Овчаренко Юлия Александровна
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Задача. Показать иерархию временных периодов, проследить взаимосвязь внутри нее; развивать образные представления детей посредством знакомства их с метафорическим переносом.
Материал. Сказка В. И. Даля «Старик годовик».
Ход занятия
Воспитатель Расскажу я вам, ребята, сказку. А сказка эта не простая. Это сказка-загадка, и называется она «Старик годовик». Вот послушайте.
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
«Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно».
Как вы думаете, о чем эта сказка?
(Ответы детей.)
Давайте нарисуем эту сказку вместе.
Читает сказку еще раз и, делая паузы, схематично зарисовывает ее на интерактивной доске Постепенно на доске возникают четыре столбика птиц (галочек, по три галочке в каждом столбике.
Ребята, эти четыре столбика обозначают времена года. Какие?
Дети. Зима, весна, лето, осень
Воспитатель. Ребята, давайте сделаем физкультминутку, немножко отдохнем.
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
Воспитатель. А что обозначают птицы в каждом столбике? Как мы назовем?
Дети. Первый столбик — зим; Птиц мы назовем Декабрь, Январь, Февраль.
Далее дети рассказывают про остальные три столбика.
Затем к каждой «птице» воспитатель пририсовывает еще по два «крыла» и говорит, что четыре крыла у каждой птицы символизируют недели. На каждом крыле рисует по семь перьев (дни недели). Каждое перо — двухцветное (одну половину пера оставляет белой, другую штрихует).
• Беседа по вопросам:
— Как мы называем крылья птиц?
— Как называются их перья?
— Что означает темная половинка пера, а что — белая?
Воспитатель. Молодцы! Вы всё правильно поняли и во всем разобрались. А теперь давайте поиграем.
Игра «Двенадцать месяцев»
Выбирается водящий — Старичок Годовичок и двенадцать месяцев. Водящий отворачивается, и месяцы меняются местами. Старичок Годовичок должен вернуть их на свои места.
В конце занятия воспитатель подводит итог, уточняя вместе с детьми, что узнали нового сегодня.
Комментарий Знакомство с данным произведением позволяет систематизировать и обобщить знания детей о временах года, месяцах, днях недели с помощью символики; понять взаимосвязь как между компонентами каждой отдельной единицы измерения времени так и между всеми существующими раскрыть количественные отношения характерные для этой взаимосвязи