Ольга Борисевич
НОД по ознакомлению с окружающим миром (экспериментальная деятельность) в средней группе «Поможем кукле Маше»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:.Познакомить детей с материалом резина, её качествами. Доказать через опытническую деятельность её водонепроницаемость. Дать детям первоначальные представления о ткани и бумаге, их качествах и свойствах. Уточнить представления об использование ткани и бумаги в жизни человека. Закрепить знания детей о значении таких материалов как металл, дерево для жизни людей Развивать обследовательские действия и умения устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения опытов. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность. Развивать внимание, память, мышление. Формировать навыки мыслительного анализа через игру «Правда-неправда» (ТРИЗ).
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром (экспериментальная деятельность) в средней группе „Поможем кукле Маше“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
ООКоммуникация: Развивать диалогическую речь детей. Формировать звуковую культуру речи через упражненияна звукоподражания «Дождик» и «Насос». Упражнять детей в словообразовании (солнечная, дождливая погода).Формировать грамматически правильный строй речи. Закреплять в речи детей слова - прилагательные.
ОО Художественное творчество:Учить детей выполнять поделки из бумаги, развивать воображение. Фантазию. Воспитывать интерес к художественному творчеству.
ОО Социализация: Развивать у детей интерес к игре с куклой. Формировать дружеские отношения в детском коллективе. Учить детей бережному отношению к вещам.
ОО Безопасность: Продолжать учить детей понимать ценность своего здоровья, сохранять его.
ОО Музыка: Вспомнить с детьми песню «Осень», учить выполнять под музыку ритмические движения.
ОО Физкультура: обеспечить детям в процессе деятельности двигательную активность, развивать мелкую моторику рук детей.
Материал: Игровой персонаж – кукла Маша, резиновые сапожки, образцы резины для каждого ребёнка, образец дерева, металла, воздушный шарик, резиновая перчатка, аудиозапись песни «осень», предметы из разных материалов для игры «Отбери правильно» ,образцы ткани и бумаги на каждого ребёнка, таз с водой, заготовки бумаги и деталей аппликациииз цветной плёнкидля изготовления открыток на каждого ребёнка.
Ход:
1 Организационный момент-коммуникативная игра «Мы друзья».(Дети встают парами в круг)
Побежали, побежали, парами скорей.
И друг другу погрозили – ссориться не смей.
Хлопнули в ладоши. за руки взялись,
А потом крепко, крепко обнялись. (поменялись парами, повторили игру)
2 Сюрпризный момент–(стук в дверь)- кукла Маша пришла в гости к детям.
Рассказ куклы : Ребята, я вышла гулять на улицу,было тепло, светило солнышко.
В. - Ребята, а как называется погода, когда светит солнышко? (солнечная).
Кукла продолжает рассказ –Была солнечная погода,но вдруг начался дождь.
Сначала капали маленькие капельки – кап- кап – кап-кап, потом дождик пошёл сильнее -Кап-Кап-Кап (упр. на изменение высоты голоса, звукоподражание).Появились большие лужи и у меня промокли ножки.
В. - Ребята, а как называется погода. когда идёт дождь? (дождливая).
- Маша, скажи нам,а что ты надела на ножки в дождливую погоду? (я надела туфельки).
-Ребята. а какую обувь надо надевать в дождливую погоду (резиновые сапоги)
Кукла спрашивает- а расскажите мне,ребята, почему надо в дождливую погоду надевать резиновые сапоги.
В. - Сейчас мы тебе Маша всё расскажем, садись с нами и слушай. (садятся на стульчики)
3 Исследовательская деятельность :
В. -Ребята, а из какого материала делают резиновые сапоги? Как вы думаете? (из резины).
В. -Сегодня я принесла вам кусочки резины. Давайте рассмотрим её внимательно. (воспитатель раздаёт образцы)
1 -Воспитатель предлагает детям взять в руки резину, помять её – вывод: резина мягкая.
2 – Гладят резину, сжимают её - вывод: резина гладкая, упругая.
3- В. показывает детям воздушный шарик, спрашивает:- Ребята, как вы думаете из какого материала сделан этот воздушный шарик? (из резины – он мягкий, гладкий) -вывод: значит резина может быть толстой и тонкой.
4 - Наш шарик маленький, что надо сделать, чтобы он стал большим? (надуть) В. надувает шарик
-что произошло с резиной? (растянулась)- . вывод: резина растягивается.
Ребята,давайте все вместе «надуем воздушные шарики».(упражнение на зкр–надувают шарики -ш. ш. ш., спускают- с. с. с.)
5 – В. показывает детям резиновую перчатку, спрашивает:
-Как вы думаете, из какого материала сделана эта перчатка (тоже из резины- она мягкая, гладкая,тонкая, растягивается,В. надевает детям по одной резиновой перчатке, проситопустить руку в воду.
- перчатка намокла, но рука осталась сухой. Вывод: резина не пропускает воду, она водонепроницаемая.
Воспитатель обращается к кукле – Вот почему, Маша, надо в дождливую погоду надевать резиновые сапоги - резина намокнет, но воду она не пропустит, и твои ножки останутся сухими.
