Нурия Юмакулова
НОД «Наши друзья — насекомые» с детьми 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Юмакулова Нурия Фатиховна
Воспитатель МБДОУ детского сада «Теремок»с. Первое Тарлаково
Конспект
образовательной деятельности
в группе общеразвивающей направленности
для детей от 5 до 7 лет
«Наши знакомые - это насекомые»
Подготовил:
Воспитатель Юмакулова Н. Ф.
2016г
Анализ образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет.
Тема: «Наши знакомые - это насекомые»
1. Анализ цели образовательной деятельности:
Публикация «НОД „Наши друзья — насекомые“ с детьми 5–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
• Цели соответствуют требованиям программы, возрастным особенностям детей данной группы и уровню их подготовленности;
• 86% детей усвоили содержание ОД.
2. Анализ структуры и организации ОД:
• Структура соответствует задачам,построено недрадиционно,но с учётом общепринятой модели;
• Последовательность и взаимосвясь этапов ОД обеспечило использование комплексно-тематического метода в сочетании с наглядными и игровыми приёмами;
• Наглядно- дидактические пособия соответствуют требованиям СанПина, эстетическим требованиям;
• В ОД положены психологические основы формирования навыков у детей дошкольного возраста;
- восприятие в процессе подготовки к изучению нового материала (актуализация опорных знаний);
-понимание (осознание и осмысление)в процессе изложения нового материала;
• Использовала личностно-ориентированную модель взаимодействия, осуществляю индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам с учётом степени сложности заданий.
3. Анализ содержания ОД:
• Содержание соответствует требованиям программы, материал изложен полно, с учё том дидактических принципов обучения: научности и доступности;
• Содержание направлено на эмоциональное удовлетворение в процессе деятельности;
• Опиралась на предыдущий опыт детей и раннее полученные знания.
4. Организация самостоятельной деятельности детей:
• Соблюдая принцип деятельностного подхода, подобрала материал с учётом последовательности и постепенным его усложнением;
• Игры и упражнеия обеспечили активную самостоятельную работу детей в течение всей деятельности.
5. Анализ методики проведения ОД:
• Методы и приёмы соответствует задачам ОД,возрастным особенностям детей, использованы разнообразные методы и приёмы (практически- деятельностный, проблемно-поисковый);
• Технические средства обучения (магнитофон,аудиозапись, моделирование, элементы театрализованной деятельности обеспечили успешность усвоения материала;
• Преобладает диалогическая форма общения;
• Речь воспитатель продуманная,чёткая, грамматически правильная.
6. Анализ работы и поведения детей в процессе ОД:
• Высокая познавательная активность, устойчивое внимание,повышенный интерес к выполнению заданий;
• Методика сотрудничества, доверия объединяет, удерживает интерес детей друг к другу и обеспечиваетих постоянное взаимодействие;
7. Результативность ОД:
• 86%усвоили содержания материала ОД;
• Оптимальное распределение времени.
Цель: знакомить детей с миром природы, выделять общие признаки.
Задачи:
образовательные: продолжать знакомить детей с разнообразным миром насекомых; выделить их отличительные общие признаки (всех насекомых отличает наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков;
развивающие: развивать творческие способности, речь, мышление; совершенствовать навыки творческого рассказывания: учить детей придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании;
воспитательная: воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете; закрепить представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии.
Материал и оборудование: портрет К. И. Чуковского; 5-6 книг К. И. Чуковского, книга «Муха-Цокотуха»; колпачки на голову; магнитофон, аудиозапис «Мотылек» музыка С. Майкапара; альбомные листы с изображением жука, пчелы, муравья, муравейника, улья; счетные палочки; раздаточный материал для игры «Найди слово»; переносная песочница; фигурка паука; изображение паутины на альбомном листе; раздаточный материал для игры «Какое слово лишнее?»; фланелеграф; фигурки для фланелеграфа (персонажи сказки «Муха-Цокотуха»); платок; альбомный лист с кроссвордом «Насекомые».
