2000 г.

8. Мартынова А. Н. «Детский поэтический фольклор». СПб, 1997 г., №608

9. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей». Дошкольное воспитание, 1995 г., №9.

10. Никитина М. А. «Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников». Минск, 2002 г.

11. Новицкая М. «Фольклорная школа». Дошкольное воспитание, 1993 г., №9.

12. Ревина И. «Дни, прожитые с детьми: фольклор и авторская песня в жизни детей». Дошкольное воспитание, 2000 г., №4.

13. Сергеева Д. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит: малый фольклор». Дошкольное воспитание, 1994 г., №9

14. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору». Дошкольное воспитание, 2004 г.

15. Соловьева О. И. «Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду». М., Просвещение, 1998 г.

16. Тарланов З. К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтика». Петрозаводск, 2001 г.

17. Усова А. П. «Русское народное творчество в детском саду». М., Просвещение, 1999 г.

18. Флерина Е. А. «Эстетическое воспитание дошкольников». М., 2004 г.

Публикации по теме:

«Круглый стол» как одна из форм работы с родителями в ДОУ (опыт работы) "Круглый стол" - как одна из форм работы с родителями в ДОУ (опыт работы) Ведущим направлением работы педагогического коллектива детского.

Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для ее реализации.

Формы, методы и средства организации обучения Формы организации обучения в ДОУ: Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Малые фольклорные формы как средства развития речи дошкольников Малые фольклорные формы как средства развития речи дошкольников Подготовила: воспитатель 2 младшей группы «Умка» Поташина.

Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 4 г. Котово Волгоградской области Опыт работы на тему: «Формирование.

Опыт работы на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть 2 3. Педагогический опыт: 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. Правильно подобранные.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

«Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников» (опыт работы) Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация на тему «Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников».

Знакомим детей с социальными нормами и правилами Консультация Знакомим детей с социальными нормами и правилами Все течет, все меняется…. Каким будет завтрашний день?. Во многом это.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Дикие животные
  • Цветы
Автор публикации:
Опыт работы «Малые фольклорные формы как средства овладения элементарными нормами и правилами ЗОЖ». Часть 2
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 21:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 марта. Праздник мимозы на МААМ

Цветочному символу праздника 8 Марта посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка совместными играми и занятиями и создать в доме предпраздничную...

7 марта. День рождения телефона

За время своего существования телефон эволюционировал до неузнаваемости. Современный мобильник никоим образом не похож на громоздкий старинный телефонный аппарат: крутишь ручку, снимаешь трубку и просишь...

Мастер-класс «Открытка к 8 Марта» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: выполнение аппликации из бумаги, для изготовления подарка Задачи: Обучающие: - Закреплять навыки последовательного и поэтапного выполнения...
Фотоотчет о подготовке к празднику 8 марта «Мамочка любимая!»
Цель: через разные виды деятельности уточнить и систематизировать представление детей о весеннем празднике – 8 Марта. Задачи: обогащать и...
Мастер-класс по изготовлению открытки с сюрпризом к 8 Марта. Старшая группа
Изготовление подарков для близких - это интересный и увлекательный процесс. К каждому празднику, мы с ребятами, стараемся порадовать их. Сами получаем...