Татьяна
НОД «Национальный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-познакомить с мордовским национальным костюмом.
Задачи:
-расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;
-Активизировать словарный запас детей;
-Развивать внимание, память, мышление;
- Создать благоприятную атмосферу для активизации словарного запаса детей по теме «Мордовская национальная одежда».
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
-Есть край, наш мордовский-
Он самый красивый
Публикация «НОД „Национальный костюм“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Среди необъятных просторов России,
Среди неоглядных российских широт,
И самый красивый народ в нем живет!
Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:
-Дети, понравилось вам стихотворение?
-Как вы думаете, о чем оно (Стихотворение о нашей республике Мордовия.)
-Как вы думаете, почему наша Республика называется Мордовия (Она так называется, потому что здесь живет народ-мордва.)
-Кроме мордвы в нашей республике живут и другие народы. Кто знает, какие еще народы живут в Мордовии (В Мордовии живут еще русские, татары,.)
Воспитатель:
-Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду.
Стук в дверь, заходит девочка, в руках корзинка с гостинцами, сама одета в мордовский национальный костюм.
-Шумбратада, шабат!
- Шумбрат! Как тебя зовут?
- Меня зовут Алдуня.
-Какой у тебя красивый наряд, Алдуня.
-На мне мордовский национальный костюм.
-Ребята, давайте рассмотрим красивый наряд Алдуни.
- Раньше про мордовских девушек говорили так:
«Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь».
- Вы не знаете, почему так говорили?
- Сейчас мы с вами рассмотрим мордовскую одежду и узнаем ответ на этот вопрос.
Дети рассматривают мордовскую одежду.
-Это мордовская рубашка- панар.
-Это передник-сапоне.
-Это платок -руця.
- А эти колокольчики секонят надеваются на рубашку сзади и когда девушка идет они звенят. Поэтому так и говорят «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь».
У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.
-Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте? (Красный, жёлтый и черный)
- Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете? (Квадраты, треугольники, крестики, уголки, ромбики).
-Где мы встречали мордовский орнамент? (На мордовской национальной одежде и предметах украшения: полотенцах, фартуках, платках)
-На голове «Сорока». Сорока – это мордовский женский головной убор,
она вышита бисером. Мордовские женщины и девушки любят украшения. Это бусы, нагрудное украшение- сюлгам. Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм?
Дети рассматривают одежду, воспитатель рассказывает об элементах костюма, сообщает их названия и просит хором повторить слова на мордовском языке.
Воспитатель:
-Мордва народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. А ещё очень любит играть в разные игры. Сейчас мы, ребятки, тоже с вами поиграемв мордовские игры.
Игра «Веселись детвора».
Веселись детвора
Поиграть пришла пора!
Как мяучит кисонька? – Поочередное движение рук вперед.
Мяу, мяу,мяу.
А как лает жученька? – Хватательные движения.
Гав,гав,гав.
Как мычит коровушка? – «Рога» руки к голове, наклоны вперед.
Му,му,му.
А как свинка хрюкает?- К носу указательным пальцем.
Хрю,хрю,хрю.
Веселись детвора!
Продолжается игра!- Водим хоровод.
Как лягушки квакают? – Ладошки вперед, пальцы развести.
Ква,ква,ква.
Как утята крякают? – руки согнутые в локтях «клювики».
Кря,кря,кря.
Воробьи чирикают? – Руки в стороны, махи руками.
Чик-чирик.
По дорожкам прыгают. - Прыжки на месте.
Прыг,прыг,прыг.
Веселись детвора!
Завершается игра!- Остановиться.
Игра «Колпачок»
В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:
Колпачок, колпачок,
Маленькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили (грозят пальцем)
Мы тебя кормили (грозят другой рукой)
На ноги поставили (поднимают руки вверх, ребенок в центре встает)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь (ребенок выполняет танцевальные движения)
Выбирай, кого захочешь,
Поклониться не забудь
Выбирай кого-нибудь. (ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга.)
Игра повторяется с другим ребенком.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята. Садитесь на свои места. Вам понравились игры? Что ещё понравилось? Мнения детей.
-Алдуня, тебе понравилось у нас? Да! Ой,ребята, у меня для вас гостинцы.
Алдуня угощает детей.