Папки-передвижки

Конспект НОД в подготовительной группе «Народы Прибайкалья: русские и буряты»

Антонова Елена Анатольевна
Конспект НОД в подготовительной группе «Народы Прибайкалья: русские и буряты»

Народы Прибайкалья: русские и буряты

Цель:Формирование представлений о быте, культуре, традициях народов Прибайкалья на примере русских и бурят.

Задачи:

обучающие: Уточнить представления о русских и бурятских народах, проживающих на территории Прибайкальского края. Обобщать имеющиеся представления о быте, культуре и традициях русских и бурят.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Народы Прибайкалья: русские и буряты“» размещена в разделах

развивающие: Развивать внимание, память, мышление, связную речь. Расширять словарный запас словами: юрта; косоворотка, сорочка, кокошник, порты; дээгыл (халат, гутыэл (обувь).

воспитательные: Воспитывать толерантное и уважительное отношение к представителям других национальностей. На основе расширения знаний о русских и бурятских народах Прибайкальского края воспитывать патриотические и интернациональные чувства.

Образовательные области:

приоритетная: Социально-коммуникативное развитие — патриотическое воспитание — родной край: Воспитание интереса и желания больше узнать о своей малой Родине, национальностях, ее населяющих.

в интеграции:

Познавательное развитие: Уточнить представления о русских и бурятских народах, проживающих на территории Прибайкальского края. Закрепить умение ориентироваться по карте, чтение простейшей план-схемы. Закреплять умение определять материал, из которого сделан предмет. Обобщать имеющиеся представления о быте, культуре и традициях русских и бурят.

Речевое развитие: Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развивать все компоненты устной речи детей: грамматический строй речи, связную речь диалогической формы. Расширять словарный запас словами: юрта; косоворотка, сорочка, кокошник, порты; дээгыл (халат, гутыэл (обувь).

Художественно-эстетическое развитие (музыка, художественный труд — аппликация): Продолжать формировать умение создавать продукт в сотрудничестве, партнерстве (коллективно) и обеспечивать необходимые для этого условия. Совершенствовать навыки адекватного оценивания результатов и продуктов своей деятельности.

Знакомить детей с традиционной музыкой разных народов. Совершенствовать навыки движения под музыку, развивая чувство ритма и звуковысотный слух: учить танцевальным движениям под музыку.

Виды детской деятельности: Игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; продуктивная; музыкально-художественная.

Методы и приемы, используемые в НОД: Словесные (беседа); наглядные (рассматривание); практические (дополнение карты народов Прибайкалья, выполнение заданий); игровые (дидактические и словесные игры, элементы бурятского хороводного танца «Ёхор» и элементы русской народной плясовой «Ковырялочка» с «Полочкой», «Махалочка», «Пружинка» с «Полочкой — Барыней»); проблемного обучения (решение поставленных задач при работе с игровыми заданиями). ИКТ (презентация, музыка).

Предварительная работа с литературой и интернет источниками: Подбор информации для презентации «Народы Прибайкалья: русские и буряты», музыки для д/и «Чья музыка звучит?» («Ах, вы сени, мои сени…», «Ёхор», картинок для подарочных самодельных книжек «Народы Прибайкалья: русские и буряты».

Оборудование:

для педагога: Кукла в бурятском национальном костюме Эрджена, кукла в русском национальном костюме Аленушка, ноутбук, проигрыватель, музыка «Во саду ли, в огороде…», «Ёхор», подарочные самодельные книжки «Народы Прибайкалья: русские и буряты».

для детей: Карта Байкала с заданиями, два конверта с заданиями по карте Байкала: «Дом», «Семья»; клей-карандаш, тканевые салфетки, влажные салфетки для рук.

Содержание НОД

Воспитатель входит в группу, беседуя с куклами в бурятском и русском национальных костюмах. Лица кукол повернуты на воспитателя, скрыты от детей. Дети заинтересованы «диалогом».

Эрджена, Аленушка, я понимаю ваше волнение, но это не такое страшное дело, как вам может показаться. Стесняться совершенно не надо. Дружба — это самое прекрасное, что бывает у детей и взрослых.

Знакомство. Воспитатель поочередно поворачивает кукол лицом к детям. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают. Если дети не называют национальность второй куклы, воспитатель озвучивает ее сама.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Анатольевна. Я пришла к вам в гости не одна. Со мною вместе к вам пришли две замечательные девочки — Эрджена и Аленушка.

Вы можете нам сказать какой мы национальности? (русские)

А какой национальности мои спутницы? (русская и бурятка).