Этапы работы.
1. Организационный момент.
Дети стоят перед портретом К. И. Чуковского.
Воспитатель. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Тараканище придумал,
Бармалея сочинил.
Мойдодыра, Айболита
В своих сказках не забыл.
И про горюшко Федоры
Малым детям рассказал.
И про солнце, что украли,
Каждый с детства тоже знал.
Это не Чайковский.
Он – Корней …Чуковский!
Ответы детей. Это Корней Иванович Чуковский.
Воспитатель. Правильно!Перед вами портрет замечательного детского поэта-сказочника К. И. Чуковского. Вспомните и назовите сказки К. И, Чуковского. .
Ответы детей. (сказка «Тараканище»;сказка «Краденое солнце»;сказка «Путаница»;сказка «Федорино горе»).
2. Актулизация знаний для изучения нового материала.
Воспитатель. Посмотрите на портрет внимательно: К. И. Чуковский вспоминает одну из своих самых любимых сказок. Попробуйте догадаться, о какой сказке идет речь, по отрывку, который я сейчас зачитаю.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Ответы детей : это сказка «Муха-цокотуха».
Воспитатель. Сейчас мы с вами подойдем к выставке книг. Что изображено на обложках книг? Найдите сказку «Муха-Цокотуха».
Дети рассматривают книжную выставку, находят книгу «Муха-Цокотуха» и кладут ее на стол. Каждый ребенок высказывает свою мысль о том, как по иллюстрации можно найти знакомую сказку.
Воспитатель. А вы любите путешествия и приключения?
Ответы детей. Да!
Воспитатель.
В царство Мухи-Цокотухи
Мы сегодня попадем,
Если нужную тропинку
В сказочном лесу найдем.
Воспитатель. На всякий случай возьмите с собой шапки-невидимки, они помогут нам спрятаться от врагов и поближе подойти к тем, кто нас боится.
Сейчас мы с вами произнесем волшебные слова, которые помогут нам уменьшиться до размера комара.
Воспитатель и дети. Произносят волшебные слова с закрытыми глазами.
Шапки-невидимки, помогите
И размеры наши измените.
1,2,3-начнись, игра!
Сделай нас скорее
Размером с комара!
Воспитатель. Открывайте глаза. Все вещи вокруг стали огромными. Будьте осторожны! А что это за огромная плита перед нами?
Ответы детей. Это книга.
Воспитатель. Действительно, это та самая книга, которую мы принесли со стенда. Смотрите, она закрывается. Скорее бегите за мной в сказку!
3. Изучение нового материала.
Воспитатель.
Попали мы в мир насекомых-
Знакомых и незнакомых.
По тропинке мы пойдем,
Посмотрите-первый дом.
Шапки-невидимки надевайте,
Кто в том домике живет, угадайте?
Воспитатель. Идет воин, землю роет,
На ногах без копыт,
Есть рога, да не бык.
Ответы детей. Это жук.
В случае затруднения воспитатель загадывает еще одну загадку.
Летит-воет,
Сядет-землю роет.
Ответы детей. Это жук.
После того как дети дают правильную отгадку, воспитатель переворачивает домик, и дети видят изображение жука.
Воспитатель. Если мы будем вежливы, то жук не сделает нам ничего плохого, хотя обид он не прощает и умеет за себя постоять. Давайте снимем шапки-невидимки и поздороваемся с ним.
Каждый ребенок приветствует жука.
Жук. Я виж-ж-жу, вы гости в нашей стране. Зачем пож-ж-ж-жаловали?
Ответы детей. Мы любим путешествовать, хотим увидеть новые места и познакомиться с их обитателями.
Жук. Повторите мою любимую скороговорку
Жук жуж-ж-жит так,
Что воздух дрож-ж-ж-жит.
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.
Дети повторяют скороговорку три раза.
Жук. Я похож на букву, которая любит жужжать, как и я. Выложите ее из палочек.
Дети работают индивидуально и собирают букву Ж.
Жук.
Перед вами буквы в ряд.
