Лариса Иванова
НОД по художественно-эстетическому развитию «В мире звуков» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Программные задачи:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
- закреплять певческие и танцевальные навыки;
- совершенствовать навыки импровизации в пении, движении;
- приобщать к музыкальному искусству;
- прививать музыкальный вкус.
- закреплять навыки рисования.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- формировать развитие интереса к звучащему миру, представления о способах образования звуков;
Публикация «НОД по художественно-эстетическому развитию „В мире звуков“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
- развивать культуру общения и взаимодействия детей в совместной деятельности;
Образовательная область «Речевое развитие»
- способствовать развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Образовательная область «Физическое развитие»
- формировать развитие опорно – двигательной системы организма, равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук.
Оборудование:
ноутбук, презентация, музыкальные инструменты, сундук, стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, бумага.
Ход НОД:
Дети входят в зал, встают полукругом
Музыкальный руководитель:
Дети, что вы говорите, когда приходите в гости?
Ответы детей
Я тоже здороваюсь везде - дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я знакомой курице.
Давайте поздороваемся вместе со мной.
Приветствие «Здравствуй»
Выполнением движения по тексту:
Здравствуй, солнце золотое - поднятые руки скрещены, пальцы растопырены
Здравствуй, небо голубое - руки подняты, ладони раскрыты кверху
Здравствуй, вольный ветерок, - качание руками вверху
Здравствуй, маленький дубок - руки справа, одна выше, другая ниже, ладони раскрыты кверху
Мы живём в родном краю - развести руки в стороны
Всех я вас приветствую! - помахать руками над головой
Музыкальный руководитель
Предлагаю вам сегодня интересную встречу с удивительными существами - звуками, узнаем много интересного о них и даже поиграем вместе. Вы согласны?
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель
Тогда отправляемся в путь
Зашагаем дружно в ногу,
Бодрый марш поможет нам и весёлый…
Дети: Барабан!
Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель отстукивает на барабане ритм музыки.
Дети шагают по кругу. В средней части марша отстукивают ритм пальчиками, затем имитируют игру на трубе.
Музыкальный руководитель
Оборвалась здесь дорожка, мы прокатимся немножко.
Все за мною становитесь, друг за другом повернитесь!
Я - ваш новый паровоз, ничего, что нет колёс!
Топотушками пойдём, за вагончиком вагон.
Под музыку «Мы едем, едем, едем» М. Старокадомского дети двигаются топающим шагом за ведущим, имитируя руками движения колёс. На припев выполнят движения: три хлопка справа, три хлопка слева, сжимают и разжимают кулачки - 4 раза, показывают «хвостик» руками сзади, показывают стойку «собачка», показывают «крылышки» - 4 раза, взмахи ладонями перед собой - 4 раза, наклон вперёд с разводом рук в стороны - 2 раза.
Музыкальный руководитель:
А теперь остановитесь, другу мило улыбнитесь
И на стульчики садитесь.
(Приложение. Слайд1)
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук :
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
А. Усачев «Звуки»
Про тех, кто внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». (Приложение. Слайд2)
Пальчиковая гимнастика «Кошка».
А у кошки ушки на макушке
Чтобы лучше слышать мышь в её норушке.
Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам.
Музыкально-дидактическая игра «Волшебный сундучок»
У меня есть «волшебный» сундучок.
Я прошу вас отгадать, что звучит (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, шуршание бумагой, переливание воды)
Молодцы! Но на этом загадки не заканчиваются.
Звук - такой шутник, что может прятаться повсюду.
Игра на звукоподражание (Приложение. Слайд 3)
Подберите звукоподражания применительно к
а) часам (тик-так);
б) шагам (топ-топ);
в) воде (кап-кап);
г) молотку (тук-тук);
д) мячу (прыг-прыг);
е) кукушке (ку-ку);
ж) собаке (гав-гав).
Музыкальный руководитель:
И от грусти, и от скуки,
Могут вылечить нас всех,
Озорных мелодий звуки,
Песни, шутки, пляски, смех.
Музыкальный руководитель:
В нашем зале много музыкальных инструментов, но вы их слышите? (Нет).
Что нужно сделать, чтобы появился звук? (Играть на них).
Выбирайте музыкальные инструменты!
Музыкальный руководитель:
Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю поиграть!
Игра «Ритмическое эхо».
У каждого ребёнка свой инструмент, дети по очереди воспроизводят ритмические рисунки, заданные педагогом.
Музыкальный руководитель:
Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но есть еще музыкальные звуки, которые «живут» в музыкальных инструментах. Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ.
Назовите инструменты, которые могут передать голоса медведя, птички, кошки.
(Приложение. Слайд 4,5,6)
Ответы детей :
контрабас, флейта, скрипка.
Музыкальный руководитель:
Звук может спрятаться не только в образе, но и в нашем настроении. Когда оно хорошее, мы представляем веселую, радостную мелодию, а если плохое – слышим грустную, печальную музыку.
(Приложение. Слайд7) Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах написал пьесу «Шутка». Послушайте ее.
Слушание пьесы «Шутка» И. С. Баха
(Приложение. Слайд8)
Музыкальный руководитель:
Даже цветы распустились от такой замечательной музыки. Вот кому я подам цветок, тот и скажет какая эта музыка по характеру. Передаю цветок.
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
Ребята, скажите, а какое у вас сейчас настроение?
Ответы детей.
Давайте, передадим своё хорошее настроение, своё тепло друг другу. Согласны?
Игра – тренинг «Передай настроение».
Согрейте ладошки своим теплом (дети хлопают в ладоши).
Согревайте свои ладошки! А теперь передавайте тепло друг другу! (ладошки)
Музыкальный руководитель:
Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос, и при благоприятных условиях развития он становится музыкальным инструментом, единственным и неповторимым. А чтобы этот музыкальный инструмент зазвучал, надо начать говорить, а еще лучше… петь!
Сейчас предлагаю творческое задание: определите образ человека по поющему голосу (звучит «Песенка Герцога» из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди «Сердце красавицы склонно к измене»
(Приложение. Слайд9). Определяем: пол поющего (мужской или женский, возраст, характер, действия, желания, внешние данные, на каком языке поет – понятном (русском или нет).
(Герой поет на самом музыкальном языке – итальянском. Он беспечный, беззаботный, думает только о себе, а не о других).
Музыкальный руководитель:
Ну, а теперь и нам запеть пора. Занимаем певческую постановку.
Первую часть буду исполнять я, а вторую: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – вместе.
Аккомпанемировать на металлофоне во время исполнения припева мне будет. (выбираю желающего)
Песня из телевизионной передачи «Урок пения» «До, ре, ми, фа, соль…», сл. З. Петровой, муз. А. Островского (журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2006г.)
Музыкальный руководитель:
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку,
Что такое эта музыка,
Расскажите мне скорей…
Такие стихи сочинила девочка – школьница, а композитор Георгий Струве написал к этим стихам музыку, и получилась песня.
Исполняется песня «Музыка», сл. Иры Исаковой, муз. Г. Струве
(журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2005г.)
Музыкальный руководитель
Все, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать, и тогда ты сам откроешь музыку в себе самом и почувствуешь, что музыка обладает таинственной силой.
А сейчас я всех приглашаю на веселый танец «Приглашение» украинская народная мелодия.
На этом наша встреча подошла к концу.
Прощание. Всем спасибо за внимание,
Я пою вам: «До свидания!»