Воспитатель обращается к детям с проблемой и мотивацией к действию. Предполагаемые ответы детей на вопросы воспитателя.

Ребята, у моих спутниц небольшая проблема, они очень хотят подружиться, но у них почему-то ничего не получатся. Как вы думаете, почему? (не умеют дружить, не знакомы, стеснятся)

Что нужно для дружбы? (желание дружить, смелость, познакомиться, рассказать про себя)

И Аленушка и Эрджена так мало знают друг о друге и даже не знают, что можно про себя рассказать? Вы можете помочь девочкам познакомиться друг с другом и подружиться? (Да)

Кто хотел бы помочь Эрджене? А кто Аленушке?

Самостоятельное разделение детей на две команды по предпочтениям.

Ребята, как вы думаете, где живут наши девочки? (в России, в Бурятии, в Сибири, в Иркутской области)

Посмотрите, что я с собой принесла? (Это карта, это Байкал, это карта с заданиями)

Предполагаемые ответы детей. Воспитатель обращает внимание детей на «карту», принесенную с собой, заинтересовывает, предлагает посмотреть и определить «что это?». Ответы детей.

Прибайкалье давно населяют русские и буряты. Больше всего русских живет к истоку Байкала, по реке Ангаре.

Со стороны, где исток, воспитатель садит куклу в русском костюме, с другой стороны – куклу в бурятском костюме

На каждой половинке карты какие-то символы, как вы думаете, что это? (Это задания, подсказки)

Как вы думаете, что они означают? («Дом» — это про дома; человечки — это «Семья», друзья; скрипичный ключ (нота) — музыка, песни, танцы; «Одежда» — что-то про одежду)

На карте символы: «Дом», «Семья», «Скрипичный ключ», «Одежда». Дети предполагают, что может обозначать тот или иной символ, что им нужно сделать.

Итак, каким будет наше первое задание, какое символическое обозначение ему соответствует? («дом») Как вы думаете, что нам нужно здесь сделать? (построить дома, нарисовать дома, поговорить о домах).

Дети предполагают, что нужно сделать в первом задании.

У меня есть вот такие конверты, на которых такие же символы как на карте. Как вы думаете, какой конверт нам нужно вскрыть первым? (нам нужен конверт с домиком)

А что вам нужно сделать? (разобрать домики, определить в каких домиках живут русские, а в каких буряты, наклеить домики на карту).

Дети определяют, какой конверт им нужен на первое задание, разбирают суть задания и начинают работать — разбирают дома в соответствии с национальной особенностью, приклеивают на карту.

Кто может напомнить правила безопасной работы с клеем-карандашом? (клей открываем только руками или просим помочь воспитателя, если не получается открыть; не подносим к глазам, не берем в рот; клей наносим только на предмет, который необходимо приклеить; после нанесения клея на предмет, закрываем тюбик крышкой, чтоб клей не пересыхал; приклеиваемый предмет протираем тканевой салфеткой, руки вытираем влажной салфеткой по необходимости и моем с мылом после окончания работы, занятия).

Повторение норм безопасного обращении с клеем.

Воспитатель подсказывает, что фигурку можно намазать клеем слегка в центре, всю не обязательно.

Вы хотите проверить свои ответы на экране? (Да)

Презентация «Народы Прибайкалья: русские и буряты» (слайд 2, 3) с мини-рассказом о русских и бурятских жилищах.

Вы все верно определили, а сможете ли вы сказать, из каких материалов строились жилища русских и бурятов?

Д/И «Узнай материал». Предполагаемые вопросы воспитателя:

1. Из какого материала строились и строят русские избы? (дерево).

2. Из какого материала строили и строят бурятские юрты? (войлок, шкуры животных, дерево).

Д/И «Узнай материал».

Цель: учить определять (узнавать) материал, опираясь на собственный опыт, знания и изображение.

Предполагаемые ответы детей.

Ребята, как вы считаете, мы справились с этим заданием? (да, справились) Что мы с вами делали? (распределяли дома по национальности, определяли материалы для строительства домов, узнавали особенности домов русских и бурят).

Рефлексия по первому заданию. Предполагаемые ответы детей на вопросы воспитателя.

Что будем делать дальше? (выполнять второе задание) Что это за задание, о чем оно? (это что-то связанное с людьми, друзьями, семьей)

Давайте посмотрим, что в конверте с символом второго задания. (там человечки, изображения людей)

Что вам нужно сделать? (определить, разместить людей по их проживанию)

Дети определят, что им предстоит делать дальше, с чем связано второе задание, какой конверт им нужен на второе задание, предполагают, что им нужно сделать и начинают работать – разбирают семьи по национальности, приклеивают на карту.