Кукла : Спасибо вам, ребята. я всё поняла, буду надевать резиновые сапожки. А вы знаете, ребята. какое сейчас время года? (осень) .А вы знаете песню про осень? Спойте её мне.
4Музыкальная пауза -Физкультминутка:
Но сначала мы наденем на ножкирезиновые сапожки
На правую ножку, и на левую ножку. (имитируют надевание сапожек)
А потом гулять пойдём –и ножки уже не промочим. (встают в круг, поют песню, выполняют ритмические движения под музыку,садятся на места)
5Дидактическая игра «Отбери правильно»
В. - А теперь поиграем: У меня лежат на столе предметы из разных материалов. Мы будем отбирать из них те, которые сделаны из резины. Начну я.
(в. показывает способ действия-выбирает предмет, показывает его детям, говорит: Это мяч. Он из резины, ставит предмет на поднос.)
(Дети по- очереди отбирают резиновые предметы, действуя по образцу воспитателя. На столе остаются предметы из металла, дерева. В. спрашивает, что это за материалы, просит детей вспомнить и рассказать о них. - Металл тяжёлый, холодный. гладкий. Из металла делают машины, самолёты, посуду…Дерево лёгкое, тёплое, шероховатое. Из дерева делают дома, мебель).
6 Постановка задачи перед детьми:
Кукла :Ребята, но я пришла к вам,чтобы вы мне помогли. Я хочу, чтобы у меня было новое, нарядное платье. У меня есть ткань и бумага. (показ образцов ткани и бумаги).Подскажите мне из какого материала лучше сделать платье.
В. - Поможем, ребята, Маше? Но для этого нам нужно провести опыты с бумагой и тканью. .Пойдёмте в нашу лабораторию.
Дети проходят за столы. На столах образцы бумаги и ткани.
7 опытническая деятельность :
Опыт 1. А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать - помнется ли платье из бумаги? (дети мнут бумагу)
У всех бумага смялась? У всех.
.А теперь помните ткань. Помялась ли она? Можно ли разгладить мятую ткань? Как? (прогладить утюгом).Сделаем вывод - Бумага и ткань мнутся, но ткань можно прогладить утюгом.
2. А теперь проверим, порвется ли платье избумаги? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась? Бумага рвется.
Попробуем порвать ткань. Ткань прочнее, чем бумага.
Сделаем вывод - Бумага рвется, ткань прочнее, чем бумага.
3. Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
Положите листочки бумаги в воду. Что произошло? У всех бумага намокла? Бумага намокает и распадается. Положим в воду ткань, она впитывает воду, тоже намокает, но ткань можно высушить.
Сделаем вывод - Бумага намокает и распадается, а ткань намокает, но её можно высушить
-Ребята,что же мы узнали о бумаге? (Бумага мнётся, рвётся, в воде намокает и распадается.) Можно ли из такого материала сделать платье?
- Из какого же материала лучше кукле Маше сделать платье? (из ткани).
Воспитатель обращается к кукле : Маша, мы сравнили ткань и бумагу и выяснили, что бумага материал не прочный. Новое платье ты сшей из ткани. Оно будет прочное, если ты его испачкаешь, его можно постирать, а если оно помнётся его можно погладить утюгом. Кукла благодарит детей.
8 Игра «Правда-неправда» (ТРИЗ)
Дети стоят полукругом, В. называет качества и свойства материалов. Если он говорит правду дети поднимают руки и хлопают в ладоши (да-да-да, если неправду приседают (нет-нет-нет).
Резина мягкая (да)
Металл лёгкий (нет)
Дерево тёплое (да)
Бумага не мнётся (нет)
Ткань можно гладить утюгом (да)
Резина растягивается (да)
Резина не пропускает воду, она водонепроницаемая (да).
- Кукла спрашивает, а для чего же нужна бумага, что из неё делают? Дети отвечают- книги, альбомы, тетради, открытки…
В. -Но теперь мы, ребята, знаем, что бумага материал не прочный, и к вещам, сделанным из бумаги надо относиться бережно, аккуратно.
9 Ручной труд, художественное творчество детей. (работа за столами)
Воспитатель предлагает детям сделать открытку для куклы,раздаёт заготовки - прямоугольники.
- Показ образца воспитателя:
Прямоугольник согнуть пополам, совмещая короткие стороны и углы, разгладить линию сгиба. Украсить открытку цветами из цветной плёнки. (сначала приклеить стебелёк, затем вазу, потом цветы и листики)
-Закрепить последовательность наклеивания.
-Пальчиковая гимнастика
Большой палец встал один,
Указательный - за ним,
Средний будит безымянный,
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – «Ура!»,
На работу им пора
Самостоятельная работа детей
В открытке нарисовать рисунок восковыми мелками по замыслу.
10 Уход куклы. Подведение итогов занятия.
Кукла хвалит и благодарит детей за красивые открытки. Прощается. уходит.
В. просит детей вспомнить с каким материалом познакомились сегодня, обобщает знания, подводит итог деятельности.