Я, ребята, буду рад,
Если вы средь этих букв
Вдруг найдете слово «жук».
Игра «Найди слово».
Каждый ребенок работает индивидуально
Жук. Молодцы! Теперь я уверен, что вы можете продолжать свое путешествие по нашей стране. Если вы пойдете по тропинке, то успеете на праздник к чудесной гостеприимной хозяюшке Мухе-Цокотухе. Берегитесь восьмипалого злодея с крестом на спине!
Дети прощаются с жуком и идут за воспитателем по воображаемой дорожке под музыкальное сопровождение к следующему домику.
Воспитатель. А вот и следующий домик. Кто в нем живет? Надевайте шапки-невидимки. Прислушайтесь. Слышите гудение?
Ах, как я люблю цветы,
Просто обожаю!
От цветка к цветку весь день
Без устали летаю.
Есть у меня особый дар-
Собирать с цветов нектар.
Ответы детей. Это пчела.
Воспитатель переворачивает домик, и дети видят изображение пчелы.
Воспитатель. Вот она какая, славная труженица и кормилица пчела! А для того, кто заболел, мед-первое лекарство. Кто пил молоко с медом во время болезни?
Ответы детей. Мне мама давала молоко с медом, когда у меня горло болело.
Воспитатель. Какая окраска у пчелы?
Ответы детей. Пчелы бывают полосатыми.
Воспитатель. Чем питаются пчелы?
Ответы детей. Нектаром
Воспитатель. На кого похожа пчела?
Ответы детей. На осу, шмеля.
Воспитатель. Пожалуй, мы не будем снимать шапки-невидимки. Пчел раздражает, когда их отвлекают от работы, и они могут ужалить.
Дети и воспитатель отходят от домика. Воспитатель предлагает детям снять шапки-невидимки и под музыкальное сопровождение отправиться в путь.
4. Закрепление учебного материала.
Воспитатель. Мы с вами в сосновом бору. То слева, то справа нас обгоняют деловые дружные насекомые. Они несут тяжелую поклажу.
Для постройки дома
Все собрать готовы:
Хвойные иголки,
Прутики, соломку…
Ну, не дом, а целый холм-
Живут труженики в нем.
(муравейник, муравьи)
Ответы детей: муравейник, муравьи.
Воспитатель показывает им изображение муравья.
Воспитатель. Давайте подумаем, что переносят муравьи на себе?
Ответы детей. Соломинку, листик, умершее насекомое, кусочки коры от дерева, хвойные иглы.
Воспитатель. Правильно! Недаром муравьев называют санитарами леса. Груз, который может нести муравей, во много раз превышает его собственный вес. А сейчас отгадайте загадку.
За леском, леском
Кипит горка с песком.
Ответы детей. Муравейник.
Воспитатель. Муравьи живут в муравейнике. Скоро мы увидим его.
Дети подходят к песочнице.
Воспитатель. Похоже, кто-то разрушил муравейник. Произошла страшная беда для муравьев. Они остались без дома. Давайте поможем построить муравейник.
Дети строят из песка горку-муравейник.
Воспитатель. Муравьи общаются с помощью антенн-усиков. Они благодарят вас и советуют поспешить. Скоро начнется праздник у Мухи-Цокотухи. А старый муравей в лаптях советует быть внимательными, чтобы не попасть в ловушку к восьмипалому злодею с крестом на спине.
Дети прощаются с муравьями и за воспитателем продолжают свой путь. Они подходят к экологической зоне.
Воспитатель. Смотрите – белый крест на черном фоне. Похоже, мы с вами во владениях разбойника, которого все так боятся. Надо постараться найти его в зарослях и договориться с ним мирным путем.
Дети ищут фигурку паука, спрятанную в цветах.
Воспитатель. А вот и он! Попробуйте с ним договориться, чтобы он пропустил вас на праздник.
Ответы детей:
- Паук, пропусти нас, пожалуйста, на праздник
- Паук, не задерживай нас, пожалуйста.
Паук. Вообще-то я отрицательный герой в этой сказке. Мне нравится быть злым, подлым, вредным. На вашем пути я расставил три паутины, которые подниму, только если вы выполните мои задания, а не выполните – накину на вас свою паутину, и станете вы моими пленниками.
Воспитатель. Не боятся ребята твоих заданий.
Паук. Пойдемте к первой паутине.
Игра «Какое слово лишнее?»
Каждый ребенок получает индивидуальное задание.
Паук. Не радуйтесь, впереди еще два испытания. Идите ко второй паутине.
Игра «Выложи букву, которую я загадаю».
Паук читает загадки про буквы, а дети выкладывают их на столе: буквы А, К, Н, Е.
Паук. Хорошо, идите на праздник. Меня-то туда никто не приглашает. Сейчас посижу, подумаю, как бы мне вам его испортить.
Воспитатель. Так он может придумать какую-нибудь гадость.
Надо переключить его мысли на что-нибудь полезное. (Обращается к пауку) А не хотели бы вы, уважаемый паук, разгадать кроссворд? Это очень интересно и увлекательно.
Паук. Не уверен, что это интереснее, чем делать гадости и мерзости.
Дети уверяют паука, что это интересное занятие. Звучит веселая музыка, дети с воспитателем подходят к фланелеграфу. Рядом с ним на столе разложены персонажи сказки «Муха-Цокотуха». Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать по 1-2 наиболее понравившихся персонажей. После чего дети встают полукругом перед фланелеграфом.
Воспитатель. Мы успели как раз вовремя. Праздник начинается. Мы с радостью примем в нем участие.
Воспитатель читает заключительную часть сказки «Муха-Цокотуха» со слов «прибежали светляки, зажигали огоньки…» до конца. Дети с помощью фигурок для фланелеграфа иллюстрируют эту часть сказки. Вдруг музыка обрывается, появляется паук с кроссвордом и энциклопедией. Воспитатель накрывает фланелеграф платком. Дети встают за фланелеграф.
Паук.
Дорогие гости, помогите!
Отгадывать кроссворды научите.
Не обижу я вас,
Не покиньте меня в этот трудный час!
Воспитатель. Похоже, что наш восьмипалый злодей уже вовсе не злодей, а ходячая энциклопедия. Вот как важно направить ум и деятельность в нужное русло! И на гадости времени не остается. (Обращается к пауку.)
Ты, паук, не унывай!
Свой кроссворд сюда давай.
Разгадаем – дай нам срок
И тебе дадим урок.
Воспитатель снимает с фланелеграфа платок, звучит спокойная музыка. Дети садятся за стол, и все вместе разгадывают кроссворд. Воспитатель предлагает проговорить слова-отгадки хором. Приложение 4.
5. Итог ОД.
Воспитатель. Подошла к концу прогулка. Возвращаться нам пора.
Шапки-невидимки, помогите,
Прежние размеры нам верните.
Воспитатель. Понравилось вам путешествовать?
Ответы детей.
- Мне было немножко страшно, но интересно.
- Мне все понравилось.
- Мне понравилось выполнять разные задания.
Раздаточный материал для игры «Какое слово лишнее?»
• Комар, муха, воробей, таракан.
• Шмель, бабочка, кошка, блоха.
• Таракан, кузнечик, ворона, жук.
• Бабочка, мошка, муравей, синица.
Загадки:
-А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
-На дворе – какая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
- Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он, как буква К.
- На букве Н я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
Кроссворд «Насекомые»
По горизонтали: 2. Восьмипалый злодей, плетущий паутину, из сказки «Муха-Цокотуха» (паук). 4. Насекомое – главная героиня одной из сказок К. И. Чуковского (Цокотуха). 5. Прыгающее насекомое очень маленького размера, укусы которого вызывают сильный зуд у животных (блоха).
По вертикали: 1. Насекомое с большими красивыми крыльями, питающееся нектаром цветов (бабочка). 3. Кровососущее насекомое, победившее паука в сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» (комар).