Посмотрим, правильно ли вы разбили семьи на экране?

Презентация «Народы Прибайкалья: русские и буряты» (слайд 4)

Вы все верно определили, а сможете ли вы описать русских и бурятов?

Дидактическая словесная игра «Опиши нацию». Предполагаемые вопросы воспитателя:

1. Как выглядят русские? (У них светлая кожа, светлые волосы, светлые, голубые глаза).

2. Как выглядят буряты? (У них темные, жесткие волосы, темная кожа, узкие, темные, карие или черные глаза).

3. Как одним словом назвать человека со светлой кожей – светлокожий, светлыми волосами – светловолосый, светлыми глазами – светлоглазый, голубыми глазами – голубоглазый.

4. Как одним словом назвать человека с узкими глазами – узкоглазый, темными волосами – темноволосый, темными глазами – темноглазый, жесткими волосами – жестковолосый, темной кожей – темнокожий, карими глазами – кареглазый, черными глазами – черноглазый.

ДСИ «Опиши нацию».

Цель: опираясь на имеющиеся знания (опыт) и изображение определить национальность; учить образовывать из двух слов (прилагательное и существительное) сложное прилагательное, описывающее конкретный признак.

Предполагаемые ответы детей.

Вы все просто замечательно справились с двумя первыми заданиями. Какое задание у нас следующее? (музыкальное) Что здесь изображено? (нота, скрипичный ключ) Что может обозначать скрипичный ключ. (музыка, песни, танцы)

Музыкальная пауза с танцем из двух частей.

Предполагаемые ответы детей.

Да, действительно, это задание музыкальное, и вам нужно определить какому народу принадлежит музыка, а также попробовать станцевать народный танец.

Дидактическая музыкальная игра «Чья музыка звучит?». Предполагаемые вопросы воспитателя.

ДМИ «Чья музыка звучит?»

Цель: развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать музыку на слух, определять (узнавать) национальность по предложенной музыкальной композиции.

Слушаем первую композицию.

Звучит русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде…».

1. Какой национальности принадлежит эта музыка? (русскому народу). Что можно делать под эту музыку? (танцевать, петь, играть, рисовать) А какой танец можно танцевать под эту музыку? (хоровод)

Предполагаемые ответы детей на вопросы воспитателя.

Попробуем станцевать.

Дети исполняют хоровод с элементами русской народной плясовой «Ковырялочка» с «Полочкой», «Махалочка», «Пружинка» с «Полочкой – Барыней»).

Слушаем вторую композицию.

Звучит бурятская народная мелодия «Ёхор».

2. Какой национальности принадлежит эта музыка? (бурятскому народу). Что можно делать под эту музыку? (танцевать, петь, играть) А какой танец можно танцевать под эту музыку? (бурятский) А как называется бурятский национальный танец? (не знаем) Бурятский танец называется Ёхор.

Предполагаемые ответы детей на вопросы воспитателя.

А вы знаете, как танцуют этот танец. Хотите научиться? (да)

Воспитатель с детьми исполняет некоторые элементы танца (ходьба в хороводе скрестным шагом с одновременным подниманием и опусканием сцепленных рук).

Какие молодцы. Вам понравились народные танцы? (да) Давайте вспомним, сколько заданий мы уже выполнили? (три) Какие это были задания, что мы делали? (мы разбирали дома, описывали их, разбирали людей, составляли семьи и описывали внешний вид русских и бурят, танцевали национальные танцы).

Рефлексия по первым трем заданиям. Предполагаемые ответы детей на вопросы воспитателя.

Ребята, у нас еще есть какие-нибудь задания (да, есть, одно, последнее) Что это за задание, о чем оно? (это про одежду, наверное нам нужно рассказать (рассмотреть) про одежду русских и бурят).

Дети определят, что им предстоит делать дальше, с чем связано последнее задание, предполагают, что им нужно сделать.

Совершенно верно. Давайте посмотрим на экран и разберемся какую одежду носили русские и буряты.

Презентация «Народы Прибайкалья: русские и буряты» (слайд 5) с пояснением воспитателя об особенностях одежды той или иной нации.

Дидактическая словесная игра «Расскажи про национальную одежду». Предполагаемые вопросы воспитателя:

1. Как вы думаете, народ какой национальности носил одежду, изображенную на экране? (это одежда русских людей) Проверим – совершенно верно. Она одинакова у мужчин и женщин? (нет, разная: русские женщины и девочки носили расшитые сорочки, поверх которых одевали сарафаны, на голове корона — кокошник. Мальчики и мужчины носили штаны, брюки — порты и рубахи-косоворотки. Обувью служили летом — лапти, а зимой — валенки)

Все верно.

2. А какому народу принадлежит эта одежда? (бурятскому) Проверим – совершенно верно. Она одинакова у мужчин и женщин? (да, одежда мужчин и женщин бурят одинаковая: халат – дээгыл, безрукавка или жилет, обувь или сапоги – гутыэл, шапка)

ДСИ «Расскажи про национальную одежду»

Цель: увидеть различия в национальной одежде, одежде мужчин и женщин; узнать предметы одежды, то, как они называются.

Предполагаемые ответы детей на вопросы воспитателя.

Какие вы молодцы.

Пока дети рассматривали и описывали одежду на слайде, воспитатель пододвинул кукол друг к другу.

Ребята, посмотрите, а наши девочки сидят рядом. Как вы думаете, почему? (им стало скучно сидеть отдельно друг от друга, они познакомились, подружились)

А что им помогло подружиться? (они узнали друг о друге много нового и интересного)

Что узнала Аленушка об Эрджене? (Эрджена живет в юрте на Байкале, она темноволосая, кареглазая, любит танцевать «Ёхор», носит халат — дээгыл, сапоги — гутыэл, шапку)

Что узнала Эрджена про Аленушку (Аленушка живет в избе, на реке Ангаре, от светловолосая, голубоглазая, водит хоровод, носит сарафан, кокошник, лапти)

А что мы с вами делали, для того чтоб девочки узнали друг о друге? (выполняли задания по карте)

Какая карта у нас получилась? (красивая, полная, заселенная, карта Байкала, уютная, веселая, дружная)

Подведение итогов. Рефлексия. Предполагаемые ответы детей на вопросы воспитателя.

Спасибо вам, ребята, за вашу помощь, ваши знания и желание дружить. А на прощание в благодарность за вашу помощь девочки дарят вам книжки-памятки о народах Прибайкалья.

До свиданья, ребята.

Благодарность. Вручение подарочных самодельных книжек «Народы Прибайкалья: русские и буряты». Прощание.

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Полевые цветы Прибайкалья»Фотозарисовка «Полевые цветы Прибайкалья» Середина лета в селе, это время сенокоса. Мне нравится ездить с мужем на покосы, правда пользы там от меня никакой, но дело в том, что.

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала» Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»(воспитатель Федякова Л. И., детский сад № 329, г. Екатеринбург).

Конспект НОД по рисованию «Русские пряники» с детьми дошкольного возрастаКонспект НОД по рисованию «Русские пряники» с детьми дошкольного возраста Цель: создать условия для приобщения детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками, с историей.

«Русские народные сказки». Конспект НОД«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Конспект ОД по ФЭМП «Счет от 0 до 10. Народы России»Конспект ОД по ФЭМП «Счет от 0 до 10. Народы России» Конспект ОД по ФЭМПна тему:«Счет от 0 до 10. Народы России»Цель: Закрепить счет и знания о цифрах в пределах 10 по теме «Народы России»,.

Лэпбук «Перелетные птицы Прибайкалья»Лэпбук «Перелетные птицы Прибайкалья» Здравствуйте, милые коллеги и гости моей страницы! В прошлой своей публикации я рассказала о своем первом лэпбуке «Растительный мир Прибайкалья»,.

Лэпбук «Растительный мир Прибайкалья»Лэпбук «Растительный мир Прибайкалья» Уважаемые друзья и коллеги! Сегодня я хочу показать вам мой первый лэпбук «Растительный мир Прибайкалья». С начала учебного года в старшей.

Конспект непосредственно образовательная деятельности по лепке в старшей группе «Русские сувениры» Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна. Задачи: - расширить знания детей о сувенирах, сувенирах – обереге.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вместе мы — одна семья, все народы здесь — друзья»НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вместе мы — одна семья, все народы здесь — друзья» НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Вместе мы – одна семья, все народы здесь – друзья». Интеграция образовательных.

План-конспект викторины в старшей группе «Русские народные сказки» Цель: - Закрепление представления о жанре «сказка»; Задачи: - Учить детей делать выводы, на основе имеющихся знаний. - Развивать речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Народы Прибайкалья: русские и буряты»
Опубликовано: 22 марта 2020 в 15:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД